Раздел 18. Гендерное образование и просвещение в высшей школе
Раздел 18. Гендерное образование и просвещение в высшей школе М. А. Кашина Санкт–Петербург, Северо–Западная академия государственной службы Роль дополнительного профессионального образования в воспроизводстве гендерной пирамиды на российской государственной гражданской службе Государственная гражданская служба выступает одной из наиболее феминизированных сфер занятости в нашей стране. На 1 октября 2009г. женщины–гражданские служащие составляли 71, 3% кадрового состава государственных органов. В органах законодательной власти женщин – 58, 1%; исполнительной – 70, 3%; судебной – 79, 2%. При этом, как и во всех других феминизированных отраслях, на гражданской службе складывается гендерная пирамида: доля женщин на высшем уровне гражданской службы обратно пропорциональна их доле на низшем уровне. На должностях государственной гражданской службы Российской Федерации среди руководителей высшей группы занято 34% женщин и 66% мужчин. На должностях обслуживающих специалистов младшей группы служат 85% женщин и 15% мужчин[639]. Среди 772 заместителей руководителей глав регионов, либо заместителей председателей правительства 87 женщин (11%), в том числе 10 на должностях первых заместителей (9%) Только одна женщина является главой правительства – Республика Саха (Якутия). Причины подобной ситуации неоднократно становились предметом исследования, в том числе и автора данной статьи[640]. Тем не менее, ситуация практически не меняется. Отказ от мажоритарной системы при выборах законодательных органов власти (например, Государственной Думы РФ и Законодательного собрания Санкт–Петербурга), хотя и привел к некоторому росту доли женщин в этих органах, резко усилил значение партийной принадлежности кандидатов в депутаты.
Не лучшим образом сказался на позициях женщин и финансовый кризис 2008 года. Он усилил конкуренцию на рынке труда, сделав привлекательными для мужчин рабочие места на гражданской службе, ранее не входившие в орбиту их внимания. Аналогичную роль играет реформа российской армии, вызвавшая приток мужчин–военных, вышедших в отставку, на службу в государственные органы. Это отражение общей ситуации, сложившейся в российском общественном сознании по отношению к гендерной тематике. С одной стороны, никто не против гендерного равенства. С другой – многие считают, что в стране есть гораздо более важные проблемы, чем неравенство мужчин и женщин. Различия в представленности мужчин и женщин на разных уровнях гражданской службы, имеют в первую очередь последствия политические, потому что тем самым нарушается гендерный баланс в органах власти и управления, что означает неравный доступ гендерных групп к важнейшим ресурсам, а значит, дискриминацию по признаку пола. Не случайно в Проекте федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин» есть специальная ст. 6 о гендерном балансе, который предполагает представительство одного пола не менее 40%, и который должен соблюдаться обязательно при формировании кадрового состава государственной (гражданской) службы. Единственное «но», что до второго чтения этот законопроект до сих пор еще не дошел. На практике существует целый комплекс причин, обуславливающих гендерную пирамиду на гражданской службе, одна из них – низкая мотивация женщин – гражданских служащих к карьерному продвижению. Индикатором этого можно считать их отношение к дополнительному профессиональному образованию (ДПО). ДПО занимает четвертое место из пятнадцати в списке наиболее значимых для региональных гражданских служащих государственных гарантий, уступая лишь своевременному получению денежного содержания, отпуску нормальной продолжительности и государственному пенсионному обеспечению. Однако эта значимость может иметь разные причины для мужчин и женщин. Оценку ДПО необходимо встраивать в общий контекст должностного и профессионального развития чиновников, потому что именно он будет определять мотивацию к получению и дальнейшему использованию дополнительного образования. Приведем результаты социологического исследования гражданских служащих Санкт–Петербурга, в котором проблемы ДПО изучались специально. Статистически зависимыми оказались пол и оценка связи повышения квалификации и должностной карьеры.
Женщины – более дисциплинированные и старательные учащиеся. В то же время повышение квалификации, по их мнению, мало сказывается на должностной карьере, и большинство из них своим служебным положением удовлетворено. Тем самым, они учатся не для того, чтобы двигаться наверх, а для того, чтобы сохранить свое служебное положение и выполнить требования законодательства о гражданской службе. В частности, для того чтобы без проблем пройти аттестацию и сдать квалификационный экзамен, который позволит получить очередной классный чин и даст небольшую прибавку к денежному содержанию, хотя служебный статус сильно не повысит. Подобная ситуация работает на стабильность института государственной гражданской службы, поскольку основная масса чиновников (70%) не претендует на быструю карьеру, зарабатывая себе бонусы постепенно, тем самым не создавая социальную напряженность из–за высокой конкуренции за вышестоящие должности. Однако обратной стороной этой стабильности выступает застой и отсутствие инициативы при выполнении служебных обязанностей, поскольку всех всё устраивает. Добавим к этому зависимость карьерного продвижения от благорасположенности руководства. Женщины, которых не устраивает подобная ситуация, двигаются двумя путями. Первый, наиболее простой, набравшись опыта и связей, они уходят за хорошими, хотя и рискованными заработками в бизнес, например, создают малые предприятия. Второй, более сложный, но также распространенный, состоит в том, что они становятся теневыми лидерами, серыми кардиналами мужчин–начальников. Довольно большая доля женщин на главных должностях гражданской службы, фиксируемая государственной статистикой, – это женщины заместители руководителей или начальники несамостоятельных структурных подразделений (секторов). К сожалению, более подробная статистика на эту тему в нашей стране не ведется.
Для мужчин, считающих свою квалификацию выше той, которая требуется для исполнения их служебных обязанностей, и что они способны на большее, ДПО – инструмент карьерного роста. Для женщин, в целом удовлетворенных своим положением, это способ упрочить свои позиции и лучше выполнять служебные обязанности. В результате мужчины движутся «вверх» быстрее, а женщины «застревают» на середине карьерной лестницы на уровне старших и ведущих должностей специалистов государственной гражданской службы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|