Проблема памяти в психологии. Практические задания (письменно). Вопросы для размышления. Задачи и упражнения. Проблема мышления и речи в психологии
Проблема памяти в психологии Вопросы для обсуждения 1. Понятие о памяти как познавательном процессе. 2. Виды памяти. Классификация видов памяти. 3. Процессы (механизмы) памяти. 4. Индивидуальные особенности памяти. 5. Способы и приемы эффективного запоминания. Практические задания (письменно) 1. Составьте классификацию видов памяти, опираясь на различные критерии их выделения. 2. Составьте рекомендации студентам 1 курса по эффективному запоминанию учебного материала. При составлении рекомендаций необходимо учесть факторы, влияющие на запоминание словесной информации. Также в них вы можете предложить примеры конкретных способов и приемов эффективного запоминания. Вопросы для размышления 1. «Человеческая память – страшный дар» (А. Цвейг). Что вы думаете по этому поводу? Задачи и упражнения 1. Какой психологический механизм лежит в основе описанных фактов? а) В известном рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор наполнил о продаже овса. Б) Девочка Маша, персонаж рассказа А, П. Чехова «Мальчики», разглядывая Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу», или добавляла: «А у нас вчера чечевицу готовили». 2. О каких видах памяти идет речь? А) При печатании на компьютере как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей. Б) Старушка всю жизнь помнит о своей первой любви. В) Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.
Г) Люди, окончившие школу 40-50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы. Д) Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые улетучиваются из головы, как только экзамен сдан. 3. В ходе исследования учащимся было предложено заучить один за другим (через несколько недель) два одинаковых по трудности рассказа. Первый давался с предупреждением, что опрос будет производится на следующий день; а про второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обоих случаях проверку провели через четыре недели после заучивания. Какой текст учащиеся запомнили и воспроизвели лучше? Какой психологический фактор сыграл здесь решающую роль? 4. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях? А) Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», - и он тут же без труда рассказал этот эпизод. Б) Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть его без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справится, он лег спать. Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести стихотворение и повторил его безошибочно с первого раза. В) Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему на встречу. -Вы? Это вы?! - Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались? - А помните, в таком-то году, в таком-то городе? - А! Так вы … Г) Ученица, плохо знающая литературу и путающая героев классических романов, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране. Д) Преподаватель на одной из лекций предложил студентам запомнить фразу. Через неделю он попросил вспомнить ее. Студенты уверенно ответили: Вы сказали: «Позавчера здесь сел самолет». Преподаватель возразил: «Я предполагал, что вы можете что-то забыть, но предполагал, что вы измените все слова. Я просил запомнить фразу: «Третьего дня здесь приземлился аэроплан».
Чем объясняется несоответствие воспроизведенной фразы оригиналу? 5. Определите, в каких из перечисленных обстоятельствах память работает лучше или хуже. Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства; когда мы поглощены в размышления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на автопилоте; когда мы не понимаем смысла воспринимаем информации; когда мы действуем в направлении поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита времени.
Занятие № 9 Проблема мышления и речи в психологии Вопросы для обсуждения 1. Понятие о мышлении. Отличие мышления от других познавательных процессов. 2. Виды мышления. 3. Формы и операции мышления. 4. Индивидуальные особенности мышления. 5. Соотношение речи и языка. 6. Функции речи. Роль речи в становлении других психических процессов. 7. Виды и формы речи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|