Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы современной психологии. Вопросы для обсуждения. Практические задания (письменно). Вопросы для размышления. Задачи и упражнения




Занятие № 1

Методы современной психологии

Вопросы для обсуждения

1. Понятие метода. Классификация методов психологического исследования.

2. Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии (виды, возможности требования к применению, достоинства и недостатки).

3. Характеристика вспомогательных эмпирических методов психологии (анкета, беседа, тесты, опросники и др. ).

Практические задания (письменно)

1. Сопоставьте между собой наблюдение и эксперимент как основные методы психологии. Выделите различия между ними. Результаты сравнительного анализа оформите в таблицу.

Вопросы для размышления

1. Известно, что объяснение результатов психологического исследования во многом зависит от личности психолога. Возможно ли избежать субъективизма и сделать интерпретацию сугубо объективной?

2. При использовании опросных методов возникает опасность получения неискренних ответов испытуемых. Что бы вы предложили для того, чтобы избежать этого?

3. Если бы вам было необходимо получить психологическую информацию о человеке, какому методу вы отдали бы предпочтение и почему?

4. В настоящее время в практических целях широко используется детектор лжи. Можно ли ему доверять? Можно ли «обмануть» этот прибор и если да, то как?

Задачи и упражнения

I. С каким из следующих высказываний и почему можно согласиться, а с какими нет?

      1. Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.

      2. О сознательности человека судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что и как он делает.

      3. Психическая деятельность всегда получает свое объективное выражение в тех или иных действиях, движениях, речевых реакциях, в изменении работы внутренних органов и т. д.

       4. Чужой душевной жизни мы не можем воспринять, сама она навсегда останется вне пределов возможного опыта.

        5. При изучении психических явлений всегда следует устанавливать материальные причины их возникновения.

        6. Сознание существует само по себе. Его нужно изучать интроспективно.

        7. Существует только два состояния сознания: сон и бодрствование.

2. Какие методы психологии имеются в виду? В чем сильные и слабые стороны каждого из них?

      1. Главное достоинство этого метода заключается в возможности «активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Исследователь создает условия, в которых психологический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения». Благодаря этому он служит основным инструментом получения новых психологических фактов и объективного научного познания.

      2. Наиболее доступный, часто встречающийся прием в практике психологов и педагогов- познание учеников на основе непосредственного восприятия; познание, проводимое в естественных условиях, Однако это дело не простое, оно требует точной фиксации фактов, объективного отражения воспринимаемых событий, отношений. Педагог при этом должен весит дневник и на основе собранного материала дать объяснение причин психологических фактов.

       3. Применяется в психологической науке метод, когда испытуемым предлагают ответить на ряд вопросов: об интересах, мнениях, мотивах, склонностях и т. д. Письменные ответы затем подвергаются анализу, статистической обработке и служат материалом для определенных выводов, Этот метод позволяет охватывать большие группы лиц, не требует обязательного личного контакта. Нельзя, однако, забывать, что можно собрать десять тысяч ответов, но не получить достоверных и объективных данных. Поэтому их, как правило, дополняют и сопоставляют с данными, полученными с помощью других методов.

3. Вставьте пропущенные слова в определение тех основных требований, которые необходимо соблюдать при использовании метода наблюдения: «до начала наблюдения нужно четко сформулировать …, исходя из …, составить … наблюдения; продумать … его осуществления; наблюдение проводить таким образом, чтобы испытуемый … об истинных целях наблюдения.

 

Занятие № 2

Мотивация личности и деятельности человека.

Вопросы для обсуждения

1. Потребности как источник активности человека. Основные характеристики человеческих потребностей. Виды потребностей.

2. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

3. Психологические теории мотивации.

4. Основные характеристики мотивационной сферы человека. Виды мотивов.

5. Мотивация и деятельность. Мотивация и личность.

 

                                     Практические задания (письменно)

1. Составьте мотивационный портрет известного вам реального человека или персонажа кино, литературы (можно себя). Какие потребности и мотивы у него доминируют, в чем это проявляется, как он реализует свои потребности и мотивы, чего ему не хватает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...