Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторское право на производные произведения




Производное произведение – это произведение, которое создано в результате переработки другого произведения. Произведение, которое перерабатывается, обычно называется оригинальным произведением. В производном произведении его оригинальность вторична. В данном контексте оригинальность производного произведения не следует смешивать с оригинальностью формы или выражения произведения. Типичными примерами являются такие производные произведения как перевод, переработка, обзор, реферат, аннотация.

Переводы, адаптации, музыкальные аранжировки и другие переделки литературных и художественных произведений охраняются как оригинальные произведения, но только при условии соблюдения прав автора первоначального произведения (п. 3 ст. 2 Бернской конвенции).

Составное произведение – это произведение, включающее другие произведения или их части, обычно без личного участия авторов этих произведений. Составные произведения создаются объединением других произведений или их частей в новое произведение, которое иногда называются сборниками или компиляцией. Таковыми являются: антология, справочник, хрестоматия, энциклопедия.

Сборники произведений пользуются охраной при условии, что по подбору и расположению материалов они представляют собой результат интеллектуального творчества и при их создании соблюдены права авторов составляющих их произведений (п. 5 ст. 2 Бернской конвенции).

Авторское право включает в себя как личные неимущественные права, так и имущественные права.

Важнейшим различием между личными неимущественными и имущественными правами является их различное временное действие и их абсолютная или относительная принадлежность автору.

Личные неимущественные права включают право на имя и право на защиту репутации. Следует особо отметить, что личные неимущественные права принадлежат только автору и исполнителю и существуют вечно, эти права не могут быть изъяты у автора или исполнителя. В соответствии с Бернской конвенцией: «независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав автор имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора» (п.1 ст. 6 bis).

Большинство законов об авторском праве различных государств закрепляют за авторами следующие личные неимущественные права:

Ø право признаваться автором своего произведения (право авторства);

Ø право использовать или разрешать использовать свое произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или без обозначения имени, т.е. анонимно (право на имя);

Ø право на защиту своего произведения (включая его название) от любого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации);

Ø право обнародовать или разрешать обнародовать свое произведение в любой форме (право на обнародование).

Имущественные права – это права на использование соответствующего объекта интеллектуальной собственности. Эти права включаю две широкие категории прав – право на воспроизведение и право на распространение.

Воспроизведение – это изготовление копий или экземпляров объектов авторского или смежных прав.

Распространение – это предоставление копий или экземпляров объектов в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики.

Имущественные права могут быть преданы или уступлены иным лицам (по закону, по договору либо без договора). Причем имущественные права могут быть переданы или уступлены полностью или частично.

Однако уступка имущественных прав вместе с продажей оригинала произведения не означает изъятия всех прав у автора данного произведения. У автора произведения всегда остаются три разновидности прав:

Ø право на вознаграждение за использование произведение;

Ø право следования – право долевого участия при перепродаже произведения;

Ø право доступа к произведению.

Право на вознаграждение означает, что автор по закону имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения.

Право следования означает, что автор по закону имеет право требовать свою долю от каждой публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, а также оригиналов рукописей.

Право доступа означает, что автор произведения изобразительного искусства имеет право требовать от собственника произведения предоставления ему возможностей осуществления права на воспроизведения своего произведения.

Срочный характер охраны авторских прав.

В соответствии со ст. IV Всемирной конвенции срок охраны произведения устанавливается законодательством государства, в котором предъявляется требование к охране, однако он не мо­жет быть меньше 25 лет после смерти автора. Сокращенный срок—10 лет установлен для фотографических произведений и произведе­ний прикладного искусства.

Статья 7 Бернской конвенции устанавли­вает срок охраны в 50 лет после смерти автора либо с момента смерти последнего из соавторов (ст. 7 бис).


Смежные права в международном частном праве

Права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций стали признаваться на международном уровне только с 1961 года, когда была принята Римская конвенция по охране исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

В настоящее время число международных актов регулирующих вопросы смежных прав расширилось и к ним мы относим такие как: Международная конвенция об охране интересов арти­стов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г.; Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г.; Конвенция о распространении несущих программы сигна­лов, передаваемых через спутники 1974 г.; Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 г.

В рамках СНГ в 1993 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав, согласно которому государства — бывшие республики СССР взяли на себя обязательства обеспечить применение на своих террито­риях положений Всемирной конвенции в редакции 1952 г., а так­же сотрудничать в сфере совершенствования внутреннего законодательства и борьбы с незаконным использованием авторских и смежных прав.

Субъекты и объекты смежных прав.

Обладателями смежных прав являются:

Ø исполнитель - (артист, певец, музыкант, танцор или иное лицо исполняющее произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или каким-либо иным образом);

Ø производитель фонограмм – (физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого либо исполнения или иных звуков, при отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме);

Ø организации вещания – (организации радио и телевидения, в том числе кабельного и спутникового телевидения).

Объектами смеж­ных прав выступают соответственно:

Ø исполнение (чтение, декла­мация, пение, игра на музыкальных инструментах, исполнение любым иным способом литературного или художественного про­изведения);

Ø фонограмма (исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или иных звуков);

Ø передача в эфир, под кото­рой понимается передача беспроволочными средствами звуков или изображений для приема публикой (ст. 3 Римской конвен­ции).

Территориальность смежных прав означает, что законодательство любой страны действует только на ее территории и не может иметь силы за ее пределами.

Национальный режим смежных прав означает, что исполнителям, производителям фонограмм и вещательным организациям должны предоставляться такие же права, какие предоставляются национальным субъектам права.

Принцип национального режимаявляется основным в сфере международной охраны смежных прав (ст. 2 Римской конвенции).

Принцип презумпции обладателя смежных прав заключается в том, что при отсутствии доказательств иного исполнителем или производителем фонограммы считается лицо, указанное в качестве обладателя исключительных имущественных прав на каждом экземпляре фонограммы

Статья 11 Римской конвенции устанавливает относительно формальностей правила, сходные с содержащимися в п. 1 ст. III Всемирной кон­венции об авторском праве.

Исполнитель и производитель фонограмм для оповещения о своих имущественных смежных правах может использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и обязательно состоит из трех элементов:

Ø латинской буквы «Р» в окружности;

Ø имени (наименования) обладателя исключительных имущественных прав;

Ø года первого опубликования фонограммы.

Символ «Р» происходит от первых букв английских слов «performer» и «phonogram producer» - исполнитель и производитель фонограмм соответственно.

В соответствии с Римской конвенцией знак конвенционной охраны предназначен для учета законодательства тех стран, в которых для возникновения смежных прав исполнителей и производителей фонограмм необходимо выполнение формальностей.

В соответствии со ст. 14 Римской кон­венции срок охраны составляет период по меньшей мере в 20 лет, исчисляемый с конца года, в котором была осуществлена за­пись фонограммы или включенных в нее исполнений, или имело место не включенное в фонограмму исполнение либо передача в эфир.

Соглашение ТРИПС в п. 5 ст. 14 увеличивает срок охраны исполнений и фонограмм до 50 лет (для передач органи­заций эфирного вещания он продолжает составлять 20 лет).

К числу исключитель­ных прав артистов-исполнителей Римская конвенция относит:

Ø право разрешать сообщение исполнений для всеобщего сведения, в том числе путем передачи в эфир, если используемое для передачи в эфир или для публичного сообщения исполнение не было ранее передано в эфир и не осуществляется с использовани­ем записи (п. 1а ст. 7). Таким образом, настоящее право распро­страняется только на случаи первого сообщения исполнения для всеобщего сведения. При этом надо помнить, что каждое новое исполнение представляет собой самостоятельный объект охраны;

Ø право разрешать первую запись (на материальный носи­тель) исполнения (п. 1Ь ст. 7);

Ø право на воспроизведение (п. 1с ст. 7). Данное право существует, только если первоначальная запись была сделана без со­гласия исполнителя (принудительная лицензия и т. д.) либо, когда воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые исполнитель дал свое согласие.

Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам существенно расширяет перечень прав исполнителей.

Во-первых, в ст. 5 Дого­вора впервые на международном уровне закреплены личные пра­ва исполнителей. К ним относятся:

Ø право требовать указания на то, что он является исполнителем (право на имя),

Ø право препятствовать любому изменению или искажению исполнения, которое может причинить вред его репутации.

Во-вторых, Договор ВОИС существенно расширил перечень имущественных прав исполнителей по сравнению с Римской кон­венцией. Наряду с правом на воспроизведение он закрепил ряд новых прав исполнителей:

Ø исключительное право испол­нителя разрешать распространение записанных на фонограмму ис­полнений путем продажи или иной передачи права собственности (ст. 8);

Ø исполнитель имеет исключительное право разрешать коммерческий прокат для публики оригинала или копий своих исполнений, записанных на фоно­грамму, причем даже после того, как им самим либо с его разре­шения было осуществлено распространение экземпляров фоно­граммы (ст. 9).

Нормальное использование смежных прав, как и нормальное использование авторских прав, предполагает определенные изъя­тия из охраны.

Во-первых, допускается распространение на сферу действия смежных прав любых ограничений, установленных в отношении охраны авторских прав (п. 2 ст. 16 Римской конвенции, ст. 6 Конвенции 1971 г., п. 1 ст. 16 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам).

В Соглашение ТРИПС включено в отношении ограничений охраны как авторских, так и смежных прав лишь одно общее правило: они не должны противоречить нормальному использованию объекта прав и неразумно нарушать законные ин­тересы правообладателей. Аналогичное правило содержит и п. 2 ст. 16 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Во-вторых, допускается свободное использование объектов смежных прав в личных целях, использование коротких отрывков с целью сообщения о текущих событиях, осуществление кратковременной записи вещательными организациями с применением своего оборудования и для своих собственных передач, наконец, использование исключительно в учебных и научных целях (п. 1 ст. 15 Римской конвенции).

Конвенция 1971 г. в ст. 6 преду­сматривает более подробные правила о принудительных лицензиях в отношении фонограмм. Они могут быть установлены националь­ным законодательством, если соблюдены все следующие условия:

Ø воспроизведение предназначено для использования исключитель­но в целях обучения или научных исследований;

Ø распространение экземпляров осуществляется только на территории выдавшего ли­цензию государства и экспорт копий осуществляться не будет;

Ø правообладателям должно выплачиваться справедливое вознаграж­дение с учетом числа копий, которые будут произведены.

Что касается охраны авторских и смежных прав при осуще­ствлении спутникового вещания, то для нее большое значение имеет Конвенция 1974 г. о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. Передачи, осуществляемые с помощью спутников, за­частую могут быть приняты на территориях, для которых они не предназначены. В результате авторы и обладатели смежных прав не получают вознаграждения за передачу, произведенную на та­кой территории. Кроме того, так как законодательство об охране авторских и смежных прав различно и не все государства, на территорию которых фактически осуществляется вещание, участ­вуют в международных договорах об их охране, возможны и иные нарушения, например запись и воспроизведение в ком­мерческих целях переданной в эфир через спутник программы и т. д.

Для предотвращения указанных ситуаций Конвенция 1974 г. в п. 1 ст. 2 установила обязанность договаривающихся государств «принимать соответствующие меры по предотвращению распро­странения на своей или со своей территории любого несущего программы сигнала любым распространяющим органом, для ко­торого сигнал, переданный на спутник или проходящий через него, не предназначается». Это обязательство применяется в том случае, когда орган-источник подпадает под юрисдикцию другого договаривающегося государства и когда распространяемый сигнал является вторичным сигналом».


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...