Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие
Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие Вопросы для обсуждения 1. Понятие об ощущении и восприятии как познавательных процессах. 2. Виды, свойства и закономерности ощущений. 3. Свойства и закономерности восприятия. 4. Индивидуальные различия в сенсорно-перцептивных процессах. Практические задания (письменно) 1. Зачем человеку нужны ощущения? Возможна ли жизнь без ощущений? Выделите функции ощущений в жизни человека. 2. Сопоставьте между собой ощущение и восприятие. Выделите общее и различия в этих познавательных психических процессах. Вопросы для размышления 1. Число анализаторных систем у человека ограничено. Какие виды чувствительности, кроме имеющихся, хорошо бы иметь современному человеку? 2. Что означает с точки зрения психологии восприятия выражение «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»? Задачи и упражнения 1. Подумайте, какие закономерности ощущений проявляются в следующих примерах: а) воздействующий длительное время неприятный запах перестает ощущаться; б) после погружения руки в холодную воду вода, нагретая до 30 градусов, воспринимается как теплая, хотя ее температура ниже нормальной температуры руки; в) под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла), наблюдается обострение слуховой чувствительности; г) А. Н. Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета; д) после слабого, близкого к пороговому, раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному цвету оказалась в течение долгого времени повышенной; е) побыв в помещении, человек вскоре перестает ощущать легкий запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутит его.
2. Чем можно объяснить следующие явления? 1. Мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо. 2. При виде лимона умногих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого. 3. Музыкант слышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2тона. 4. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать. 5. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов. 6. Почему водители не обращают внимания на игрушки, висящие на лобовом стекле их машины? 7. В романе Э. Л. Войнич есть эпизод, в котором Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: «От ее такого пронзительного голоса, – замечает автор, – у Артура стало кисло во рту». 8. Если люди продолжительное время живут в экологически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль. 9. Человек, занимающийся йогой, может ходить по лезвию ножа без обуви, не ощущая боли. 10. Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы. 11. Существует определенный порядок подачи спиртных напитков: сначала подаются более легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина. 12. Когда человек прислушивается, он прикрывает глаза. 13. Человек не замечает тиканья часов в комнате. 14. Когда человек пьет горячий чай, он кладет много сахара. После остывания чай кажется очень сладким. 3. Дополните предложения: - Восприятие - …отражение предметов, ситуаций и событий при их … … на органы чувств. - Обязательным компонентом процесса восприятия и формирования образа является….
- Обратная связь – существенное условие для … … образа восприятия. - Восприятие, наряду с ощущением, обеспечивает … … познания. - Наше восприятие объектов при их изменении в пространстве не меняется благодаря его …. - Связь восприятия с процессами мышления проявляется в акте …, то есть в отнесении воспринимаемого объекта к некоторому классу. - Влияние прошлого опыта на процесс восприятия получило название …. - Осмысленность – это свойство восприятия, позволяющее … и … выделенный объект. 4. «Глаз орла видит дальше, но глаз человека видит в предметах больше, чем глаз орла». Почему?
Занятие № 7 Проблема внимания в психологии Вопросы для обсуждения 1. Понятие о внимании (определение, значение, функции). 2. Виды внимания. 3. Свойства внимания. 4. Управление вниманием.
Практические задания (письменно) 1. Приведите пословицы, поговорки, образные выражения, в которых зафиксированы проявления внимания. 2. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержки произвольного, а какие – непроизвольного внимания детей. Вопросы для размышления 1. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Обоснуйте своё мнение. А) «Кто не способен управлять своими мускулами, тот неспособен и ко вниманию» (Маудсли). Б) «Гений – это прежде всего внимание» (Ж, Кювье). 2. В чем могут проявляться отрицательные эффекты внимания? Приведите примеры. Задачи и упражнения 1. Рассудите спор, используя знания о механизмах внимания. Как-то завязался спор, кто самый внимательный и один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент». Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаевича: «С каким бы увлечением он ни рассказывал, все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг». Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Николай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже красную звездочку на фуражке. Оказалось, что это был пограничник».
2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях: 1. Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами. 2. Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии. 3. Читая рассказы Л. Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна. 4. Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные. 5. Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины. 6. Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя. 7. Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а». 8. Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться. 9. Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная. 10. Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье. 11. Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника. 12. Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке. тать про себя с полным пониманием текста и одновременно записывать под диктовку слова. б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле- передачу. в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца). д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе. е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова. ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голос. время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю приходится снова повысить голо Занятие № 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|