Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивидуальные особенности личности: способности.




Индивидуальные особенности личности: способности.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о способностях.

2. Происхождение способностей. Способности и задатки.

3. Классификация способностей.

4. Уровни развития способностей.

5. Развитие способностей. Условия развития способностей.

 

Практические задания (письменно)

1. Какими способностями должен обладать квалифицированный специалист (применительно к профилю подготовки выбранной студентом специальности)? По каким показателям можно оценить развитие этих способностей? Оцените степень сформированности этих способностей у себя. Поставьте задачи по саморазвитию, спланируйте работу.

Вопросы для размышления

1. Бытует мнение, что неспособных людей не бывает. Согласны ли вы с ним? Может ли человек компенсировать отсутствие способностей и если да, то чем? Обоснуйте свой ответ.

2. Как бы вы ответили на вопрос: «Математиком можно стать или им нужно родиться»?

3. «Заботясь о развитии способностей ребенка, нельзя упускать из виду важнейшую среди них – способность при всех обстоятельствах быть человеком, быть личностью» (А. В. Петровский).

Что может выступать в качестве задатков такой способности?

4. Попытайтесь ответить на «вечные» вопросы:

- Талант владеет человеком или человек талантом?

- Можно ли из грязи подняться в князи?

- Бывают ли ни к чему не способные люди?

- Совместимы ли гений и злодейство?

                                         Задачи и упражнения

1. Продолжите высказывания:

- Чтобы способности реализовались, необходимо….

- Нельзя говорить о наличии способности к рисунку, если человека…

- Неспособность к чему-либо обнаруживается, когда при прочих равных условиях человек…

- При выраженных способностях родителей с большой вероятностью создаются….

- Задатки многозначны: один и тот же задаток может…

2. Прокомментируйте суждения. Как соотносятся задатки и способности в человеке?

- Рафаэлем может стать только тот, в ком сидит Рафаэль, но удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант – это целиком зависит от спроса, который в свою очередь зависит от разделения труда и от порождаемых им условиях просвещения людей.

- Человек никогда бы не проявил своих способностей, если бы не родился с соответствующими генами музыкальных, технических, литературных, интеллектуальных и т. д. способностей… Развитие способностей носит имманентных характер, совершается по принципу присущей самому организму внутренней целесообразности… совершенно независимо от влияния внешней среды.

- Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности

- Свои способности человек может узнать, только пытавшись приложить их.

3. Подберите из литературы примеры невероятных способностей людей.

 

Занятие № 5

Волевая сфера личности

Вопросы для обсуждения

1. Понятие воли в психологии. Функции воли.

2. Психологические теории воли.

3. Понятие волевого действия. Структура волевого действия.

4. Волевые качества личности.

5. Развитие волевой регуляции в онтогенезе.

 

Практические задания (письменно)

1. Напишите в тетради характеристики волевого человека.

2. На основе изучения литературы составьте классификацию волевых качеств личности.

Вопросы для размышления

1. Решительность как психическое состояние человека: всегда ли она полезна?

2. Решительность и решимость: есть ли разница в этих качествах человека?

3. Оцените приведенный список слов с точки зрения того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с сильной и слабой волей.

Надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выполню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеблюсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избегаю, попробую, справлюсь, непременно, обязательно, отложу, стремлюсь, добиваюсь, сдерживаюсь.

                                               Задачи и упражнения

1. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, верны, а какие – нет?

1. Единственный критерий проявления воли в поведении – волевые качества личности.

2. Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его.

3. Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

4. Аристотель впервые рассмотрел действия человека, принимаемые к

5. исполнению как обязательные.

6. Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению.

2. Укажите, какая функция воли проявляется в каждой ситуации.

1. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше.

2. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым.

3. В очень жаркий день подросток М. работал на приусадебном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень уставшим и изнуренным, он отказался, объяснив, что хочет довести начатое дело до конца.

4. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть фильм, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

5. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов путаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

3. Прочитайте ситуацию. В повести Е. Ильиной «Четвёртая высота» есть эпизод, в котором рассказывается, как во время подготовки к школьным экзаменам Гуля отвезла в зазеленевший лес свою белку, проводила на вокзал маму, уехавшую в Сочи, и вернулась в опустевшую квартиру. С ней осталась Фрося.

 - Ну, Фросенька, - сказала Гуля, - не сойду с этого места пока не пройду всю физику. И Гуля села за свой стол. Подперев голову руками, она углубилась в учебник. Комната была залита июньским солнцем. Под окном распустилась акация.

- Как сейчас хорошо на Днепре! - с тоской думала Гуля. - Взять бы байдарку и поплыть вниз по течению. А потом лечь на белый песок и смотреть в небо! Но это потом, после экзамена. А сейчас надо забыть обо всём на свете, кроме физики.

- «Теплота» …Как назло приходится повторять эту несчастную «Теплоту», когда и так некуда деваться от жары.

Вдруг в дверь постучали. В переднюю вошла Гулина одноклассница Надя, одна из самых нарядных и хорошеньких девочек в классе.

Гулька, - сказала Надя, едва переводя дух, - бросай всё! Лемешев в Киеве! Мировой концерт. Есть два билета!

- Ты что, в уме? - спросила Гуля. - А физика?

- Физика подождёт. Неужели ты пожертвуешь Лемешевым ради несчастной физики?!

- Я не шучу, Надька, - серьёзно сказала Гуля. - Ты же знаешь, мне недолго собраться, особенно если такой концерт. Приходится держаться во как! Думаешь, мне приятно париться? Но ведь осталось ещё добрых 50 страниц. Видишь?

- Я буду ночью учить «Теплоту», - сказала Надя, вертясь перед зеркалом… - Ты, Гулька, вечно чего-то невозможного требуешь от себя, и других. Ну, насильно в рай не тянут. Сиди, зубри! Когда Надя, чмокнув Гулю, убежала, дверь не успела закрыться за ней, как застенчивый мальчишеский голос по телефону позвал Гулю на Днепр кататься на лодке.

- Не могу же! Занята я! Отстаньте от меня все! - крикнула со слезами в голосе Гуля и, положив трубку, накрыла телефон диванной подушкой.

 - Не подойду больше, хоть тресни! - сказала она и пошла к своему столу, заваленному книгами. До вечера просидела она над физикой, не вставая.

С какими трудностями пришлось встретиться девочке (внешними и внутренними)? Выделите их и определите их вид. Какие функции воли проявились в данном описании? Поясните свой ответ. Укажите, какие этапы волевого действия проявляются в описанных ситуациях.

 

Занятие № 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...