Личность в тотальных институтах.
Личность в тотальных институтах. Закрытые сообщества, обитатели, которых вырваны из большого общества на значительный период времени и ведут совместно закрытый и формально при помощи определенных правил и процедур регулируемый образ жизни, находясь под жестким контролем и образуя часто иерархию высших и низших местоположений, Гофман назвал тотальными институтами. К их числу можно отнести монастыри, тюрьмы, казармы, психиатрические клиники, лепрозории, интернаты, детские и инвалидные дома, дома престарелых, колонии для преступников и ряд других учреждений. Попав в такие места, человек обычно сильно меняется. Его «Я» конструируется и изменяется не столько индивидом, сколько институтом, частью которого он индивид является. Более чем где-либо в обществе, «Я» в тотальных институтах есть не столько собственность лица, которому оно принадлежит, сколько особый компонент в содержании институциональных порядков. » 48. Феноменологическое направление в социологии ХХ века. Феноменологическая социология — направление в социологии ХХ века, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воспроизводимое в духовном взаимодействии индивидов. Исходная посылка: инживид не является «пленником» социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается людьми, зависима от индивидуального сознания и её интерпретаций. Фокус внимания — человеческая субъективность. Основоположник — Альфред Шюц (1890-1959)
Альфред Шюц. Факты биографии: Родился в Австрии, изучал право в Венском университете, затем работал банковским служащим. 1939г. — эмигрировал в США: возглавил кафедру социологии и социальной психологии в Нью-Йоркской школе социальных исследований.
Основные труды: «Феноменология социального мира», 1932г. Собрание статей в 3 томах, 1962-1966г. «Структуры жизненного мира», 1972г. «Теория жизненных форм», 1981г. «Проблема релевантности», 1982г.
А. Шюц предложил заложенную М. Вебером традицию «понимающей социологии». Осуществил синтез: 1. «Понимающей социологии» 2. Европейской «философии жизни» (А. Бергсон, В. Дильтей) 3. Американского философского прагматизма (У. Джеймс, Дж. Г. ГМид) 4. Феноменологии Э. Гуссерля
Основные идеи А. Щюца: ✓ В феноменологический ориентированной социологии социальная реально рассматривается как мир значений, переживаемых и интерпретируемых людьми в их повседневной жизни. ✓ Природа социальной реальности состоит не в фактической личности, а в осмысленности, предполагающем понимание. ✓ Социальное познание требует от ученого воздержаться от свойственной обыденному сознанию наивной веры в объективную реальность социальных объектов, чтобы исследовать процесс социального конструирования этих объектов как воплощенных форм человеческой деятельности и интерпретации. ✓ Поскольку социальность реальность, в отличие от мира природных объектов, имеет интерсубъективную смысловую структуру, социолога интересует, прежде всего генезис феноменологический трактуемой объективности социального мира, то есть его интерсубъективной смысловой структуры. - В центре внимания феноменологической социологии — процесс конструирования интерсубъективных социальных значений , выявление всеобщих правил приписывания значений, позволяющих создать понятный и предсказуемый мир. - Предмет феноменологии — смысловые структуры «жизненного мира», мира, отраженного в переживаниях наивно живущего свою повседневную жизнь человека.
- Главная проблема, которая лежит в основании теории познания социальных наук и нуждается в феноменологическом пояснении, — проблема основания суждений о реальности существования других «я», или конструирования интерсубъективности жизненного мира. - Центрально место в феноменологической социологии занимает понятие «жизненного мира». Понятие «жизненного мира» Жизненный мир — это: 1. 2. Понятие жизненного мира включает в себя средства, с помощью которых человек ориентируется в жизненной ситуации и достигает поставленных целей, используя запас наличного знания. Жизненный мир (как система интерсубъективных значений) является продуктом социального конструирования общей реальности. «Взаимность перспектив» достигается посредством конструирования в процессах повседневных взаимодействий типических смысловых структур здравого смысла, образующих «мир, знаемый сообща». В основе всех типизация здравого смысла лежит «всеобщий тезис взаимности перспектив». Он ведет к понимаю объектов, преодолевающему личные перспективы видения и образующему объектное и анонимное знание. Социальный мир — результат типизирующей интерпретации ситуаций повседневных взаимодействий, участники которых воспринимают свои мотивы, ожидания и действия как обычные, не выходящие за рамки определенного стандарта, составляющего нормальный порядок вещей. В повседневной жизни мы имеем дело не с людьми, а с типами. Структуру повседневности образуют стандартизированные схемы, в различай степени стандартизированных и автономных типичных взаимодействий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|