Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Е. С. Студеникина. Артисты балета: гендерный аспект творческой профессии




Е. С. Студеникина

Краснодар, Кубанский государственный университет

АРТИСТЫ БАЛЕТА: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ТВОРЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Профессия артиста балета в общественном мнении россиян считается «не совсем мужской», «несерьезной». Это связано с занятостью в сфере искусства, кажущейся легкостью работы, закрытостью балетного сообщества. Для выяснения особенностей профессии мы провели глубинное интервью с артистами Краснодарского музыкального театра. Было опрошено 15 артистов балетной труппы: 5 мужчин и 10 женщин (реальное соотношение полов в данном коллективе – 36% мужчин, 64% женщин). В театре работают две балетные труппы: классическая (Театр балета Юрия Григоровича), и специализирующаяся на современной хореографии (труппа Музыкального театра). Возраст респондентов: 22 – 41 год. Танцевать в театре артисты начинают, как правило, сразу после училища (в 18–19 лет), в 38–40 лет выходят на пенсию. В число респондентов были включены как бывшие выпускники Краснодарского хореографического училища и КГУКИ, так и представители других школ (А. Р. Б. им. А. Я. Вагановой, Новосибирского, Воронежского, Узбекского хореографических училищ и т. д. ). Интервьюирование проводилось с декабря 2010 по февраль 2011 года.

Практически для всех опрошенных балет – осуществленная мечта детства. Решение о выборе профессии принималось в 6–10 лет; девочки чаще делали это самостоятельно (и отстаивали своё решение в споре с родителями), мальчики иногда выбирали профессию под влиянием матери или педагогов. Тем не менее, у всех респондентов обнаруживается повышенная мотивация на получение именно этой специальности и любовь к ней, что позволило выдержать постоянные физические и эмоциональные нагрузки и состояться в выбранной профессии. При этом, если большинство балерин в начале карьеры мечтали стать солистками, мужчины более спокойно характеризовали свои планы: «хотел просто танцевать и получать удовольствие от этого» (м., 26 лет), «звездой стать не хотел» (м., 27 лет), «не быть звездой, но иметь вес в мире искусства, станцевать классическое па де де Обера» (м., 32 года).

Зная реальные физические нагрузки, опрошенные артисты не ставили под сомнение «мужественность» своей профессии, хотя признавали, что в детстве ориентировались скорее на красоту танца. Фактически, понимание необходимых ограничений и «жертв» (отсутствие свободного времени, контроль веса, соблюдение режима, иногда – физические методы воздействия со стороны педагогов и т. д. ) пришло к будущим артистам балета уже в хореографическом училище.

Почти все респонденты позитивно оценивают свою карьеру в настоящий момент. Большинство артистов труппы современной хореографии заняты во всех спектаклях, разница только в том, сольные партии они танцуют или массовые. Поэтому недостатка в работе артисты не испытывают, но хотели бы большего творческого самовыражения: «танцевать разносторонние и разнохарактерные партии» (м., 28 лет), «разные, чем больше, тем лучше» (ж., 22 года). В труппе классического балета у артистов кордебалета потребность в карьере солиста проявляется четче: «хотелось бы танцевать «корифейские» партии» (ж., 27 лет).

И мужчины, и женщины планируют танцевать максимально долго: до пенсии (примерно до 38–40 лет) или «пока не выгонят» (ж., 27 лет). Однако, артисты понимают, что не все зависит от них: «Буду работать, пока физическое состояние позволит» (м., 27 лет), «Надеюсь, что через 10 лет еще буду танцевать. Со здоровьем плохо, так что, как получится» (м., 26 лет).

Дальнейшие планы лишь часть респондентов связывает с балетом, планируя стать балетмейстером, постановщиком, создать свой коллектив. Артисты «среднего» (по балетным меркам) возраста еще не задумываются о будущем, либо представляют его достаточно абстрактно: «займусь другой профессией» (ж., 27 лет), «Хочу танцевать как можно дольше… А потом? Займусь творчеством» (м., 28 лет). Есть респонденты, настроенные скептически относительно перспектив дальнейшего трудоустройства: «Наверное, буду в «Ашане» ставить продукты на полки» (м., 32 года).

Сравнивая свою карьеру с другими, артисты отмечают, что получить главные роли проще человеку «одаренному, трудолюбивому, целеустремленному, с хорошими физическими данными» (м., 28 лет). Однако, «в нашей труппе (да, наверное, не только в нашей) проще любимчикам балетмейстера» (м., 26 лет). К этому мнению присоединились еще шестеро опрошенных. Относительно того, влияет ли пол артиста на получение им ролей и возможность стать знаменитым, респонденты не были единодушны. Семь человек высказали мнение, что пол не имеет значения, важнее талант. Три респондента (исключительно женщины) уверены, что преимущество имеют мужчины: «потому что их меньше» (ж., 30 лет), «Стать знаменитыми проще мужчинам, они в этой сфере – «изюминка»! » (ж., 24 года). Пять человек считают, что «пробиться» и стать известными проще женщинам–балеринам. При этом мужчины, указавшие такой вариант, намекают на не совсем профессиональные способы достижения успеха: «Женщинам легче. Если у женщины есть красота, ноги, ум, то это оценят. Через постель или через общение… С мужчинами – практически то же самое, но гетеросексуалов больше» (м., 32 года), «Проще женщинам, так как балетмейстер чаще – мужчина» (м., 26 лет). Балерины, поддержавшие эту точку зрения, указывают несколько иные причины: «Думаю, что женщинам < легче > … Мы – мудрее и хитрее! » (ж., 25 лет).

Артисты отмечают наличие периодических конфликтов в труппе, в которых участвуют все (независимо от пола), и даже считают это нормальным: «мы же люди искусства» (м., 26 лет). Работа в театре отражается и на личной жизни танцоров, их общении с окружающими людьми. Однако, по мнению респондентов, это влияние неоднозначное. Не всегда члены семьи с пониманием относятся к командировкам и занятости в выходные дни. В то же время, некоторые артисты балета устанавливают отношения и даже создают семьи со своими коллегами или другими сотрудниками театра.

Таким образом, выбрав профессию в достаточно юном возрасте, артисты первоначально ориентируются на ее красоту, романтику и желание стать знаменитым. Пройдя профессиональное обучение и проработав несколько лет в театре, респонденты не считают свой труд исключительно «женским», так как нагрузки и возможность травм сопоставимы со спортивными. В то же время, творческий аспект имеет очень большое значение и для женщин, и для мужчин, выбравших эту профессию: ради возможности самовыражения респонденты готовы мириться с небольшой зарплатой, особым графиком работы, партиями в кордебалете и кратковременностью карьеры. «Артисты балета у нас в стране получают низкую зарплату, что в других профессиях не так, и < там> есть возможность зарабатывать больше. Но зато в театре есть возможность творить, общаться с разносторонними творческими людьми…» (м., 28 лет). «Балет! Балет! Балет! Это та работа и профессия, от которой я получаю огромное удовольствие! » (ж., 26 лет).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...