Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Векторы развития социологии во второй четверти ХХ века




Векторы развития социологии во второй четверти ХХ века

Хотя социология оставалась наукой, в которой по-прежнему соперничали различные теоретические направления и школы, тем не менее, в ней наметилось интеграционные тенденции.

Несмотря на то, что не удалось обосновать и создать единый фундамент единого социологического знания, не прекращались попытки придать ему большую целостность, взаимосвязанность.

В социологическом сообществе стало расти осознание ответственности социологов перед современным обществом, перед тенденциями к глобализации современного мира и его партикуляризции.


 

ОСНОВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СТАТЕЙ Р. ПАРКА «ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ» И «ГОРОДСКОЕ СООБЩЕСТВО КАК ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОНФИГУРАЦИЯ И МОРАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК»

 

Соц проблемы в своем основании – это проблемы города. Это проблемы установления в условиях свободы города соц порядка и контроля. Появления городской жизни – события недавнего прошлого. В суматохе перемен, которые пришли с эволюцией городов и гражданской жизнью, у человека не было способности к биологической адаптации к новому окружению. В городе все племенные и местные культуры смешиваются и скоро исчезнут. Обычаи вытесняются общественным мнением и законами, человек вынужден жить не традицией, а своим умом. Каждый сам себе хозяин. В итоге, человек, попавший в город, становится проблемой как для самого себя, так и для общества.

Пропорции возрастных и половых групп чрезвычайно варьируются в различных частях города, и эти различия существенно зависят от показателей культурных или иных характерных отличий в популяциях. Люди живут вместе не потому, что они одинаковые, а потому что они полезны друг другу. Особенно это верно для больших городов.

Если бы было возможным перенести человека из окружения, в котором он ведет себя плохо, в окружение, где он будет вести себя хорошо, то большая часть проблем, связанных с поведением, была бы решена. Наши соц проблемы оказываются воплощенными в конкретных людях, и их позиции и поведение – главный источник знания об обществе Город – центр и источник соц перемен.

Сейчас соц проблемы несравнимо возросли, и беспокойство, душевные конфликты и амбиции, которые вообще-то стимулируют энергичность цивилизованного человека, являются недостатками, т. к. делают его проблемой и для него самого, и для общества.

Самосознание отдельного человека, его характер, роль, которую он играет, - все это в большей степени определятся его окружением и миром, в котором он живет. Город – это комплекс таких миров, которые соприкасаются, но никогда не проникают друг в друга.

Городское сообщество существует, потому что оно всегда было плавильной печью рас и культур, в которой появляются новые институты, а прежние видоизменяются и исчезают.

Семья находится в процессе перемен и деградации, особенно в городе. Мобильность популяции, разделение труда, увеличение муниципальных институтов, которые заменяют функции семьи.

Город и городские условия имеют большие стремления к мирскому во всех аспектах социальной жизни. Происходят изменения с институтом церкви.

Закон окончательно побеждает обычаи и начинает закрепляться в привычках сообщества. Т. к. политический процесс охватывает все операции управления, то у общества есть неотъемлемая роль организатора социального контроля.

В городе каждая характерная черта человеческой натуры не только видна, но и постоянно усиливается. Порок или талант, которые до этого подавлялись в интимном кругу семьи или узких рамках маленького сообщества, находит здесь моральный климат, в котором он может расцвести. В результате скрытые стремления и подавляемые желания находят свое выражение где-то в городе.


 

ОСНОВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА, БАЗОВЫЕ КАТЕГОРИИ И НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНОГРАФИИ Т. ПАРСОНСА «СИСТЕМА СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВ».

 

В своей работе “Система современных обществ” Т. Парсонс пишет об эволюции человеческих обществ. Парсонс определяет эволюцию как суммарное обобщение, означающее определенный тип процесса изменения. Тип процессуальной характеристики социальных систем => интеракция. Чтобы понять действие в нашем смысле, процесс понимания должен фокусироваться на символическом уровне (лингвистическом уровне). Язык не является только совокупностью символов, которые использовались в прошлом. Язык – это система символов, которые имеют смысл, относящиеся к коду. Также автор пишет о мутации символического кода культуры.

В своей работе Парсонс выделяет 3 стадии эволюции обществ (3 эволюционных уровня): первобытный, промежуточный, современный. При переходе от промежуточного к современному обществу большую роль играет институционализация кодов нормативного порядка, присущего национальной структуре и связанного с системой права.

Письменность, как говорит нам Парсонс, - выход из первобытности; письменность усугубляет базисную дифференциацию между социальной и культурной системами и значительно расширяет границы и власть последней.

Критерием развитого промежуточного общества является институционализация всеобщей грамотности для взрослых мужчин из высшего класса.

Только современные общества достигают институционализации грамотности для всего взрослого населения, что в действительности может означать вторую крупную ступень в развитии современности. В то время, как письменность способствует независимости культурной системы от более преходящих потребностей общества => закон, развившись до необходимого уровня, содействует независимости нормативных компонентов социетальной структуры от принуждения политических и экономических интересов, а только от личностных, органических факторов и факторов физического окружения, действующих через них.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...