63. Место социологии в системе гуманитарных наук в последней трети ХХ века.
63. Место социологии в системе гуманитарных наук в последней трети ХХ века. (Я не поняла, что хочет эта женщина) Роль социологии и задачи социологов Социология должна: Базироваться на социологическом воображении; Стоять на службе обществу; Выполнят преобразующую общество функцию.
Социология как наука и социолог должны стремиться: • Использовать социологические методы и теории, которые нельзя превращать в самоцель; • Сохранять максимальную осведомленность в изучаемой области; • Систематические переформулировать изучаемые проблемы; • Поддерживать теснейшую связь теории, методов и практической работы; • Соблюдать этику научного исследования; • Правильно использовать процедуры верификации; • Осуществлять исследования, нацеленные на решение значимых проблем.
+ С сайта: «После Второй мировой войны социология как существенная часть значительно более обширной области поведенческих и социально-культурных дисциплин испытала беспрецедентный процесс развития в самых различных аспектах. 1. Наблюдался быстрый рост объема научно-исследовательской деятельности и публикации ее результатов: - стремительно увеличивалось количество журналов, включающих в себя социологические материалы - быстро возрастало число публикуемых монографий по социологии 2. Увеличилась группа, члены которой могли быть названы профессиональными социологами 3. Сформировались и получили популярность направления академической социологии: · Структурный функционализм и теории социального конфликта · Социальный бихевиоризм и теории социального обмена · Символический интеракционизм
· Постфрейдизм и неомарксизм · Феноменологическая социология и этнометодология 4. Социология вышла за чисто академические рамки 5. Изменилось место социологии в общей интеллектуальной культуре».
64. Проект рефлексивной социологии Алвина Гоулднера. Алвин Гоулднер – американский социолог и методолог науки, исследователь бюрократии в сфере промышленности, а также состояния и тенденций развития мировой социологии. Профессор Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Представитель неомарксизма, один из представителей леворадикального направления в западной социологии, по взглядам был близок к Чарльзу Райту Миллсу. Факты из биографии ✓ 29 июля 1920г. – родился в г. Нью-Йорк, США ✓ 1950-е — изучал бюрократию в сфере промышленности; ✓ 1960-1970-е — анализировал состояние мировой социологии. Гоулднер отходит от структурно-функционального направления и выступает с резкой критикой всей современной западной социологии, и особенно структурного функционализма Парсонса. ✓ В последние годы жизни Гоулднер в духе леворадикальной ориентации развивал концепцию интеллигенции как нового класса. старая буржуазия, или денежный класс капиталистов, пролетариат; новый класс интеллигенции (характеристики: обладание культурным капиталом и культура критического дискурса). 1. научно-техническая интеллигенция; 2. интеллектуалы (гуманитарную интеллигенцию). Подвергнув тотальной критике западное общество, он усмотрел реальную силу, способную осуществить революционное изменение общества, в новом классе. Именно на интеллектуалов Гоулднер возлагал надежды, связанные с будущим общественного развития. Эта теория до сих пор оказывает в западной социологии влияние на представления о социальной структуре.
✓ 15 декабря 1980г. – умер в г. Сент-Луис.
Основные труды: «Модели индустриальной бюрократии», 1954г. «Наступающий кризис зарядной социологии», 1971г. «Два марксизма», 1980г.
Историческая миссия рефлективной социологии (+смотри статью Н. Л. Поляковой) 1. , глубже проникнуть в его повседневную жизнь и работу, обогащая и делая его более восприимчивым, и поднять самосознание социолога до нового исторического уровня; 2. Преодолеть социологию в той форме, в какой она существует сегодня; 3. Стать радикальной социологией, чтобы: По статье Поляковой: «Рефлексивная социология, по мнению А. Гоулднер, отличается от традиционного позитивизма тем, что требует не объективистской отстранённости, а активного изменения, включенности познающего субъекта. Социология должна преуспеть не благодаря своей «чистоте» или «отвлеченности» от социального мира, а в силу своей «вовлеченности» в него. Только «рефлексивная социология», ставящая под рефлексивный контроль ценностные, идеологические и теоретико-методологические импликации любого социологического теоретизирования и обращения к анализу «семантического дифференциала», т. е. к анализу «чужих социальных миров», может, по мнению А. Гоулднера преодолеть «кризис» социологической теории и ответить на вызовы современности»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|