Л. П. Окулова. К проблеме гендерных исследований эргономического обеспечения подготовки специалистов
Л. П. Окулова Чайковский, Чайковский институт физической культуры К ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭРГОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ Реалии дня отражают непрерывно возрастающий интерес со стороны теории, методологии гендерных исследований к проблеме эргономического обеспечения проектирования и эксплуатации эффективных систем профессиональной подготовки специалистов к деятельности в сложных технических средах. Важную роль в активизации данного направления играют прогресс в компьютерном моделировании полимодальных сред и внедрение технологий виртуальной реальности и искусственного интеллекта в системы человеко–машинного интерфейса современных эргатических систем с учетом профессиональной подготовки мужчин и женщин. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к компьютерным интерфейсам и исследованиям влияния средового контента на эффективность деятельности профессиональных специалистов. Можно говорить о возникновении техногенной среды, наделённой свойствами искусственного интеллекта, в которую погружаются мужчины и женщины при выполнении учебной и профессиональной деятельности. Отметим появление новых технологий, включающих виртуальную реальность как средство погружения человека с учетом гендерных особенностей в особые условия жизнедеятельности. На фоне этих достижений инженерно–педагогическая и эргономическая компоненты организации эффективных эргатических систем и сред, базирующиеся на традиционной методологии гендерных исследований, выглядят явно недостаточными. Несмотря на накопленный к настоящему времени в учебных заведениях технологический опыт проектирования систем «человек–машина–искусственная среда», следует признать, что многие методологические, теоретические и практические гендерные аспекты этой фундаментальной проблемы остаются неясными. В частности, обращает на себя внимание неоднозначность рассмотрения вопроса о проектировании учебной и профессиональной деятельности особенностей обучения мальчиков и девочек и средств её обеспечения в сложных иммерсивных (погружающих) технических средах эргатических систем и систем, наделённых искусственным интеллектом. Решение этого вопроса требует анализа:
– механизмов приобретения компетенций с учетом гендерных особенностей феноменов «знание», «обучающая среда», «профессиональная среда»; – деятельности мальчиков и девочек в погружающих профессиональных и обучающих искусственных средах. Сегодня не представлен в рамках единой гендерной методологии класс систем, связанных с обучением и профессиональной деятельностью мальчиков и девочек в искусственных средах, отличающихся от обычных сред физической реальности. Классический педагогический дискурс, оперирующий понятиями «знание», «обучение» в их традиционном инструменталистском смысле, не позволяет решить задачу формирования методического обеспечения для средоориентированных технологий обучения мальчиков и девочек сложных эргатических комплексов. Преобладающей методологией проектирования обучающих систем с погружением в среду обучения является методология полного физического и функционального подобия среды моделирования среде профессионального опыта. Такой подход к построению систем обучения, вытекающий из классических схем обучающих интеракций, недостаточно эффективен применительно к работе в сложных технических средах. Классическая методология эргономического обеспечения и проектирования эргатических систем, традиционно разделяющая задачи проектирования технической среды и деятельности в ней человека–оператора малоэффективна при решении задач, возникающих при создании новых видов с «разумным» поведением технической компоненты эргатических систем, реализующих погружение мальчиков и девочек в искусственные среды обучения и профессиональной деятельности. Требуется более серьёзное внимание к анализу отношений «субъект–объект с разумным поведением», возникающих в сложных видах деятельности. До настоящего времени в эргономике не сформулирован теоретико–методологический базис, позволяющий с единых позиций, в рамках единой междисциплинарной терминологии и единых понятийных схем объединить в процессе эргономического проектирования технологии тематического, технического, организационно–педагогического проектирования обучающих и профессиональных сред с учетом гендерных особенностей. Внедрение идей синергетики в эргономику и педагогику позволяет, по нашему мнению, расширить возможности данных дисциплин и, прежде всего, в сфере создания сложных технических сред, деятельность в которых требует учёта особенностей динамической организации мальчиков и девочек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|