Содержание человеческой природы
СОДЕРЖАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ Каждый из способов удовлетворения человеческих потребностей представляет собой своеобразный ответ на проблему человеческого существования. В человеческом обществе человек утратил гармонию с природой и свои человечность, окунувшись в общество потребления и стандартизированного поведения. «Для того, чтобы понять индивидуального пациента или вообще какое-либо человека, необходимо, прежде всего, знать - каков его ответ на проблему существования» Эрих Фромм
Дилемма: «Быть или иметь? » Определяет путь развития человека: регрессивный / прогрессивный. - Если человек, желания вновь обрести утраченное единстве с природой и освободиться от страха одиночества и неуверенности, пытается уничтожить то, что делает его человеком и вместе с тем мучает его, - свой разум и самосознание, он становится на регрессивный путь решения проблемы человеческого существования. - Если человек ищет новую гармонию с миром на основе полного и всестороннего развития заложенных в нем человеческих способностей, он выбирает прогрессивный путь решения проблемы человеческого существования. Прогрессивное решение проблемы человеческого существования способствует психическому здоровью и развитию человека, соответствует потребностям человеческой природы; регрессивное решение, напротив, вызывает в человечке психическое расстройство и ведет к внутренней деградации.
Основные категории, использует при анализе взаимного влияния индивида и общества: Социальное здоровье Социальное бессознательное Социальный характер
ВКЛАД ЭРИХА ФРОММА В СОЦИОЛОГИЮ 1. Обогатил социологию такими категориями, как: социальное здоровье, социальное бессознательное и социальный характер
2. Поставил диагноз современному обществу: «безумие», «массовая паранойя», «увлеченность идеей господства над всеми и всем миром» 3. Разработал теорию «здорового общества» 4. Представил подробную программу изменения человечества и общества
Гуманистический психоанализ Э. Фромма — один из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуальной культуры. Э. Фромм придал существенный импульс развитию не только социально-психологических концепций, но и всей современной западной социологии, одной из вершин которой, безусловно, является. 54. Сущность человека и функции общества по Э. Фромму. (Нашла на сайте, но тут все по делу) Центральными кокатегориями в понимании сущности человека, по мнению Фромма, являются экзистенциальные ценности: свобода, разум, ответственность, любовь, надежда и вера. Фромм показал стихийность, естественность, непредсказуемость поведения человека. Заданность, детерминированность - принципы, с помощью которых нельзя понять человека. В центре бытия человека – свобода. В человеке скрыты созидательные и разрушительные стремления. Сквозь призму биологического и социального невозможно понять человека. Натуралистическое понимание человека Фрейдом и социологическое Марксом не раскрывает в полной мере природу человека. Человек – это разнообразие страстей и стремлений, душевных переживаний. Главное противоречие человеческого бытия: человек – существо, которое не имеет своей ниши; человек принадлежит природе и в то же время отторгнут от нее. Человек властвует над природой и в то же время является ее частью. Все в человеке двойственно, двусмысленно. Человек как особый вид появляется на пересечении фундаментальных эволюционных процессов: процесса постоянного уменьшения роли инстинктивной детерминации поведения и процесса увеличения объема мозга, особенно коры головного мозга. С самого начала своего развития человек в незначительной степени определялся инстинктивными программами, представляя собой самое беспомощное с биологической точки зрения существо.
Таким образом, сознание и разум разрушили ту «гармонию» естественного существования, которая свойственна всем животным. Человек превратился в аномалию, «причуду» природы. С появлением разума в существовании человека появляется противоречие, толкающее человека к поиску путей его преодоления. Каждая следующая достигнутая им ступень развития оставляет человека неудовлетворенным, он ищет все новых и новых решений. Это принудительное развитие вызвано стремлением преодолеть свою внутреннюю раздвоенность и вызванное ею напряжение и обрести сравнительное равновесие. Для объяснения понятий психических механизмов и законов Фромм вводит понятия статической и динамической адаптации. Статическая адаптация не приводит к изменению характера, а порождает новые обычаи и привычки. Например, китаец, приехавший в Америку, начинает есть при помощи вилки и ножа, а не палочек. Динамическая адаптация – такое приспособление индивида к внешним условиям, которое порождает новые стремления, новые черты его личности. Развитие индивида у Фромма – это всегда проявление каких-то новых стремлений или потребностей, динамическая адаптация. Потребность в самосохранении (голод, жажда, сон…) и потребность в связи с миром Фромм определяет как первичные и неизбежные мотивы человеческого поведения. Противоречия, заключающиеся в дихотомии между инстинктами, которых человеку недостает, и самосознанием, которого бывает в избытке, вызывают напряженность в психике индивида, составляя источник человеческой активности и являясь основной мотивации поведения. Фромм рассматривает поведение через разрядку напряжения. Движение человеческой истории – поиск утерянного равновесия, утерянной гармонии, попытка разрешить принципиально неразрешимую проблему человеческой ситуации, от которой человек не может ускользнуть. На человека и современную цивилизацию в целом надвигается психологическая и социально-экономическая катастрофа. Человечество может спастись только путем перехода от жизненных установок на обладание к жизненным установкам на бытие.
Это требует изменения характера человека, изменение его образа жизни, изменение практики жизни, основанной на невротической структуре, постоянно ее воспроизводящей. Здоровое общество – общество, обладающее нормальной психической структурой. Новое общество должно способствовать возникновению человека, обладающего качественно новым социальным характером, продуктивной ориентацией. Здоровая личность – это личность продуктивная и неотчуждённая, личность, относящаяся к миру с любовью и использующая свой разум для объективного постижения реальности. Человек должен иметь внутреннюю потребность в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром и основанную на этом уверенность в себе. Черты нового общества по Фромму: сочетание всеобщего планирования с высокой степенью децентрализации, отказ от «экономики свободного рынка», создание таких условий для работы, при которых основной мотивацией было бы духовное, а не материальное обогащение работающего; дальнейший прогресс науки и в то же время предотвращение опасности злоупотребления практическими применениями научных достижений. Кроме того, необходимо обеспечить безопасность индивидов в том смысле, чтобы они не зависели в удовлетворении своих основных потребностей от бюрократического аппарата. Первым шагом в этом направлении должно стать здоровое потребление. Для этого необходимо провести фундаментальные исследования человеческих потребностей, выяснить, какие потребности естественные, а какие – искусственные, т. е. навязанные человеку. Современная политическая система (демократия) носит отчужденный, манипулятивный характер. Люди пассивны, у них нет воли. Подлинная демократия – это «демократия участия», ей должны сопутствовать не только политическая свобода, но и промышленное самоуправление. Активное участие граждан в политической жизни требует максимальной децентрализации промышленности и политики. Бюрократический метод управления – способ манипуляции. С людьми обращаются как с вещами.
Нужно запретить все методы промывания мозгов, используемых в промышленной рекламе и политической пропаганде, уничтожить пропасть между богатыми и бедными странами. Нужно создать действенную систему распространения эффективной информации. Вероятность того, что в человеке и обществе произойдут изменения к лучшему, крайне незначительна. Однако Фромм считает, что новые идеи обладают притягательной силой, и со временем захватят умы большинства людей. Выход из ситуации кризиса Фромм видит в создании подлинного социалистического общества. Идеи социализма – самая значительная и серьезная попытка ответа на угрозы человеку со стороны капитализма. Фромм выдвинул идею создания «коммунитарного социализма». Он снимет отчуждение человека. Суть к. социализма – участие в управлении и принятии решений. 55. Понятие социального характера у Э. Фромма и его методологическое Анализируя психологический уклад различных конкретно-исторических обществ, Фромм приходит к выводу, что в каждом из них есть нечто устойчивое. Индивиды любого общества, несмотря на некоторые индивидуально-психологические различия, всегда имеют нечто общее в своих психологических свойствах и поэтому выступают как типичные представители данного общества. Характер, типичный для общества, и есть социальным характером. Социальный характер – такое " ядро структуры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры". В любом общ-ве независимо от его соц. природы существует единая, присущая только ему структура характера, общая для большинства групп и классов этого общества. Сам же характер Фромм рассматривает как такую психологическую основу личности, которая обусловливает не только поведение человека, но и образ мыслей, чувств, весь способ восприятия и отношения человека к окр. миру. Так как поведение индивида должно находиться в соответствии с требованиями общества, главная функция соц. характера заключается в том, чтобы " направить активность членов общества по такому руслу, когда их поведение не является результатом сознательно обдуманного решения – следовать или не следовать соц. эталону, а является следствием желания действовать так, как они должны действовать, получая в то же время удовлетворение от того, что их поведение соответствует требованиям общества".
Соц. хар-р можно рассматривать, как психологический фактор, способствующий стабилизации функционирующего общества. Для индивида его значение в том, что он позволяет ему психологически безболезненно и наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества. Социальный характер складывается из: 1) под воздействием системы образования, религии, литературы, искусства, традиций 2) в процессе воспитания детей в семье Фромм много раз повторяет, что " человек – существо прежде всего социальное", что структура общества и функция индивида в социальной структуре могут быть рассмотрены в качестве конкретного содержания социального характера. Соц. хар-р = результат динамической адаптации человеческой природы к структуре определенного общества. Форма этой адаптации, а значит и соц. хар-р, различны и зависят от типа соц. структуры. Виды соц. хар-ов: рецептивный, эксплуататорский, накопительский, рыночный. В основе каждого типа лежат психологич. механизмы, при помощи кот. индивиды решают проблему человеч. существования – мазохистский, садистский, деструктивный и конформистский. Фромм называет их также защитными механизмами от фрустрирующей ситуации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|