Глава восемнадцатая
СТРЕМЛЕНИЕ К СЧАСТЬЮ Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и отнюдь не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью. Ф. Энгельс Счастья не ищут, только вкладывают счастье в то, что ищут. Д. Пароди «Желаем ли мы жизни ради наслаждения или же ради жизни желаем наслаждения? » – спрашивал Аристотель в последней книге «Этики к Никомаху»1. Он поставил вопрос, но воздержался от ответа. На него ответили другие мыслители. Мнения разделились, но большинство составляли, пожалуй, те, кто утверждал, что жизнь мы ценим ради удовольствия, которое в ней познаем. Они считали, что, в сущности, все, что мы сколько-нибудь ценим, мы ценим из-за удовольствия, и только одно удовольствие ценим ради него самого, его одно мы действительно жаждем, к нему одному стремимся. Этот взгляд известен под названием «гедонизм», а точнее – «психологический гедонизм», в отличие от этического. Этический гедонизм, о котором речь пойдет позже, утверждает: удовольствие является единственной ценностью, которая стоит того, чтобы к ней стремиться и беспокоиться о ней. Психологический гедонизм говорит, что удовольствие – вот единственное, что мы ценим, к чему стремимся и о чем беспокоимся. Он подтверждает психологический факт, не вникая в то, является ли он таким, каким должен быть и каким мы хотели бы его видеть; он фиксирует, что мы ценим, не принимая во внимание совершенно иной вопрос, является ли то, что мы ценим, действительно ценным. Психологический гедонизм называют «пангедонизмом», всеобщим гедонизмом, ибо, согласно ему, все человеческие стремления – как те, которые мы одобряем, так и те, которые
1 Аристотель, Этика к Никомаху, кн. X, § 5, с, 193, осуждаем, – направлены на получение удовольствия, других нет. Психологический гедонизм имеет долгую историю. Его появление как оформившегося взгляда вызвало сенсацию прежде всего тем, что всю неизмеримую разнородность желаний и стремлений ему удалось свести к одной ясной формуле, показать простой механизм психики. Он был известен уже в древности, но еще большую известность приобрел в новое время. Психологический гедонизм традиционно был связан с эмпиризмом и, как и он, пользовался особым признанием в XVIII и XIX вв. Одни из его сторонников, как, например, Г. Спенсер, считали удовольствие «необходимой формой моральной интуиции», подобно тому, как пространство является неизбежной формой интеллектуальной интуиции. Они утверждали, что люди не могут не желать удовольствия и оценивать вещи иначе, чем через удовольствие, которое они им приносят. Другие, как, например, Иеремия Бентам или Дж. и Дж. Ст. Милль, не разделяли мнения о необходимости этих желаний и просто утверждали как факт, что все и всегда желают удовольствия, и только его. Эта доктрина, которой придерживались прежде всего эмпирики, люди эпохи Просвещения, провозглашалась также и религиозными мыслителями, и, пожалуй, именно они открыли ее в новое время1. В XVII в., задолго до эпохи Просвещения и расцвета эмпиризма, психологический гедонизм относился к догматам теологии янсенистов. Б. Паскаль говорил, что человек родился для удовольствия, он сам это чувствует, и иного довода не требуется. «Все люди, – писал он, – стремятся к счастью – из этого правила нет исключений; способы у них разные, но цель одна... Счастье – побудительный мотив любых поступков любого человека... »2. Подобным образом рассуждали и другие религиозные мыслители XVII в., как, например, Н. Мальбранш: «Определенно, что все люди, равно как справедливые, так и несправедливые, жаждут удовольствия... и что это единственный стимул, который побуждает их делать все то, что они делают. Если иногда отрекаются от удовольствия,
1 См.: Вaudin. Le panhé donisme pcyshologique de Pascal. – «Revue des sciences religieuses», 1925; Bré mond H. Histoire litté raire du sentiment religieux en France, t. 7. 2 Блез Паскаль. Мысли, 425. – БВЛ, т. 42. М., 1974, с. 180. то только для того, чтобы тем самым получить его еще больше или чтобы избежать страдания». Позднее в религиозных учениях взяли верх иные психологические взгляды; в то же время гедонистическая теория укрепилась в светской мысли1. И немного найдется теорий, столь же характерных для Просвещения, как эта. Во Франции, главном центре Просвещения, ее единодушно провозглашали все ведущие мыслители, начиная от П. Бейля и Фонтенеля и кончая энциклопедистами и материалистами. Большая французская энциклопедия писала: «Всех людей объединяет желание быть счастливыми. Природа сделала для нас всех закон из нашего собственного счастья. Что-либо не являющееся счастьем нам чуждо, оно одно имеет явную власть над нашим сердцем». Желание счастья – единственный двигатель всех поступков, утверждал Гольбах в «Системе природы», а Гельвеций писал, что удовольствие является двигателем земли. Ламетри же с воодушевлением повторял слова Монтеня, что все мнения мира сходятся на том, что наша цель – удовольствие. В Англии, другом центре Просвещения, пангедонизм имел не меньшее признание. Его сторонниками были Д. Гартли, Дж. Пристли, Такер. Но там он нашел себе и противников: Шефтсбери и И. Батлер активно боролись против такого понимания человеческой природы, за ними пошел Ф. Хатчесон, а Д. Юм и А. Смит также не солидаризировались с гедонизмом. Однако в Англии он продержался дольше, чем где-либо. Самые выдающиеся представители гедонизма выступили собственно на границе XVIII и XIX вв., а именно Иеремия Бентам, и в течение XIX в. Г. Спенсер, Дж. и Дж. Ст. Милль и А. Бэн.
Психологический гедонизм имеет много разновидностей. 1. В первой, и самой радикальной, форме он звучит так: что бы мы ни делали, мы делаем это для того, чтобы получить удовольствие и избежать неприятности; удовольствие является единственной целью всех наших действий. Что бы мы ни делали, мы делаем с мыслью об удовольствии, которое не могло бы быть для нас целью, если бы мы о нем не думали. Однако наблюдение не подтверждает психологического гедонизма в такой радикальной формулировке. Многие наши 1 См.: Stephen L. History of english thought in the XVIII century, 1876, действия не сопровождаются мыслью об ожидаемом удовольствии. Прежде всего действия рефлекторные. Мы выполняем их в жизни в огромном количестве и без мысли об удовольствии. Кто морщит брови ради удовольствия их морщить? – справедливо спрашивал У. Джемс1, или кто краснеет ради удовольствия покраснеть? Мы дышим потому, что в нашем организме действует физиологический раздражитель, в нашей крови не хватает кислорода, а не потому, что хотим через дыхание доставить себе удовольствие или предотвратить неприятное. С действиями автоматически повторяющимися происходит нечто подобное. Ежедневное одевание и раздевание, дорога на работу и возвращение домой, различная деятельность при выполнении профессиональных обязанностей не связаны, как правило, с мыслью об удовольствиях и неприятностях. Как люди не дышат для удовольствия, так, в основном, и не ходят на работу ради удовольствия. Действия рефлекторные и автоматические мы, как правило, выполняем, не думая об удовольствии, а в общем, и без удовольствия. Однако когда имеются затруднения, когда кто-то, например, не может писать из-за усталости, то он переживает неприятность; когда же затруднения проходят, человек получает удовольствие. Когда затруднения в рефлекторных или привычных действиях надоедают нам, мы действительно думаем об удовольствии, которое принесет облегчение, и, руководимые этой мыслью, стараемся это облегчение получить. В такой момент мысль об удовольствии действительно становится мотивом деятельности, что, однако, не означает, что оно всегда было мотивом наших действий.
2. Рефлекторные и привычные, автоматические действия не имеют своей целью удовольствие, но они и вообще не имеют никакой осознанной дели. Гедонизм может их, таким образом, не учитывать, он только должен иначе сформулировать свой тезис, исключить из него автоматические действия и ограничить его осмысленными поступками, желаниями и стремлениями. Тогда возникает вторая разновидность психологического гедонизма, утверждающая, что если мы имеем в наших действиях цель, то ею является собственное удовольствие; 1 James W. Principles of Psychology, v, 1–2. N. Y., 1890, v. 2, p. 550, (Врусском переводе: «Научные основы психологии». Спб., 1902. – Прим, ред. ) если мы к чему-то стремимся, то только ради удовольствия. Одним словом, мы стремимся исключительно к удовольствию, желаем исключительно удовольствия. Оно – единственный предмет наших желаний, стремлений, наших продуманных действий. Однако и этот тезис не является правильным. Ибо мы желаем еще и чего-то другого, стремимся к нему, а к удовольствию стремимся не всегда. Если кто-то стремится к удовольствию, то это значит, что цель такого поведения – увеличение удовольствий. «Но чтобы оно могло быть целью поведения, – пишет К. Твардовский, – необходимо в момент, когда принимается решение так поступить, его продумать. Ведь то, чего сам не осознаешь, о чем не думаешь, не может быть целью поведения. Поэтому действительно ли каждый человек всегда в момент принятия решения уясняет себе собственное удовольствие, думает о нем? »1 В момент, когда мы что-то решаем, мы думаем преимущественно о чем-то другом, а не об удовольствии. Мы желаем в жизни многого и в минуту решения думаем об этом, а не обязательно об удовольствиях, которые мы от этого получим. Один раз у нас возникает желание прогуляться, другой раз побеседовать; разумеется, мы хотим приятной прогулки и приятной беседы, но не только удовольствия. Можно любить деревню или горы, но в данный момент этого не чувствовать, поскольку сознание занято чем-то другим; точно так же можно любить удовольствия и желать их, но не всегда о них думать. Если мы желаем удовольствия, то большей частью не удовольствия вообще, но определенного удовольствия. Если же мы желаем не удовольствия, а определенного удовольствия, как говорил Б. Рассел, то это означает, что мы желаем еще чего-то другого, помимо удовольствия 2.
Среди наших представлений имеются такие, которые увлекают нас, вызывают желания и стремления. Чувство удовольствия действительно обладает таким свойством. Однако многие представления также им обладают. Это та истина, говорит У. Джемс, с которой должен считаться каждый, кто хочет эмпирически «осмыслить» человеческие 1 Twardowski К. Czy czł owiek postę puje zawsze egoistycznie? – «Rozprawy i artykuł y filozoficzne», 1927, s. 362 и далее. 2 См.: Russel В. Elements of Ethics. - Philosophical Essays, L., 1910. желания, а не искать иллюзорных упрощений ценой половины фактов. Представления об удовольствии, как считает Л. Петражицкий, «не имеют по крайней мере монополии»1 на руководство нашим поведением. Им руководят все наши представления, которые вызывают у нас положительные или отрицательные эмоции. Таким образом, не одно только представление об удовольствии нас привлекает и не одно только представление о неприятном нас отталкивает. Отталкивают нас представления о различных поступках, например об измене, обмане или мошенничестве, а привлекают представления о верности или честности и т. п. 3. С этими фактами считается третья по счету разновидность гедонизма. Она признает, что мы желаем не только удовольствия, но чего-то другого, и в то же время утверждает, что когда мы желаем чего-то или стремимся к чему-то, то исключительно ради удовольствия, которое нам это принесет. Мы действительно желаем, чтобы люди были нам верны, но желаем только потому, что это приносит нам удовольствие. Удовольствие, согласно этой разновидности гедонизма, является не единственной, правда, но конечной целью наших желаний и стремлений. Однако и против этого тезиса говорит наблюдение. Разумеется, никто не будет возражать против того, что бывают случаи, когда мы желаем чего-либо и стараемся получить это потому, что ожидаем удовольствия. Но бывают и другие случаи. Когда ученый изучает какие-то явления, то будет попросту извращением фактов, как пишет Причард2, утверждать, что им руководит единственно желание получить удовольствие от их изучения, ибо им руководит также желание изучить эти явления. Бывают даже случаи, когда мы что-то делаем не только не ради удовольствия, но вопреки ему, например, когда мы беремся за что-то «по обязанности». В этом смысле обычно противопоставляется деятельность, выполняемая ради удовольствия, деятельности, выполняемой по обязанности. Гедонизм отвечает на это следующим образом: если кто-то выполняет свои обязанности, то выполняет их либо для удовольствия, либо для избежания неприятности. А именно ради того удовольствия, которое дает удовлетворение собой 1 См.: Петражицкий Л. О мотивах человеческих поступков, Спб., 1904, 2 Cм.: Prichard H, A. Duty and interest, 1928, или похвала со стороны других; либо для избежания той неприятности, которую пришлось бы пережить из-за укоров совести или презрения людей. Даже самоотверженность и геройство (самопожертвование матери ради больного ребенка или солдата во имя родины) при необходимости можно, согласно утверждениям гедонистов, объяснить таким образом. Предположим, что так действительно и есть, что люди жертвуют только ради того, чтобы избежать неприятностей. Но почему им грозит неприятность? Потому что люди желают чего-либо так сильно, что будут страдать, если этого не достигнут; желают так сильно, что ради достижения готовы даже на жертвы. Желают того, во имя чего жертвуют: солдат – победы, мать – здоровья ребенка. Впрочем, не нужно для развенчания этой формы психологического гедонизма прибегать к столь высоким примерам, нет необходимости обращаться к предметам столь возвышенным, как геройство и жертвенность. Ибо то же самое повторяется и в менее значительных делах. Кто свои повседневные обязанности выполняет из-за опасения возможных укоров совести или критики со стороны других, тот, видимо, беспокоится о спокойной совести и о мнении людей. Игры и празднества, спектакли и посещение кафе доставляют удовольствие только тем, кто это любит. Я люблю с кем-то общаться, потому что общение с ним доставляет мне удовольствие, но также общение с кем-то доставляет мне удовольствие, потому что я люблю с ним общаться. 4. Еще одна разновидность психологического гедонизма признает, что желание и стремление к удовольствию не являются единственным желанием и стремлением людей; в то же время утверждается, что оно самое сильное и поэтому преобладает в каждом решении. Так, в частности, понимал гедонизм Иеремия Бентам: согласно ему, человек в своей деятельности всегда выбирает тот путь, который в данный момент обещает дать максимум удовольствия. Однако и эта поправка не спасает гедонизма. Если имеются решения, принимаемые без мысли об удовольствии, то удовольствие не является их самой главной целью, ибо вообще не является их целью. Допустим даже, что когда человек выбирает свой путь спокойно и трезво, то выбирает тот, который обещает больше удовольствия. Но дело в том, что не всегда он выбирает его спокойно и трезво; нередко он делает выбор в состоянии аффекта, не задумываясь над тем, даст ли выбранный путь максимум удовольствия. Так происходит, как правильно отмечает С. Бжозовский1, во всех взрывных ситуациях, когда накопившиеся силы вырываются наружу. А также в ситуациях, когда нет времени задуматься и рассчитать: командир, ведущий людей в атаку, просто не имеет времени для размышления, что могло бы принести ему максимум удовольствия. Гедонисты часто рассуждают следующим образом: деятельность сознательных существ всегда представляет собой либо поиск удовольствия, либо попытку избежать неприятности. Но эта предпосылка ошибочна: деятельность не всегда бывает поиском удовольствия или уходом от неприятности; существует, например, экспрессивная деятельность, которую мы часто выполняем и которая не является ни тем, ни другим2. 5. Ввиду таких сомнений гедонизм создал еще одну – пятую разновидность, используя принципы ассоциативной психологии. В этом направлении его разрабатывал прежде всего Джеймс Милль, и, начиная с него, ассоциативная разновидность стала господствующей в гедонизме. Она признает, что люди не всегда действуют с мыслью об удовольствии, что удовольствие не всегда является единственным предметом желаний и стремлений человека. В то же время она утверждает, что удовольствие является первичным предметом. Человек первоначально стремится только к удовольствию, но, убедившись, что лишь определенные предметы приносят ему удовольствие, ассоциирует его с ними и косвенно делает их также предметом желаний и стремлений. Эти ассоциации наследуются, упрочиваются, становятся автоматическими, на их почве возникают желания и стремления. Однако все они имеют вторичный характер. Различные вещи, которые нас привлекают, воздействуют таким образом лишь потому, что связаны с удовольствием» Удовольствие может порой исчезать из нашего сознания, замененное ассоциированными с ним вещами, и тем не менее оно никогда не перестает быть подлинной целью наших желаний и стремлений. В таком понимании психологический гедонизм действительно освобождается от упреков, основанных на наблюдении. 1 Вrzozowski St. Monistyczne pojmowanie dziejó w a filozofia krytyczna. – «Kultura i ż ycie. Dzieł a wszystkie», t. 4, 1936, s. 234. 2 Young P. Th. Motivation of behaviour, 1936, p, 382, Однако сам он также не опирается на наблюдение. Он принципиально изменяет свой характер, перестает твердить о подлинных присущих человеку желаниях, отступает в область «первичных желаний» и выступает теперь уже только как гипотеза, и не самая лучшая. Не только возможна, но, пожалуй, и более естественна другая гипотеза: а именно гипотеза, больше учитывающая первичные влечения, которая просто объясняет опыт и поведение людей. Во всяком случае, влечения ребенка не являются исключительно гедонистическими: ребенок хватает не только пирожное, он хватает все. Никто не будет отрицать того, что люди жаждут удовольствий, как и того, что для некоторых желаний и стремлений удовольствие является мощным допингом, а неприятность – тормозом. Однако это уже нечто другое, чем психологический пангедонизм. Природа человека действительно имеет свою гедонистическую сторону, но у нее не только одна эта сторона. У пангедонизм а всегда были не только сторонники, но и противники. Больше всего их было в Англии XIX в., где он имел наибольшее число сторонников. Решительно провозглашаемый одними, он вызывал стойкую оппозицию других, в то время как в другие времена и в других странах к вопросам гедонизма относились скорее равнодушно. Среди английских философов XIX в. Я. Макинтош и Макензи, Т. X. Грин и Сиджвик, Ф. Г. Брэдли и Рэшдолл и другие выступили против теории гедонистических стремлений. В ходе дискуссии родился – как реакция против гедонизма – взгляд, согласно которому удовольствие вообще никогда не бывает предметом человеческих желаний. Этот взгляд также претенциозен, как и противоположный ему пангедонизм. Он ссылается на то, что удовольствий нельзя желать, ибо их нельзя вообразить; мы вообще не можем вообразить никаких чувств. Однако этот аргумент, сформулированный Тейлором1, мог быть применен в лучшем случае к абстрактному удовольствию; удовольствие в отрыве от его источника действительно очень трудно вообразить. В то же время определенные удовольствия мы великолепно себе представляем. Мы желаем порой чего-то, не думая при 1 Taylor A. E. Problem of conduct, 1901, p. 113. См. также: Mackenze J. L. Manual of ethics, 1900, ed. 4; Seth J. A Study of ethical principles, 1910, ed. 2. этом об удовольствии, но в других случаях желаем попросту удовольствия, которое надеемся получить от желаемого. Вопрос лишь в том, что бывает чаще. Можно сомневаться, что желания удовольствия более часты. «Обычный здоровый человек, – пишет В. Витвицкий, – нечасто желает удовольствия. Такое желание возникает тогда, когда он выбирается в театр или думает над тем, какое заказать мороженое, когда готовит сюрприз для детей или принимает у себя гостей. Это, однако, ничего не меняет»1. 6. Психологический гедонизм принимает еще одну форму: признавая, что удовольствие не является единственной или главной целью наших желаний, он утверждает, что удовольствие, даже не являясь ею, оказывает решающее влияние на наше поведение. Мы поступаем так, как привыкли, а привычное формируется на основе познанных удовольствий. Если какая-то форма поведения привела к неприятности, мы ее избегаем, если же вызвала удовольствие, то повторяем ее. Однако такая теория уже не является собственно гедонизмом. Ибо одно дело утверждать, что удовольствие влияет на поведение, и другое – что оно является целью поведения. Представляется тогда, что утверждения пангедонизма недостаточно обоснованы; что удовольствие не является ни единственной целью наших действий, желаний и стремлений, ни окончательной целью; ни целью, всегда имеющей приоритет, ни первичной целью; что люди стремятся ко многому, так как это многое приносит им удовольствие, но также приносит им удовольствие, потому что они к нему (ко многому. – Прим. ред. ) стремятся. Пангедонизм как психологическая теория может опираться только на наблюдения, лишь они определяют его правильность. Однако он обращается иногда к аргументам более общего характера: одни из них – биологические, другие имеют этическое происхождение. А. Он ссылается именно на общий биологический «закон результата»2. Этот закон гласит, что те наши реакции, которые дают удовлетворительный результат, удерживаются в организме. Гедонизм добавляет: реакции удовлетворительные 1 Witwicki W. Analiza psychologiczna pragnień jako podstawa etyki. – «Muzeum», t. XXI, 1905. 2 См.: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии, 2 изд, М,, 1929. являются приятными реакциями. И делает вывод: приятные реакции удерживаются в организме и поэтому руководят нашим поведением. Однако этот аргумент 1) мог бы относиться к гедонизму в лучшем случае в измененной форме (не то, что удовольствие является целью поведения, а только то, что оно влияет на поведение); 2) является аргументом сомнительным, так как «закон результата» по-настоящему правомерен лишь при условии, что удовлетворительный результат не отождествляется с приятным. Результат считается удовлетворительным, когда человек достиг какой-то цели, хотя при этом не получил удовольствия. Б. Гедонизм обращается порой к этическим решениям. Принимая форму этического гедонизма, он рассуждает следующим образом: единственным добром является удовольствие, поэтому, естественно, люди к нему только и стремятся, ибо зачем стремиться к злу или к вещам, оставляющим их равнодушными? Однако 1) этический гедонизм – сомнительный тезис; 2) даже если бы он был правильным, из него психологический гедонизм не возникает. Оба вида гедонизма между собой логически не связаны. Действительно, человеческие желания не всегда правильны; не всегда самое ценное есть то, что более всего желанно. Моралисты постоянно отмечают эту двойственность. Современные моралисты обычно говорят, что люди заботятся, к сожалению, только об удовольствиях, а тем временем что-то другое гораздо ценнее. То есть они признают правильность психологического гедонизма, но не этического. Древние же моралисты, наоборот, утверждали, что только удовольствие имеет ценность, а люди, к сожалению, стремятся ко многому другому, но не к удовольствию; они больше всего заботятся о богатстве, славе, чести, которые, в сущности, мало дают удовольствия. Это значит, что древние моралисты признавали правильность этического гедонизма и в то же время подвергали сомнению психологический гедонизм. Если психологический гедонизм обладает такими явными недостатками, то естественно спросить, чему он обязан своим распространением? Ответ на этот вопрос будет следующим: он обязан частичному, по крайней мере, смешению понятий. 1. Достигнутое удовольствие смешивается порой с задуманным удовольствием. Другими словами, предмет желаний и стремлений смешивается с их результатом. Кто стремится к достижению чего-то, например, хочет добиться положения и ему действительно удается это сделать, тот в результате получает обычно удовольствие. Это, однако, не означает, что он стремился к удовольствию. То, что в связи с каким-то желанием человек получил удовольствие, не означает, что он желал удовольствия. Уже много лет назад Я. Макинтош, выступая против А. Такера, провозгласившего в XVIII в. психологический гедонизм, писал в своей «Диссертации о прогрессе моральной философии»: «До каких ошибок привел его взгляд, будто бы удовольствие, или, как он выражался, удовлетворение, было первичным и единственным предметом желаний и влечений, ибо этот взгляд он смешал с правильным, но совершенно иным взглядом: что достижение каждого предмета желаний и влечений дает в результате удовольствие»1. Так же четко различал эти два понятия У. Джемс: удовольствия от достижения чего-то (pleasure of achievement) и задуманное удовольствие (pursued pleasure). Нам приятно, когда мы избежали опасности, но в минуту опасности нам ив голову не приходило думать об удовольствии; это удовольствие не было задуманным удовольствием; нечто подобное происходит со многими удовольствиями. Мы получаем удовольствие, когда наше стремление реализуется, но оно не должно быть стремлением к удовольствию. То, что человеку нравится, приносит ему удовольствие, но это не значит, что ему нравится только удовольствие. Люди не ищут счастья, как говорил Д. Пароди2, но свое счастье вкладывают в то, что ищут. В пангедонизме имеет место не только смешение этих двух понятий, но даже переиначивание действительного отношения, существующего между ними. Д. Юм заметил два столетия тому назад, что «удовлетворение желаний вызывает у нас радость, однако перспектива этой нашей радости не есть причина желания, но, наоборот, желание предшествует радости, и без этого желания радость никогда не могла бы возникнуть». Английские философы второй 1 См.: Makintosh J. Dissertation on the progress of ethical philosophy chiefly during the XVII and the XVIII centuries, 1862, ed. 3. 2 Parodi D, Le problè me moral et la pensé e contemporaine, 1922 половины XIX в. назвали эту ошибку «хистерон-протерон гедонистической психологии»1. Указывали на нее также Т. X. Грин, Сиджвик и Рэшдолл. Б. Рассел образно заметил, что гедонизм поступает как возница, который ставит воз впереди лошади. Эта особенность была подмечена значительно раньше. «Не потому, – писал Сенека в «De vita beata», – мы любим добродетель, что она дает нам удовольствие, но, наоборот, потому дает она нам удовольствие, что мы имеем к ней любовь». 2. Удовольствие действительно влияет на поведение, но редко это удовольствие продуманное, ожидаемое. Скорее это актуальное удовольствие, уже познанное, Думая о путешествии в Италию, мы получаем удовольствие, и это удовольствие побуждает к стараниям о поездке. Однако это удовольствие уже познанное, а не то, к которому мы стремимся и которое хотим получить в будущем. Оно является причиной наших стараний, но не их целью, causa efficiens наших действий, но не их causa finalis, как можно было бы сказать, используя старые аристотелевско-схоластические выражения. Психологический гедонизм пользуется смешением этих двух понятий: смешивает приятную мысль и мысль о приятном, «the pleasurable thought» и «the thought of pleasure», как это сформулировал Брэдли2. Из верного наблюдения, что к действиям нас побуждают «приятные мысли», он выводит неверное заключение, что к действиям нас побуждает только «мысль об удовольствии». Мысль о путешествии в Италию является мыслью (для многих) приятной, но она не является мыслью об удовольствии. Американский психолог Троланд точно определил три вида психологического гедонизма3. А. Гедонизм, относящийся к настоящему (hedonism of the present); он предполагает, что удовольствия и неприятности данного момента непосредственно регулируют действия человека. А именно побуждают его к действиям, сохраняющим удовольствие и прекращающим неприятности. Б. Гедонизм, относящийся к прошлому (hedonism of the past); 1Rashdall H. Can there be a sum of pleasures. – «Mind», 1899, p. 363; Baldwin J. M. Handbook of psychology, vol. 1, p. 327. 2См.: Bradley F. H. Ethical Studies. N. Y., 1951. 3 См.: Troland L. D. The Fundamentals of human motivation, 1928. он выражает взгляд, что опыт минувших приятных и неприятных ощущений влияет на психологическую организацию человека и таким образом регулирует его поведение в настоящее время. В. Гедонизм, относящийся к будущему (hedonism of the future); он предполагает, что предвосхищение будущих удовольствий и неприятностей мотивирует поведение человека. Это и есть гедонизм в его традиционной форме. Сам Троланд, хотя и относит себя к гедонистам, не признает его (точно так же, как не признает гедонизма, относящегося к настоящему). В психологии XIX в. гедонизм считался единственно верным и трезвым взглядом на человеческие устремления, в то время как многие направления новейшей психологии порвали с ним: не признает его ни бихевиоризм Дж. Б. Уотсона, ни формализм У. Мак-Дугалла, ни конфигурационизм, а психоанализ признает только частично. Когда удовольствие подменяют счастьем, психологическая теория гедонизма становится психологическим эвдемонизмом. Она не является, однако, теорией однозначной, поскольку неоднозначен термин «счастье». А. При одном значении эвдемонизм совершенно не отличается от гедонизма. Иеремия Бентам утверждал, что все люди стремятся исключительно к счастью. «Первым законом природы, – писал он, – является желание собственного счастья». Но под счастьем он понимал получение удовольствия. Его эвдемонизм – это гедонизм, и к нему применимы те же упреки, что и к обычному психологическому гедонизму. Б. Другие эвдемонисты, утверждая, что люди стремятся к счастью, понимали его иначе, чем удовольствие. К ним относятся такие мыслители, как Боэций, Августин Блаженный, Фома Аквинский. Боэций писал в «Утешении философском»: «Всех смертных забота... достичь высшего счастья». Августин Блаженный говорил о том, что «все люди желают быть счастливыми и более всего стремятся к этому, ной к другому они стремятся ради счастья». Подобным образом рассуждал и Фома Аквинский, посвятивший этому вопросу специальный параграф в «Сумме против язычников»1. 1 Boethius. De consolatione philosophiae, III, 2; Augustinus. De Trinitate, I. XIII, с 5; Thomas Aquinas. Summa contra Gentiles, ch. XXV: «Конечной целью человека и всякой разумной субстанции является счастье, или блаженство». Современная католическая этика выдержана в духе этических воззрений Фомы Аквинского1. Ее представители защищают психологический эвдемонизм, но в особом значении: они понимают счастье в антично-средневековом смысле, как beatitudo, то есть совершенное состояние человека. В. Счастье в смысле удовлетворения жизнью отлично как от удовольствия, так и от совершенства, однако отношение к нему желаний и стремлений людей то же, что и к удовольствию и совершенству. Люди желают счастья, но не желают его постоянно; постоянно предрасположение к желанию счастья. Они горячо желают счастья, но тогда, когда о нем думают. Мысль же о нем чужда многим их желаниям, решениям, начинаниям. Ведь не каждый умеет оперировать сложным понятием счастья. Эта мысль, пожалуй, более редка по сравнению с мыслью об удовольствии. Идя в театр или выбирая мороженое в кафе, мы думаем об удовольствии, но не о счастье. Счастье – понятие трудное, для многих неопределенное и туманное. Оно управляет нашим решением только в исключительные моменты жизни, проявляется в мечтах или при подведении жизненных итогов. Вне этого данное понятие появляется в сознании лишь мимолетно. «В мыслях, как птица, промелькнуло понятие счастья», – писала 3. Налковская. Мы думаем о счастье, но не думаем о нем постоянно, желаем его, но одновременно желаем многого другого. Желание счастья не является ежедневным: желанием. Люди желают, как отмечает Причард, скорее элементов счастья, его составных частей и факторов, чем самого счастья. Об этих элементах, будь то материальное благосостояние, положение в обществе или хорошие условия труда, они думают, как правило, больше, чем о самом счастье, ибо их легче представить себе и они необходимы повседневно. Но неверно, что люди желают их только потому, что они являются элементами счастья; понятие счастья не всегда связано с понятием желаемого благосостояния или положения в обществе. Очень часто отношение бывает обратным: люди желают чего-то не потому, что это является элементами их счастья, но, наоборот, элементами счастья они являются потому, что их желают. И неверно то, что люди желают всех элементов счастья, как неверно то, что желают лишь элементов счастья. Они желают многого, что не 1Merkelbach В. Н. Summa theologiae moralis» 1931.
является элементами счастья. Иногда, правда, желают чего-то, ошибочно полагая, что это составляет элементы счастья. Однако не раз в своих желаниях люди отдают преимущество тому, что приносит временное удовольствие, удовлетворяет временную потребность. И не раз в их стремлениях возникает конфликт между счастьем и его элементами, в особенности между счастьем и удовольствием. Ради момента удовольствия забывают о счастье. Если бы даже люди склонны были заботиться исключительно о собственном счастье, то жизнь учит, что они должны считаться со счастьем других. Энгельс писал в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»: «... Если мы не уважаем в других того же стремления к счастью, они оказывают сопротивление и мешают нашему стремлению к счастью»1. Люди желают счастья не какого-нибудь, но только такого, которое отвечает их представлению о счастье. Счастье, которого желает один, бывает непохоже на то, которого желает другой. И поэтому, как утверждал С. Бжозовский, психологический эвдемонизм непригоден для выяснения желаний и стремлений человека, поскольку он ничего не говорит о том, какие это желания и стремления. Можно было бы только сказать следующее: стремления людей действительно подвергаются изменениям в соответствии с условиями, в которых они живут. Но одно неизменно в стремлениях, а именно то, что они всегда направлены к счастью. А тогда стремления людей имели бы два фактора: изменяющиеся условия жизни и неизменное стремление к счастью. И все же этой двойственности в стремлениях нет: люди стремятся к различным целям, а общее стремление к счастью является только теорией, охватывающей единой формулой их разнородные стремления. Неверно, что люди якобы ставят своей целью счастье и подбирают для этого средства; эти так называемые средства и есть преимущественно единственные их цели. Другое дело, что людей может приблизить к счастью то, что является для них не средством к счастью, а самой целью. Пользуясь наличием многих слов сходного значения – наряду с «желать» имеются также «хотеть» и «стремиться», – 1Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т, 21, с. 296, можно было бы отношение к счастью сформулировать менее двузначно. Мы говорим, например, что «хочет» чего-то тот, кто на вопрос, хотел бы он, чтобы это было или не было, откровенно отвечает – хочу, чтобы это было; в то же время мы говорим «желает» чего-либо тот, кому этого недостает, и он думает об этом; «стремится» же к чему-то недостающему тот, к
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|