Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

12. Принципы социально-экологического подхода к изучению общества в трудах исследователей чикагской школы.




12. ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ.

 

В Чикагскую школу, наряду с Р. Парком (его период работы в Чикагском университете с 1915 по 1934 гг, что хронологически совпадает с периодом деятельности школы), входили известные американские ученые: Э. Бёрджесс, Л. Вирт, Р. Маккензи, X. Зорбо, Э. Богардус, Р. Фэрис, Н. Андерсон, Ф. Трэшер, Л. Котрелл, Э. Хьюз и др. Всех этих исследователей объединяли социально-экологический подход к исследованию общества и тематика исследований.

Основные положения социально-экологического подхода наиболее полно раскрыты в статьях Р. Парка и Р. Маккензи. В их числе «Экология человека», «Физика и общество», «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок»3, а также «Экологический подход к изучению человеческого сообщества», «Область человеческой экологии», «Понятие господства и организация мира».

Исходная посылка социально-экологического подхода: человеческое общество следует изучать в соотнесении с окружающей его средой.

Так как каждое социальное образование так или иначе размещено в физической среде, локализовано и конфигурировано в пространстве, что роднит человека с растениями и животными, то при изучении человеческой социальной жизни могут быть применены некоторые общие экологические принципы, разработанные в растительной и животной экологии, исследующей связь растительных и животных организмов со средой обитания.

ПРИНЦИПЫ:

· В обществе есть два уровня: биотический (низший) и культурный (высший)

· Биотический уровень предполагает возможность применения экологических принципов. На этом уровне люди функционируют как обособленные живые организмы («социальные атомы»), передвигающиеся в пространстве и связанные узами взаимозависимости.

· Конкуренция (за ресурсы) - сила, социализирующая и организующая индивидов на биотическом уровне (принимает форму борьбы за выживание). В ходе конкуренции живые организмы приспосабливаются к окружающей среде и друг к другу.

· На базе элементарного разделения труда образуется целостная территориально закрепленная единица – сообщество, в котором все живые организмы являются элементами. Изменение одного элемента влечет цепочку изменений во всех остальных элементах. Такое естественное сообщество – биотический базис для развития более сложных форм социальной жизни.

· Культурный уровень общества (надстраивается над биотическим) — это уровень установившихся обычаев, норм и ценностей. Его организует коммуникация, или субъективно осмысленное взаимодействие. На этом уровне действуют только люди, которые выступают в своем сугубо социальном качестве: уже не как обособленные организмы, а как «персоны», обладающие способностью к воображению и целеполаганию, а также выстраивающие свои действия на основе интерпретации ожидаемых реакций других и выполняющие социальные роли.

· Именно на культурном уровне становится возможной самая сложная форма человеческого социального поведения — коллективное действие, основополагающий принцип которого – принцип кооперации.

· Единица анализа – «сообщество» — «экологическое распределение людей и услуг, в котором местоположение каждой единицы определяется ее связью со всеми другими единицами».

 

13. ГОРОДСКИЕ СООБЩЕСТВА КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГОВ ЧИКАГСКОЙ ШКОЛЫ. ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОРОДСКОГО СООБЩЕСТВА

В Чикагскую школу, наряду с Р. Парком (его период работы в Чикагском университете с 1915 по 1934 гг, что хронологически совпадает с периодом деятельности школы), входили известные американские ученые: Э. Бёрджесс, Л. Вирт, Р. Маккензи, X. Зорбо, Э. Богардус, Р. Фэрис, Н. Андерсон, Ф. Трэшер, Л. Котрелл, Э. Хьюз и др. Всех этих исследователей объединяли социально-экологический подход к исследованию общества и тематика исследований.

Основные положения социально-экологического подхода наиболее полно раскрыты в статьях Р. Парка и Р. Маккензи. В их числе «Экология человека», «Физика и общество», «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок», а также «Экологический подход к изучению человеческого сообщества», «Область человеческой экологии», «Понятие господства и организация мира».

Исходная посылка социально-экологического подхода: человеческое общество следует изучать в соотнесении с окружающей его средой.

Главнаяединицаанализа - СООБЩЕСТВО - «экологическое распределение людей и услуг, в котором местоположение каждой единицы определяется её связью со всеми другими единицами». Они сосредоточились на исследовании социальных проблем, которые имеют место в городских сообществах.

Объектисследований – население города Чикаго

Город - центр сосредоточения острых социальных проблем. Город - своеобразная «социальная лаборатория», в которой может быть досконально не изучена природа человека и цивилизации, т. к. в городе каждая характерная черта человеческой натуры просто очевидна, а проявляется все ярче и ярче (таланты, стремления, желания). Скрытые стремления и подавляемые желания также находят свое выражение в городе. В городе «открываются секреты человеческого сердца и изучаются человеческая природа и общество».

В городе Чикаго, который служил идеальным местом, поскольку в нем отчетливо проявились все преимущества и пороки урбанизации, социологи развернули обширную программу социологических исследований. Они полагали, что городское сообщество должно изучаться как «пространственная конфигурация и моральный порядок». В качестве общей схемы для изучения пространственной конфигурации городов они предложили так называемое «зонирование». На его базе была разработана концентрическая модель городских зон, описание которой содержится в статье Э. Бёрджесса «Рост города: введение в исследовательский проект», а также в ряде статей Р. Парка.

Согласно этой модели, город разделяется на четыре зоны, расходящиеся концентрическими кругами. В центре города находится деловая зона, где сосредоточены административные учреждения, офисы компаний и банков, дорогие гостиницы и супермаркеты. За пределами центра располагается транзитная (или переходная) зона, где сосредоточены промышленные предприятия. Далее идет зона рабочих кварталов, где сосредоточены многоквартирные дома и селятся промышленные рабочие. И наконец, внешнее кольцо образует зона фешенебельных кварталов и особняков.

Подобная территориальная структура города, по мнению представителей Чикагской школы, связана с экологическим распределением и сегрегацией различных видов деятельности. Сами зоны более или менее отчетливо отграничивались ими друг от друга по ряду критериев, главным из которых считалась цена на землю. В центре города, где цена на землю (и соответственно арендная плата за помещения) самая высокая, сосредотачиваются самые престижные виды занятий: управление, бизнес, коммерция. И наоборот, наиболее непривлекательные для жизни районы ввиду низкой цены на землю и, соответственно, арендной платы за нее оказываются местом обитания низших социальных классов и местом сосредоточения наименее престижных занятий. Таким образом, сама территориальная структура города выступала своеобразным «портретом» общества.

Для более детального описания городского пространства использовалось понятие «естественного ареала», заимствованное из экологии. Естественными ареалами назывались относительно отграниченные от окружения и внутренне гомогенные районы, например районы компактного проживания иммигрантских этнических групп. В 1923-1924гг Берджессом была разработана «Карта социальных исследований Чикаго».

Внимание ученых было сосредоточено на изучении таких острых социальных проблем, как преступность (в том числе организованная), бедность, душевные расстройства, самоубийства, отклоняющееся поведение в молодежной среде, бродяжничество, ослабление солидарности семьи, проблемы иммигрантских сообществ и т. д. Благодаря этим исследованиям Чикаго и стал одним из самых социологически изученных городов мира.

Важнейший вклад – разработка процедур изучения города, теоретический анализ городских структур, процесса и образа жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...