Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические задания (письменно)




Практические задания (письменно)

1. Проанализируйте различные определения мышления, выделите существенные характеристики мышления как познавательного процесса.

2. Составьте классификацию видов мышления, опираясь на различные критерии их выделения

3. Сопоставьте понятия «речь» и «язык»; выделите критерии сравнения.

4. Составьте схему " Виды и формы речи".

Вопросы для размышления

1. «Что такое мысль? Откуда берутся мысли? Что значит мыслить? А думать?

2. Можно ли заставить человека думать? »

2. Выделите отличия человеческой речи от общения животных. Выскажите свое мнение относительно результатов описанного эксперимента. Как вы считаете, способны ли животные: а) к пониманию, б) к говорению, в) к созданию языка?

 

Задачи и упражнения

1. Определите верность утверждений: а) верно; б) неверно.

· Мышление отличается от других познавательных процессов тем, что оно оторвано от реальности и носит абстрактный характер.

· Опосредствованный и обобщенный характер мышления позволяет человеку понять сущность явлений.

· Мышление человека всегда имеет целенаправленный, произвольный характер.

2. Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?

А. Подойдя к трамвайной остановке не в часы «пик» и заметив на ней необычно много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая.

Б. Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил.

4. Определите, какие мыслительные операции недостаточно развиты у ребенка, вследствие чего у него наблюдаются ошибки в решении задач?

А. Ребенка спрашивают: «Что такое птица? », и он отвечает: «Она серенькая, маленькая, имеет маленький носик и ротик».

Б. Ребенку предлагают задачу: «У мальчика было 3 конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось? » Ребенок отвечает: «Надо искать ее и найти»

3. Определите, верны или неверны следующие высказывания:

 1. Язык - это средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта.

2. Всякая человеческая деятельность, использующая язык, есть речевая деятельность.

3. Центры речи находятся в левом полушарии головного мозга.

4. Монологическая речь в большей степени ситуативна, чем диалогическая.

5. Речь - это воплощение и проявление подсознательных влечений человека, его инстинктов.

6. Сознание и речь живут параллельной, независимой друг от друга жизнью, соединяясь лишь в момент высказывания.

7. Язык - внешняя, материальная оболочка мысли, своеобразный сосуд, в который как бы льется готовая мысль.

8. Речь - это процесс общения посредством языка. процесс взаимного воздействия общающихся людей.

9. Запись диалогической речи малопонятна для постороннего читателя или слушателя.

10. Язык - это средство или способ коммуникации (общения).

11. Психологическая структура речевого действия состоит из нескольких элементов, последний из которых - это механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи.

4. Ниже приводится перечень отличительных особенностей видов и форм речи. Выберите особенности каждого из них.

1. Речь, в которой отсутствуют неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика, изображение.

2. Речь, смысл которой понятен благодаря конкретной обстановке общения.

3. Грамматические связи выражены наиболее полно.

4. В значительной степени непроизвольная речь.

5. Речь, наиболее поддающаяся волевому контролю.

6. Заранее планируемая и программируемая речь.

7. Грамматически бессвязная форма речи.

8. Речь, в которой широко используются неязыковые коммуникативные средства - жесты, мимика.

9. Речь, в которой последующие высказывания в большой степени обусловлены предыдущими высказываниями собеседников.

10. Фрагментарная, отрывочная, грамматически бессвязная речь.

11. Речь, в которой возникает необходимость одну и ту же мысль выразить различных последовательных высказываниях.

12. Речь, в которой выпадают или ослабляются отдельные произносительные движения.

 

Занятие № 10

Воображение в жизни человека

Вопросы для обсуждения

1. Сущность воображения. Физиологические основы воображения

2. Функции воображения.

3. Виды воображения.

4. Способы создания образов фантазии.

 

Практические задания (письменно)

1. Обоснуйте связь воображения и личности человека.

2. Опишите ситуации, в которых проявляются различные функции воображения (целеполагание, представление действительности в образах, планирование, воздействие на физиологические и познавательные процессы, коммуникативная функция).

3. Найдите из жизни примеры различных способов создания образов фантазии.

Вопросы для размышления

1. Как объяснить слова К. Д. Ушинского: «Сильное деятельное воображение есть необходимая принадлежность великого ума»?

2. Правильно ли утверждение академика В. А. Обручева, что «без мечты не было бы и прогресса»?

3. Составьте ответ на вопрос «Не вредно ли мечтать? »

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...