Основная социальная проблема, базовые категории и научные результаты монографии И. Гофмана «представление себя другим в повседневной жизни».
ОСНОВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНОГРАФИИ И. ГОФМАНА «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЕБЯ ДРУГИМ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ». Гофман последовательно разрушает миф о повседневности как мире свободно действующей личности и развертывает противоположное, реалистское, понимание ситуации: «Попробуйте определить ситуацию неверно, и она определит вас». Такова формула, которую можно назвать «теоремой Гофмана». Проблема, следовательно, заключается в анализе структурной организации повседневного взаимодействия. Вклад Гофмана в социологическую теорию - описание повседневного поведения как совокупности надындивидуальных «социальных порядков» или ритуалов взаимодействия/. Гофман изучал структуру социальной жизни, развивал общую теорию межличностной интеракции и социальных обменов независимо от вида этой интеракции. нет такой ситуации, в которой бы не действовал жесткий социальный порядок. Отклонения от поведенческих образцов лишь заменяют одно определение ситуации другим. Замысел «Представления себя другим» заключается в развертывании шести «драматургических принципов»: исполнение (performance), команда (team), зона (region), противоречивые роли (discrepantroles), коммуникативный выход за пределы образа (communicationoutofcharacter) управление впечатлением (impressionmanagement). Во введении ко второму изданию Гофман различает впечатления, которое человек хочет произвести, от впечатления, которое он производит. Ключ к данному различению — намерения индивида. Мораль — не более чем сценическое впечатление. В межличностном взаимодействии люди являются манипуляторами социальных ситуаций и, будучи включенными в отношения доверия, подчинены им.
Гофман принял основные принципы символического интеракционизма для анализа социальной деятельности. Руководящий методологический постулат символического интеракционизма - все факты и значения, которыми занимается социолог, должны находить объяснение в рамках процесса социального взаимодействия как конечной инстанции. Подавляющая часть человеческих взаимодействий имеет символический характер в том смысле, что большинство реакций индивидов на других опосредовано фазой интерпретации, рефлексии Рефлексия— процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Главная исследовательская цель Гофмана сосредоточена на “драматургических”, или “театральных” проблемах участника микровзаимодействия, представляющего свою деятельность другим Он выделяет два различных вида коммуникации (знаковой активности): произвольное самовыражение, которым люди дают информацию о себе в общезначимых символах, и непроизвольное самовыражение, которым они выдают себя (например, нечаянно выдают каким-то жестом свое не достаточное для декларируемых претензий на определенный социальный статус воспитание). Исследовательская задача Гофмана— это выявление той структуры социальных контактов, непосредственных взаимодействий между людьми и, шире, той структуры явлений общественной жизни, которая возникает каждый раз, когда какие-либо лица физически соприсутствуют в ограниченном пространстве их взаимодействия. Гофман придерживается мнения, что социальная микросистема взаимодействия лицом-к-лицу не может быть прямым отражением макросоциологических структур и законов, так что о последних трудно судить на основании законов микросоциологии. лучше эти разные миры, то есть микровзаимодействия и макроструктурные процессы, исследовать по отдельности.
ОСНОВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНОГРАФИИ Э. ФРОММА «ЗДОРОВОЕ ОБЩЕСТВО».
В работе Фромм задается вопросом – " здорово ли современное общество" – причем под здоровьем он понимает не адекватность с точки зрения самого общества, а адекватность с гуманистической точки зрения – здоровое общество – это такое, которое максимально способствует развитию в людях творческих начал, душевных и духовных качеств, помогает им ощутить жизнь во всей ее прелести и красоте. Рассматривая западное общество, он приходит к выводу, что оно – тяжело больно. Люди превращаются в придатков процесса производства, реклама общества потребления стимулирует у них потребительские инстинкты, и люди заняты трудом ради приобретения ненужных вещей, производя при этом столь же ненужные вещи (которые становятся нужными лишь благодаря стимулированию рекламой). В капиталистическом обществе во главу угла ставится прибыль – даже если эта прибыль идет в противовес интересам общества (снимаются отупляющие фильмы, играющие на самых низменных инстинктах и потому популярные, и т. д. ), конкуренция вредит чувству братства между людьми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|