Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бронислав малиновский (1884 – 1942)




БРОНИСЛАВ МАЛИНОВСКИЙ (1884 – 1942)

ТРУДЫ: «Функциональная теория» (1939), «Научная теория культуры», (1944), «Магия, наука и религия» (1944).

Функционализм это тот метод, который позволяет провести сравнительный анализ явлений в различных культурах.

Культура – продукт биологических свойств человека, так как человек — это животное, которое должно удовлетворять свои биологические потребности. Различия между культурами — это различия в способах удовлетворения потребностей. Помимо основных потребностей, выделял еще производные (вторичные) потребности, порожденные культурной средой.

В рамках анализа культурного процесса выделил два ключевых аспекта, тесно связанных с социальными реалиями:

§ «форма»  

§ «функция»,

а также показал их взаимосвязь.

Форма социальных реалий — это отражение конкретного типа поведения, характерного для любого общественного отношения.

Функция – удовлетворение некоторой потребности путем деятельности, в рамках которой люди сотрудничают, используют артефакты и потребляют плоды своего труда.

 

Функциональный анализ – анализ, при помощи которого возможно определить отношения между культурным действием и человеческой потребностью – базовой или производной.

Базовая единица функционального анализа институт – соглашение по поводу некоторого ряда традиционных ценностей, которые объединяют группу людей. Люди находятся в определенных отношениях друг к другу и к специфической части их естественной или искусственной среды.

. культура – это единое целое, состоящее частью из автономных, а частью из согласованных между собой институтов. Она объ­единяет в себе ряд моментов, таких как общность крови, смежность среды обитания, связанная с совместной деятельностью специализация этой де­ятельности и не в последнюю очередь – использование власти в политических целях.

 

 

18. ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ А. Р. РЭДКЛИФФ-БРАУНА.

 

Альфред Реджинальд Редклифф-Браун (1881—1955) - английский социолог и один из наиболее известных антропологов первой половины XX века.

Труды: «Андаманские островитяне» (1922), «Методы этнологии и социальной антропологии» (1923), «Брат матери в Южной Африке» (1924), «О понятии функции в социальной науке», «О социальной структуре», «Социальная организация австралийских племен».

Вместо объяснений социальных явлений в исторических и психологических терминах, что он полагал невозможным, Редклифф-Браун предложил объяснить их как устойчивые системы адаптации, коадаптации и интеграции. Главная его рабочая гипотеза состояла в том, что жизнь общества может рассматриваться как динамическая система взаимозависимых элементов, основанная на взаимной вере. Составляющие ее взаимные элементы являются функционально совместимыми друг с другом.

Основные понятия: структура; социальная структура; организация; социальный институт; функция; социальная функция; социальный процесс.

Задача функционального анализа: исследование таких связей между элементами, которые поддерживают целостное существование социальной системы общества и объясняют особенности ее функционирования.

Он ввел понятие «социальная структура» еще в 1914 году, но окончательно это понятие было им углублено и точно проработано уже в 30-х годах. В окончательной формулировке социальная структура соотносится со взаимодействием индивидов, а организация — со взаимодействием деятельности.

РБ рассматривает социальные отношения в целом как удовлетворение потребностей общества в целом. РБ считает, что культура удовлетворяет потребности не каждого человека в отдельности, а всего общества в целом. РБ изучает процесс формирования культуры и социальных взаимодействий.

Особое теоретическое значение имеет понятие система. Ее значение состоит в том, что первым шагом в попытках понять устойчивые черты той или иной формы общественной жизни должно быть нахождение ее места в системе, частью которой она является.

Особую роль играют понятия «соц. структуры» и «соц. организации».

Структура – упорядоченное положение элементов, соединенных друг с другом в более широкое единство. Конечными элементами социальной структуры являются человеческие существа, фигурирующие в соц жизни как действующие лица или персоны. Сама же структура представляет собой упорядоченную расстановку лиц по отношения друг к другу.

 + она характеризуется преемственностью (воспроизводством себя). Люди могут меняться, но структура, как правило, сохраняется.

Социальная структура – преемственная по времени упорядоченная расстановка лиц в отношениях определяемыми и контролируемыми институтами, т. е. социально установленными нормами или образцами поведения.

Социальный институт – установленная или социально-признанная система норм и образцов поведения, относящаяся к тому или иному аспекту социальной жизни. («О социальной структуре»)

Социальная организация – упорядочивание деятельности двух или более лиц. Организация – распределение активности. В пределах организации каждая личность выполняет некоторую роль.

Социальная функция – соотношение способа действий и образа мыслей с той социальной структурой, в существование и поддержание которой она вносит вклад.

Функция - взаи­мосвязь между социальной структурой и процессом общественной жизни.

Процесс общественной жизни - бесконечного множества действий и взаимодействий людей, осуществляемых индивидуально, в коо­перации или группами. Социальный процесс определяет социальные отношения.

Т. о. три понятия - процесс, структура, функция – являются ключевыми и составляют единую теорию, т. е. схему интерпретации, применимую к социальной системе. Процесс находится в зависимости от структуры, и продолжение существования структуры находится в зависимости от процесса, а термин функция используется для указания на отношения между процессом и структурой.

Тяготел к отказу от понятия общества как целостной единицы и старался оперировать такими понятиями как структурная система, сеть социальных отношений, посредством которых можно наблюдать, описывать и сравнивать системы социальных структур сколь угодно большого числа областей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...