Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие




Чувственная ступень познания: ощущение и восприятие

Вопросы для обсуждения

1. Понятие об ощущении и восприятии как познавательных процессах.

2. Виды, свойства и закономерности ощущений.

3. Свойства и закономерности восприятия.

4. Индивидуальные различия в сенсорно-перцептивных процессах.

Практические задания (письменно)

1. Зачем человеку нужны ощущения? Возможна ли жизнь без ощущений? Выделите функции ощущений в жизни человека.

2. Сопоставьте между собой ощущение и восприятие. Выделите общее и различия в этих познавательных психических процессах.

Вопросы для размышления

1. Число анализаторных систем у человека ограничено. Какие виды чувствительности, кроме имеющихся, хорошо бы иметь современному человеку?

2. Что означает с точки зрения психологии восприятия выражение «лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии»?

Задачи и упражнения

 1. Подумайте, какие закономерности ощущений проявляются в следующих примерах:

а) воздействующий длительное время неприятный запах перестает ощущаться;

б) после погружения руки в холодную воду вода, нагретая до 30 градусов, воспринимается как теплая, хотя ее температура ниже нормальной температуры руки;

в) под влиянием некоторых запахов (например, бергамотового масла), наблюдается обострение слуховой чувствительности;

г) А. Н. Скрябин и Н. А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т. е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета;

д) после слабого, близкого к пороговому, раздражения глаза одним цветом его чувствительность к другому, дополнительному цвету оказалась в течение долгого времени повышенной;

е) побыв в помещении, человек вскоре перестает ощущать легкий запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутит его.

2. Чем можно объяснить следующие явления?

1. Мы замечаем пыль на мебели и не чувствуем пылинок, которые опускаются на наше лицо.

2. При виде лимона умногих людей выделяется слю­на и ощущается вкус кислого.

3. Музыкант слышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в 1/2тона.

4. Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он перестает их ощущать.

5. Если люди обычно видят в радуге лишь 7 цветов, то китайские школьники, благодаря специальным уп­ражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.

6. Почему водители не обращают внимания на игруш­ки, висящие на лобовом стекле их машины?

7. В романе Э. Л. Войнич есть эпизод, в котором Джули, жена брата Артура, отчитывает своего родственника: «От ее такого пронзительного голоса, – замечает автор, – у Артура стало кисло во рту».

8. Если люди продолжительное время живут в эколо­гически загрязненных районах, то при выезде на природу у них возникает головокружение и даже головная боль.

9. Человек, занимающийся йогой, может ходить по лез­вию ножа без обуви, не ощущая боли.

10. Люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы.

11. Существует определенный порядок подачи спирт­ных напитков: сначала подаются более легкие, с более тонким букетом, а потом уже более крепкие вина.

12. Когда человек прислушивается, он прикрывает гла­за.

13. Человек не замечает тиканья часов в комнате.

14. Когда человек пьет горячий чай, он кладет много са­хара. После остывания чай кажется очень сладким.

3. Дополните предложения:

- Восприятие - …отражение предметов, ситуаций и событий при их … … на органы чувств.

- Обязательным компонентом процесса восприятия и формирования образа является….

- Обратная связь – существенное условие для … … образа восприятия.

- Восприятие, наряду с ощущением, обеспечивает … … познания.

- Наше восприятие объектов при их изменении в пространстве не меняется благодаря его ….

- Связь восприятия с процессами мышления проявляется в акте …, то есть в отнесении воспринимаемого объекта к некоторому классу.

- Влияние прошлого опыта на процесс восприятия получило название ….

- Осмысленность – это свойство восприятия, позволяющее … и … выделенный объект.

4. «Глаз орла видит дальше, но глаз человека видит в предметах больше, чем глаз орла». Почему?

 

Занятие № 7

Проблема внимания в психологии

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о внимании (определение, значение, функции).

2. Виды внимания.

3. Свойства внимания.

4. Управление вниманием.

 

Практические задания (письменно)

1. Приведите пословицы, поговорки, образные выражения, в которых зафиксированы проявления внимания.

2. Укажите, какие условия нужны для возникновения и поддержки произвольного, а какие – непроизвольного внимания детей.

Вопросы для размышления

1. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Обоснуйте своё мнение.

А) «Кто не способен управлять своими мускулами, тот неспособен и ко вниманию» (Маудсли).

Б) «Гений – это прежде всего внимание» (Ж, Кювье).

2. В чем могут проявляться отрицательные эффекты внимания? Приведите примеры.

Задачи и упражнения

1. Рассудите спор, используя знания о механизмах внимания.

Как-то завязался спор, кто самый внимательный и один из спорящих утверждал, что это Иван Иванович: «Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничего не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он делает в данный момент».

Другой спорящий считал самым внимательным Павла Николаевича: «С каким бы увлечением он ни рассказывал, все же ни одна деталь поведения учащихся в классе не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что творится вокруг».

Третий считал, что внимательнее всех Николай Васильевич: «Однажды мы шли в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Николай Васильевич за этот краткий миг разглядел и мужчину, и автомат в его руках, и стоящую рядом собаку, и даже красную звездочку на фуражке. Оказалось, что это был пограничник».

2. Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих

ситуациях:

1. Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

2. Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

3. Читая рассказы Л. Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

4. Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

5. Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

6. Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

7. Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

8. Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

9. Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная.

10. Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

11. Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

12. Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

тать про себя с полным пониманием текста и одновременно

записывать под диктовку слова.

б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле-

передачу.

в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.

 

г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на

иностранном языке (язык изучается четыре месяца).

д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.

е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно

записывать названия категорий, к которым относятся диктуемые слова.

ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в

среднем

время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы

активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс

успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю

приходится снова повысить голос.

время от времени они отвлекаются, заговаривают друг с другом. Чтобы

активизировать их деятельность, учитель резко повышает голос. Класс

успокаивается, но ненадолго, а вскоре снова начинает шуметь. Учителю

приходится снова повысить голо

Занятие № 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...