И. С. Клецина. Развитие гендерной компетентности студентов как задача гендерного образования в высшей школе
И. С. Клецина Санкт–Петербург, Российский гос. пед. университет им. А. И. Герцена РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ЗАДАЧА ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Происходящие в российском обществе трансформации затрагивают повседневную жизнь людей, предъявляя все новые требования в плане активности и адаптации личности к изменяющимся социальным условиям. Человеку в ситуации радикальных социальных изменений необходимо справляться с новой ситуацией, научиться жить в ней, причем не просто приспосабливаться к ситуации, а овладевать ею[641]. Для современных мужчин и женщин актуальной становится задача персональных модификаций традиционных моделей гендерных отношений, этого требует ломка традиционного гендерного уклада, сближение мужских и женских ролей и статусных позиций в обществе и в семье. Женщины все активнее осваивают те сферы профессиональной деятельности, где многие десятилетия производственные роли исполняли исключительно мужчины: в военных структурах, в сфере среднего и крупного бизнеса, высшего менеджмента и др. Не только профессиональные роли, но и статусные позиции женщин в общественной жизни постепенно приближаются к мужским. Уровень образования у женщин (который не ниже, чем у мужчин) позволяет им продвигаться по карьерной лестнице и занимать руководящие должности. Мужчины начинают утрачивать безраздельную монополию на статусные позиции в сфере образования, государственного управления, бизнеса и даже в политике. Увеличение представительства женщин во властных структурах – заметная тенденция нашего времени[642]. Происходящие изменения в гендерных отношения на макроуровне побуждают мужчин и женщин к пересмотру привычных практик межполового взаимодействия в межличностных отношениях. В связи с этим, весьма актуальной становится задача повышения гендерной компетентности личности, т. е. такой социально–психологической характеристики, которая позволяет личности быть эффективной в системе межполового взаимодействия. Возникает закономерный вопрос: «Что означает эффективность в сфере гендерных отношений? ». Ответ на этот вопрос кроется в смысловом содержании тех идей, на основе которых в системе научного знания сформировалось гендерное направление. Основное содержание гендерной тематики связано с идеей утверждения прав человека независимо от его половой принадлежности, т. е. в гендерной теме приоритетной является задача достижения гендерного равенства в разных сферах жизнедеятельности людей. Таким образом, гендерную компетентность можно определить как характеристику личности, которая позволяет ей не быть субъектом и объектом ситуаций гендерного неравенства. Другими словами, гендерная компетентность – это способность мужчин и женщин замечать ситуации гендерного неравенства в окружающей их жизни; противостоять сексистским, дискриминационным воздействиям и влияниям; самим не создавать ситуации гендерного неравенства в межличностном и межгрупповом взаимодействии[643]. Гендерно компетентным можно считать человека, которой разделяет эгалитарные взгляды на положение мужчин и женщин в обществе и семье, который свободен от гендерных стереотипов, противопоставляющих мужчин и женщин по личностным особенностям и ролевому поведению, который не считает, что биологические особенности каждого пола могут быть оправданием ситуаций гендерного неравенства. Гендерно компетентный человек в отношениях с другими людьми не демонстрирует гендерные предубеждения, реализует не дискриминационные практики, а партнерскую модель отношений.
Гендерное образование и просвещение позиционируется как одно из ведущих условий демократизации общества и достижения гендерного равенства. Однако цели, задачи и стратегии интеграции гендерного подхода в систему российского образования, а также методика преподавания гендерной проблематики и гендерные установки самих педагогов по–прежнему являются предметом научных дискуссий[644].
Проводимые преобразования в системе отечественного высшего профессионального образования требуют от преподавателя реализации компетентностного подхода. 1. Использование убеждающей коммуникации. Наличие убедительных доказательств деструктивности гендерных предубеждений является одним из условий их преодоления. В качестве примера можно использовать анализ таких явлений как сексизм и гомофобия. Важно рассмотреть разные формы сексизма (скрытый и явный, враждебный и благожелательный) и гомофобии (интернализированная и экзогенная), проанализировать причины возникновения этих явлений и особенности проявления [645]. 2. Декатегоризация. Позитивное отношение к своей группе и предубежденное (негативное) отношение к другой группе является следствием процессов категоризации. Декатегоризация – когнитивный способ преодоления гендерных предрассудков. В основу этой модели положено представление о существовании у человека двух типов идентичности – личностной и социальной, при условии, что актуализация одной из них ведет к подавлению другой. Чтобы межгрупповой контакт привел к позитивным последствиям, его участники должны актуализировать личностную идентичность, т. е. воспринимать себя и других, как индивидуальностей, а не членов группы[646]. Гендерные предрассудки нелегко поддаются изменению, поэтому работа по развитию гендерной компетентности должна проводиться по разным направлениям последовательно и систематически. Т. Л. Барандова Санкт–Петербург, Высшая школа экономики
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|