Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

25. Кодификация функционального анализа Р.Мертоном.




25. Кодификация функционального анализа Р. Мертоном.

Важнейшая проблема для социологов (по Мертону) – кодификация наиболее существенных теорий и процедур качественного анализа в социологии.

Кодификация это упорядоченная и сжатая классификация плодотворных процедур исследования и существенных открытий, сделанных благодаря их применению.

Основа кодификации парадигма (как у Томаса Куна), однако Мертон использовал это понятие в более узком смысле, чем Кун:

o Парадигма (по Мертону) – это инструмент, пригодный для кодификации частных социологических построений (именно в этом смысле парадигмы имеют огромную пропедевтическую ценность для них)

Функции парадигмы качественного анализа в социологии (тесно связаны между собой):

o Вводятсистемуусловныхобозначений: Дают компактную классификацию главный понятий и их взаимоотношений, которые используются для описания и анализа;

o Уменьшаютвероятностьневольноговведенияскрытыхдопущенийипонятий, указывают на то, как избежать логически безответственных гипотез;

o Способствуютнакоплениютеоретическихинтерпретаций: фундамент, на которой строится интерпретация;

o Способствуютанализу, анеописанию конкретных деталей: по структуру подразумевается перекрёстное сведение в таблицы различных понятий, чтобы разглядеть проблемы, которые можно было упустить из виду;

o Способствуюткодификациикачественногоанализа, он приближается к логическое, если не эмпирической строгости количественного.

Парадигма рассматривалась как инструмент, пригодный для кодификации частных социологических областей. Но кодификация все же должна была применяться для функционального анализа.

 

Функциональный анализ — одновременно самая перспективная и, возможно, наименее кодифицированная из современных ориентаций в области проблем социологической интерпретации.

o Он утверждал, что с самого начала функциональный подход запутался в терминологии.

o Слишком часто один термин использовался для обозначения разных понятий, а одно и то же понятие — обозначаюсь разными терминами.

o Непродуманное «словоупотребление» привели к неясности информации.

o Необходимо четко сформировать понятийный аппарат и написать те значения, которые придаются определенным терминам в конкретном смысле, для чего он приводил ряд примеров.

Краткий обзор соперничающих методологий может стать ориентиром кодификации функционального анализа, чтобы он «не потерялся в облаке туманных определений».

Чтобы функциональный анализ стал объективным и отгадало реальность, он выстроил новую его логику, что привело к становлении новой версии.

 

Пункты парадигмы функционального анализа

Пункт 1. «Элемент(ы), которым отводятся функции»

Надо четко выбрать элементы, которым отводятся функции. Все объекты можно подвергнуть функциональному анализу.

Главное требование — предмет анализа должен представлять собой стандартизированный объект.

Данный подход применим ко всем явлениям социальной жизни.

Напр., социальные роли, социальные процессы и т. п.

Пункт 2. Понятия субъективных диспозиций (мотивов, целей).

В какой-то момент функциональный анализ предполагает концепцию мотивации индивидов и из субъективных диспозиций в рамках социальной системы, но эти понятия нельзя смешивать с исходными. Надо разделять объективное и субъективное.

Пункт 3. Понятия объективных последствий (функции и дисфункций).

С понятием функций связано много путаниц. Поведение может иметь как функциональные, так и дисфункциональные последствия, поэтому последствия и надо отличать.

Тенденции возникновения неясности (путаницы) концепции «функции»:

1)  Ограничение социального наблюдения позитивными вкладами социологической структуры в солильную или культурную систему, в которую они входят.  

Преодоление тенденции: следует предусмотреть понятие множественности последствий и понятие их равновесия.

Поведение объекта может иметь функциональные и дисфункциональные последствия.

o Функции — наблюдаемые последствия, способствующие адаптации / приспособлению.

o Дисфункции — наблюдаемые последствия, уменьшающие адаптацию / регулировку систему.

2) Смешение субъективной категории мотива с объективной категорией функции.

o Явная функция — тот объективный результат, который способствует регулировке или адаптации системы и который планируют и осознают участники системы (то, что на виду )

o Латентныефункция — тот объективный результат, которые участники не планируют и не осознают.

Пункт 4. Понятие единиц, для коей выполняется функция.

Ограничение анализа ведет к трудностям, потому что элемент могут быть функциональны для одних индивидов и подгрупп и дисфункциональные для других.

Функции: психологические, групповые, социетальные, культурные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...