Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические советы при разработке




Методические советы при разработке  

коллективно-творческого дела.

 

Ø Работа в микрогруппах по подготовке дела

 

      После того, как члены микрогрупп собрались вместе, педагог должен помочь им организовать совместную работу, уделяя всем группам равное внимание. Ребята должны попробовать поработать самостоятельно. Педагог может быть чуть в стороне, но так, чтобы видеть работу каждой группы. Он может вмешиваться в их работу, только если группа попросит помощи или совета,  или если он явно увидит, что ребята неправильно поняли задание, или они нарушают правила работы.

      Порой, чтобы активизировать работу групп, им необходимо словесное поощрение. Данный этап нельзя затягивать, периодически надо  напоминать ребятам о времени.

 

Ø Проведение коллективного дела или игры

 

      Прежде чем приступить к демонстрации итогов работы каждой микрогруппы, необходимо договориться о порядке выступления, ещё раз напомнить ребятам о времени выступления, о традиции доброго отношения друг к другу. Затем идет общее действо, педагог берет на себя функции ведущего, делает необходимые связки между выступлениями групп.

 

Ø Подведение итогов игры

(рефлексивно-диагностический этап)

      После выступления всех групп жюри вместе с педагогом удаляется на совещание, подводит итоги, подсчитывает баллы (если это необходимо), а, вернувшись, оглашает своё решение и проводит награждение.

      Необходимо предусмотреть интересные призы. Главное, чтобы они были творческими и уникальными. Желательно, чтобы призы соответствовали тематике игры (проводимого мероприятия). Нельзя за все игры и конкурсы награждать так называемой «печатной продукцией» - буклетами, открытками и пр. Теряется ценность призов, падает интерес ребят-участников.

      Затем педагог организует совместный анализ игры. Обсуждение можно организовать по кругу, давая высказать свою точку зрения каждому участнику игры, активизируя пассивных ребят вопросами: «Что тебе понравилось в общем деле? Какие вызвало мысли и чувства? » Можно использовать и невербальные приемы – цветопись, рисуночные и графические тесты.   

Воспитательный потенциал игры.

      «Делу - время, потехе - час», - гласит народная поговорка. Ребята привыкли отдавать свой досуг весёлым развлечениям, увлекательным играм. Одни садятся за шахматную доску или, раскрыв свежий номер журнала, погружаются в решение занимательных головоломок, кроссвордов, сканвордов, другие, собравшись на площадке, играют в волейбол или лапту, кто-то упражняется в ловкости и меткости на дворовых аттракционах, кто-то тренируется на площадке стадиона, готовясь к спортивным встречам… Таково уж свойство человеческой натуры, что ей чуждо ничегонеделание, неизбежно приводящее к унылой и всегда утомительной скуке. Здоровый человек нуждается в деятельном отдыхе. Тем  более в этом нуждается ребенок, подросток, для которого игра – это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.  

      В жизни детского коллектива игра и труд настолько тесно переплетаются, что не всегда можно отыскать границу, когда игра становится делом. Присущая детям жажда деятельности часто находит свое выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд.  

      «Хорошая игра похожа на хорошую работу, - говорил          А. С. Макаренко, - плохая игра похожа на плохую работу». Это не только образное сравнение, в нем подмечено то существенное, что роднит игру с трудом. Хорошая игра требует от играющих различного рода усилий, направленных на достижение цели, то  есть на преодоление возникающих в ходе игры препятствий.

      Игра приучает их к согласованности действий, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую они играют. В добровольном подчинении правилам игры, без которых она перестает быть организованным действием, утверждается и крепнет сознательная дисциплина играющих. Наконец, в игре, чаще всего представляющей собой индивидуальное или групповое соревнование, воспитываются многие волевые качества: самостоятельность, настойчивость, самообладание, выдержка, воля к победе – все то, без чего немыслим успех.

      Подвижные игры, проводимые на воздухе, укрепляют здоровье детей и молодежи, развивают их организм. А какой простор для применения игры в занятиях физкультурой и спортом! Составной частью многих подвижных игр являются бег, прыжки, различные виды метания, различные способы владения мячом  и подобное. В стремлении одержать победу в игре невольно освежишь в памяти все, что учил, о чем читал, что видел, лишний раз заглянешь в учебник, словарь, раскроешь географический атлас.  

      Следует, однако, иметь в виду, что успех игры во многом зависит от условий, в которых она проводится. В силу этих условий одна и та же игра в одном случае вызывает живой интерес к ней играющих, в другой – воспринимается ими вяло, равнодушно, без увлечения.

      Умение правильно выбрать игру столь же важно, как и умение ее провести.  

      Но успех игры, как уже отмечалось, зависит не только от умелого выбора ее, но и от того, как она проводится. Организатор игры должен прийти к ребятам с «готовой» игрой, то есть с тщательно продуманным планом её проведения. Ему заранее необходимо решить, в какой момент он эту игру затеет, и что будет служить для неё игровым полем – комната, площадка во дворе или лесная полянка. Всё необходимое для проведения игры должно находиться у него под руками, об этом следует своевременно позаботиться. Предлагая новую игру, нужно кратко, не вдаваясь в излишние подробности, объяснить ее,  чтобы каждый знал, что он должен и чего не должен делать. Краткость изложения содержания игры и её правил лучше дополнять наглядно – подкрепить показом. В этом отношении хорошую услугу могут оказать его помощники из числа ребят, которых он заранее познакомил с игрой.

      Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд. Игры, требующие большого физического напряжения, нужно чередовать с играми более спокойными.  

      Организатору игры часто приходится выполнять в ней обязанности судьи. Слово судьи – закон для играющих. Однако споры в игре – явление крайне нежелательное – нередко возникают по вине самого судьи, когда он небрежно относится к своим обязанностям и, допуская поблажки одним, строго взыскивает с других. Воспитывая у ребят чувство уважения к судье, организатор обязан быть непоколебимо принципиальным в судействе.

      Если не находится игры, в точности совпадающей с замыслом организаторов игры и самих ребят, то, несомненно, найдется более или менее близкая к ней по структуре игра, которую достаточно иной раз только слегка видоизменить, чтобы она отвечала поставленной задаче. Словом, каждая игра может варьироваться в нужном для её организаторов направлении. В этом деле, как и во всяком другом, необходима творческая инициатива, и она поможет преодолеть все трудности.

      Там, где подвижная игра, нет места скуке. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер. Они всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. В них проявляется умение действовать сообща в непрерывно меняющихся условиях.

      Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Постарайтесь именно ею увлечь ребят, заинтересовать их. Иногда полезно сыграть на самолюбии, выразив «сомнение» в их силе, ловкости. Нарисуйте перед детьми яркую картину предстоящего действа. Не стоит в начале ограничиваться одной лишь дежурной фразой: «А сейчас мы будем играть в... ». Лучше, если вы будете в играх таким же участником, как и ребята.

      Можно сначала разучить новую игру с небольшой группой ребят – самых энергичных, весёлых, легко откликающихся на все ваши предложения. Затем соберите остальных и предложите им «поболеть» за команды.

      Обязательно четко объясните правила игры. Эффективнее это можно сделать, если одновременно с рассказом показывать действия, т. е. создавать представление об игре. Пусть кто-то из ребят повторит за вами то, что потребует особого внимания в игре.

      Если во время игры правила не выполняются, приостановите игру, сделайте веселый комментарий происходящего и покажите, в чём ошибка.

      В ходе игры будьте эмоциональны и непосредственны. Подбадривайте ребят. Возможен и шуточный репортаж о  происходящем. Если интерес к игре пропадает, попробуйте усложнить правила, это обычно вдохновляет. Но помните: игра является игрой до тех пор, пока она даёт действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предугадать. Заканчивать игру нужно в тот момент, когда она ещё интересна.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...