19. Функциональный анализ культуры у Б. Малиновского.
Бронислав Малиновский (1884—1942) – основатель функционализма. ТРУДЫ: «Функциональная теория» (1939), «Научная теория культуры», (1944), «Магия, наука и религия» (1944). Функционализм это тот метод, который позволяет провести сравнительный анализ явлений в различных культурах. Культура – продукт биологических свойств человека, так как человек — это животное, которое должно удовлетворять свои биологические потребности. Он преобразует окружающую его среду и создает культуру. Различия между культурами — это различия в способах удовлетворения потребностей. Помимо основных потребностей выделял еще производные (вторичные) потребности, порожденные уже не природой, а культурной средой. Исходная посылка: по отношению к культуре весь полевой опыт, равно как и внимательное рассмотрение действительно значимых проявлений организованного поведения у современного человека, показывает справедливость следующих аксиом (эти аксиомы Малиновский назвал «общими аксиомами функционализма» ): A. Культура – инструментальный аппарат, посредством которого человек справляется со специфическими конкретными проблемами, возникающими в ходе удовлетворения своих потребностей. B. Она является такой системой участников, видов деятельности и отношений, где каждая часть существует как средство для достижения определенной цели. C. Она является целостным образованием, разные элементы которого взаимозависимы. D. Составляющие культуру виды деятельности, отношения и участники организованы по принципу решения жизненно важных задач в институты … для политической, юридическом образовательной деятельности. E. С динамической точки зрения, культура может быть разложена на ряд аспектов — таких как образование, социальный контроль, экономика системы познания, верований, морали, а также виды творческого и художественного выражения.
Три тесно связанных между собой измерения культурного процесса: ✓ артефакты ✓ организованные группы (социальное окружение) ✓ символика
В рамках такого анализа культурного процесса Малиновский выделил два ключевых аспекта, тесно связанных с социальными реалиями: § «форма» § «функция», а также показал их взаимосвязь. Форма социальных реалий — это отражение конкретного типа поведения, характерного для любого общественного отношения. Функция – удовлетворение некоторой потребности путем деятельности, в рамках которой люди сотрудничают, используют артефакты и потребляют плоды своего труда. Каждое явление в культуре представляет собой «оформленный» поведенческий акт и выполняет определенную функцию. Эта форма и ее функция, по Б. Малиновскому, взаимосвязаны. Культурный процесс обладает целостностью.
В трактовке организационного поведения людей Малиновский, вслед за бихевиористами, признавал примат биологических начал человека над духовными и утверждал, что " теория культуры изначально должна основываться на биологических факторах". Т. о. человек прежде всего нуждается в удовлетворении потребностей своего тела (питание, проживание, безопасность и т. д. ). Все это можно разрешить через создание артефактов, которые и составляют культуру. Функциональный анализ – анализ, при помощи которого возможно определить отношения между культурным действием и человеческой потребностью – базовой или производной. Фактор, который необходим для осмысления любой фазы культурного поведения, заключается в том, что люди организованы в стабильные группы. Каждое заведение (дом, общежитие и т. д. ) базируется на нек. законном основании, системе ценностей и соглашений. И каждое заведение отвечает каким-то потребностям своих обитателей и общества, т. е. выполняет свою функцию.
Базовая единица функционального анализа – институт – соглашение по поводу некоторого ряда традиционных ценностей, которые объединяют группу людей. Люди находятся в определенных отношениях друг к другу и к специфической части их естественной или искусственной среды. Почему именно институт как единица? 1. Обособлена и конкретна (институт отличается тем, что постулирует некоторое обязательное отношение между элементами и в то же время может наблюдаться как отдельная социальная группа). 2. обладает определенной структурой. 3. эта единица универсальна — всякий культурный элемент определяется путем помещения в контекст культурного института.
Перечень институтов по принципам интеграции: 1) Принцип продолжения человеческого рода Пример: семья, клан. 2) Территориальный (общность интересов, производная от смежности, общность границ и возможность сотрудничества). Пример: деревня, крупный город, племя. 3) Связан с анатомией и физиологией человека. Пример: примитивные половые тотемные группы 4) Принцип, базирующийся на ассоциации, добровольном объединении индивидов в группы по их воле. Пример: членство в тайных клубах 5) Специализация деятельности людей, с их проф. способностями, обучением и выбором. Пример: маги, колдуны 6) Социальная иерархия. Пример: сословия и ордена священников 7) Всеобъемлющий принцип интеграции, с помощью культуры и политической власти. Пример: племя, национальность. Функция различных типов институтов предопределяет ряд особенностей каждой культуры. Каждый из типов институтов имеет одинаковую структуру: 1) " материальный субстрат" (спец. выделенная доля матер. средств и орудий, часть матер. благ), 2) хартия (система ценностей, ради кот. люди организуют группу или вступают в организ. группы), 3) состоит из участников, 4) правила и нормы.
Т. о. культура – это единое целое, состоящее частью из автономных, а частью из согласованных между собой институтов. Она объединяет в себе ряд моментов, таких как общность крови, смежность среды обитания, связанная с совместной деятельностью специализация этой деятельности и не в последнюю очередь – использование власти в политических целях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|