Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие феноменологических идей




Развитие феноменологических идей

К 70-м годам ХХ века феноменологическая социология получила признание в качестве серьезного, хотя и не доминирующего направления в теоретической социологии.

В США идеи А. Шюца получили развитие в трудах его последователей:

✓ Питера Бергера

✓ Томана Лукмана

Работа П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания» содержит анализ того, как человек конструирует свой жизненный мир, повседневную реальность, и как этот мир повседневности создает самого человека.

Эта работа дала импульс появлению специальной отрасли социологии — феноменологической социологии знания, которая изучает возникновение, формирования и распределение знания в обществе.

49. Предмет этнометодологии и сфера исследований этнометодологов. (По лекции)

Этнометодология — слово, которое имеет древнегреческие корни и означает «методы», к каким прибегают люди в своей повседневной деятельности.

Этнометодология как научная область изучает:

1. «остов знаний, которые люди называют здравым смыслом»

2. ряд сопутствующих процедур и соображений, благодаря которым члены социума:

Придают обстоятельствам, в которых они оказываются, смысл;

Определяют способы действия в этих обстоятельствах и воздействия на них.

Основатель — Гарольд Гарфинкель (1917-2011)

Представители: Харви Сакс, Эммануил Щеглофф

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля. Факты биографии.

1939г. — окончил университет Ньюарка (штат Нью-Джерси)

1942г. — призван в состав военно-воздушных сил;

1946-1954гг. — обучался в Гарварде, получил докторскую степень, занимался исследовательскими проектами;

1954-1987гг. — работал в Калифорнийском университете.

 

Основной труда в области этнометодологии — «Исследования по этнометодологии», 1967г.

Гарольд Гарфинкель разрабатывал свои идеи об этнометодологии, начиная с конца 1940-х гг. В систематизированном виде они были представлены в 1967г., когда вышла в свет его книга «Исследования в этнометодологии»

Ключевые положения концепции Г. Гарфинкеля

Объективная реальность социальных фактов — это «локально и эндогенно осуществляемое, естественно организованное, рефлективно объяснимое, непрестанное практическое дело, везде, всегда, исключительно, всецело являющееся созданием участников, у которых нет перерывов, возможности уклониться от этого, передать его другому, отсрочить или заплатить выкуп» (По Г. Гарфинкелю)

Этнометодология изучает организацию повседневной жизни, или «вечное, обычное общество».

Этнометодология расценивает объективность социальных явлений как свершения «участников» (действующих субъектов) — как их методологических действий.

Основное положение — «рефлексивная объяснилось» социальных феноменов.

Объяснения (оценки) — способы, с помощью которых акторы истолковывают (описывают, критически осмысливают и идеализируют) конкретные ситуации.

Истолкование — процесс выдвижения людьми «объяснений» для логического осмысления мира.
Г. Гарфинкель и представители этнометолологического направления уделяют больше внимание анализу «объяснений», данных человеком, а также способам, какими эти объяснения воспринимается и принимаются (отклоняются) другими.

Метод — анализ разговоров.

Цель анализа разговоров — понять природу объяснений.

 

Типы исследовательских работы в области методологии

I. Исследования повседневной практической деятельности социальных институтов (судов, мед. учреждений и полицейских департаментов)

Цель: выяснить, как люди исполняют свои официальные задачи и как в процессе этого ими создаются институты, в рамках которых данные задачи существуют.

Исследовательский фокус: рассмотрение структуры, формальных правил и официальных процедур конкретных институтов.

 

I. Анализ разговоров

Цель: детальное понимание фундаментальных структур взаимодействия в процессе разговора.

Разговор — внутреннее и последовательно упорядоченное взаимодействие, выявляющее признаками стабильности и упорядоченности, анализируемые самим исполнением разговаривающих людей.

Любой разговор состоит и цельной матрицы.

Исследовательский фокус: выявление цельных матриц социально организованных коммуникативных практик и процедур.

50. Психоаналитическое направление в социологии ХХ века. Основные положения и представители.

(По лекции):

Постфредйизм в социологии

С середины ХХ века в социологии стало развиваться психоаналитическое направление, основы которого заложил Зигмунд Фрейд, который работал в университете Вены, где и располагалась MadTower (психиатрическая клиника). там, изучая поведения женщин, больных истерией и неврозами, он разработал свою концепцию детерминации ряда психических отклонений опресненными бессознательными инстинктами и влечениями.

Позже идеи Фрейда были пересмотрены: акцент сместился с биологические на социальные факторы, влияющие на псих. заболевания.

Постфрейдизм — направление в социологии, возникшее на базе учения Зигмунда Фрейда, но критически модифицировавшее его основные положения.

 

Представители психоаналитического направления:

• Отвергают постулаты З. Фрейда об однозначной сексуальной детерминации человеческого поведения;

• Переносят центр тяжести традиционного психоанализа с глубинных психических процессов личности на межличностные отношения, детерминированные социокультурным контекстом;

• Ставят происхождение психических расстройств и психическое развитие человека в зависимость от влияния окр. социальной среды;

• Пытаются объяснить движущие силы и поступательный ход общественного развития с психологической точки зрения.

 

Исходный принцип — принцип социального и культурного детерминизма психических процессов, в соответствии с которым центр тяжести переносится на межличностные отношения, детерминированные культурным / социокультурный контекстом.

Центральное понятие — человеческая природа.

Основные представители:

Карен Хорни (1885-1952) - немецкий врач и психиатр

Эрик Эриксон (1902-1994)

Эрих Фромм (1900-1980)

 

Почему «постфрейдизм», а не «неофрейдизм»?

Потому что «фрейдизм после Фрейда», а не продолжение его концепции, то есть корректное отмежевание от учителя, не влияющие на его базовые постулаты.

+ с сайта:

Основной мотив концепции 3. Фрейда — универсализация сферы бессознательного в человеческой психике и значение полового инстинкта в человеческом поведении. Концепция Фрейда базируется на четырех основных положениях: 1. Биопсихологизм и индивидуальная психология как модель большинства социологических конструкций. 2. Акцент на бессознательном как определителе характера поведения. 3. Гиперсексуализм, в частности роль Эдипова комплекса в поведении, а также идея сублимации сексуальной энергии, лежащая в основе социокультурной, художественной и других видов деятельности человека. 4. Дуализм инстинктов жизни и смерти, борьба которых между собой и цивилизацией, равно как динамика бессознательного, определяет природу общества, его функционирование и конфликты.

Карен Хорни. Основу мотивации человека составляют две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Огромную роль в формировании психики она придает феномену страха. К. Хорни пытается отвергнуть теорию сексуальности Фрейда. Связь между ранними переживаниями и позднейшими особенностями оказалась более сложной, чем предполагал Фрейд. Важно заново искать те факторы окружающей среды, которые ответственны за возникновение невротических конфликтов. Нервозу подвергается человек, раздираемый внутренними конфликтами. Любой невроз есть невроз определенного характера. И он рождается из чувства изолированности, беспомощности, страха и враждебности. Характер межличностных связей Карен Хорни сводит к трем формулам — «на людей», «от людей», «против людей».

А. Адлер (1870-1937) стал основателем нового, социально-психологического направления. Его теория очень мало связана с классическим психоанализом и представляет целостную систему развития личности. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Важна введенная им идея о " творческом Я".
Теория личности Адлера является хорошо структурированной системой и покоится на нескольких основных положениях:

1) фиктивный финализм;

2) стремление к превосходству;

3) чувство неполно ценности и компенсации;

4) общественный интерес (чувство общности);

5) стиль жизни;

6) творческое Я.

Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) в отличие от Фрейда утверждал, что " не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным". Юнг считал либидо обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Юнг был против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что не обходимо идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного. Постепенно Юнг пришел к мысли, что его интерпретация символа дает ему ключ к анализу мифов, сказок, религии, искусства. Это привело Юнга к открытию коллективного бессознательного. Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей: коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание являются чисто личностными, прижизненными приобретениями, то коллективное бессознательное – своего рода " память поколений", то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет.

Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности хорош. Плохо общество. Идея патологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как «ядро структуры характера», свойственное большинству членов определенной культуры. Нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой приносило бы человеку удовлетворение. Основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный. Все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.

  Эрик Эриксон (р. 1902) — американский психолог, представитель эго-психологии. подчеркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством к-рой выступает психосоциальная идентичность, Субъективно переживаемая как “чувство непрерывной самотождественности”, психосоциальная идентичность базируется на принятии личностью целостного образа себя в единстве с ее многообразными социальными связями. Изменение социокультурных условий существования личности ведет к утрате прежней и необходимости формирования новой идентичности. Возникающие на этом пути личностные затруднения могут привести к тяжелому неврозу (“потеря себя”). Э. делал вывод об обусловленности массовых неврозов глубокими потрясениями в жизни общества на поворотах истории (войны, революции и т. д. ). Смысл терапевтической работы усматривался в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности. Под идентичностью Э. понимает чувство реальности самости человека внутри социальной реальности, возникающее в рез-те двуединого процесса рефлексии и наблюдения; это — ощущение самотождественности Я в момент восприятия им окружающего мира, представление о своей непрерывности во времени и пространстве (психол. аспект).

+++

Постфрейдизм (психоаналитическое направление) – направление в социологии, возникшее на базе учения Зигмунда Фрейда, но критически модифицировавшее его основные положения.

Представители психоаналитического направления:

· Отвергают постулаты З. Фрейда об однозначной сексуальной детерминированности человеческого поведения. Отвергают инстинктивизм, пансексуализм Фрейда, теорию агрессивных сексуальных влечений. Считают, что сущность человеческого поведения нельзя объяснить только универсальной биологической природой человека, для этого необходим анализ социальных факторов и исследование их влияния на процесс становления личности. Для понимания человеческой природы намного важнее рассмотрение социальных и культурных, нежели биологических факторов.

· Переносят центр тяжести традиционного психоанализа с глубинных психических процессов личности на межличностные отношения, детерминированные социокультурным контекстом;

· Ставят происхождение психических расстройств в психическом развитии человека в зависимость от влияния окружающей среды;

· Пытаются объяснить движущие силы и поступательный ход общественного развития с психологической точки зрения.

· Пересматривают устаревшие интерпретации природы человека, создают свои оригинальные конструкции, дающие ответ на проблемы, с которыми сталкивается современный человек и общество. Их волнуют проблемы насилия и агрессии, столь

Исходный принцип постфрейдизма – социальный и культурный детерминизм психических процессов.

Центральное понятие – человеческая природа.

Представители данного направления учитывают при построении своих конструкций достижения, которые получены конкретными науками при исследовании определенных сторон человека и его природы, и те глубокие изменения в социальной действительности современного общества. Которые произошли со времени создания учения Фрейда. Оригинальность подхода – в соединении социально-психологического, философско-антропологического и социально-исторического анализа.

Одной из причин возникновения постфрейдизма явился процесс постепенного приспособления методов психотерапии классического психоанализа к потребностям американского пациента 30-х гг. 20 века. Фрейд и его учение – явление европейской культуры. 30-е гг. – годы «исхода» психоаналитиков из Европы в США.

Постфрейдизм оставляет в неприкосновенности фундаментальный тезис классического психоанализа о решающей роли бессознательного в жизни человека, они просто констатируют зависимость проявления бессознательного от специфики и качественных особенностей общества.

Несмотря на критику и пересмотр ряда положений классического психоанализа, постфрейдизм не порывает с основополагающими принципами психоаналитической теории и представляет собой не что иное, как его модернизированный вариант. Целью критики фрейдовской теории было не опровержение ее методологических основ, а содержательная реинтерпретация, реконструирование психоаналитической теории в соответствии с требованиями научного знания и духом времени.

Представители: Карен Хорни, Эрик Эриксон, Эрих Фромм

51. Психоаналитическая концепция Карен Хорни. (По лекции)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...