Теория и практика игровой деятельности младших школьников
Стр 1 из 19Следующая ⇒
Теория и практика игровой деятельности младших школьников
Пояснительная записка. Одной из важных сфер жизни казахстанского общества всегда было и будет образование. От него зависит завтрашнее нашего государства, благодаря ему растёт интеллектуальный и творческий потенциал. В сфере образования государственная политика направлена «на обеспечение доступности качественного образования для всех слоёв населения, функционирования национальной системы образования на основе демократизации, воспитания казахстанского патриотизма, высокой культуры, приоритетное развитие государственного языка и переход на 12-летнее образование с обновлением содержания образования на основе отечественных традиций и мирового опыта» (Гос. программа развития образования в РК на 2005-2010 годы). Основная цель новой концепции развития среднего образования РК - воспитать творчески мыслящую личность, умеющую добывать знания самостоятельно и применять их на практике. Использование различных приёмов активизации мыслительной деятельности позволяет лишь на некоторое время заинтересовать детей. А как сделать, чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был ярким, интересным? Можно решать эту проблему, осуществляя умелое построение урока на основе единого игрового сюжета, назвав урок односюжетным. В связи с этим и появилась необходимость в разработке пособия. Методическое пособие-практикум предлагает разработку более 30 игровых сюжетов в помощь учителю в проведении уроков в нетрадиционной форме, разработки апробированы в практике авторских уроков и теорию игровой деятельности. Игровые сюжеты все разножанровые, разностилевые и преследуют разные цели, развивают интерес к предмету. Почти все они ориентированы на гуманитарные предметы (в основном, русский язык и литература). Урок-игра мобилен и с лёгкостью может быть перенесён на любой другой предмет. Дело лишь за фантазией учителя.
Содержание. Пояснительная записка _______________________________ 1 Теория игровой деятельности _________________________ 4 Игровые сюжеты ____________________________________ 9 Урок – путешествие __________________________________ 9 Урок – гипотеза _____________________________________ 10 Урок – прогноз _______________________________________11 Урок – фантазия ______________________________________ 11 Юбилейный урок ____________________________________ 11 Звуковой урок _______________________________________ 12 Музыкальный урок ___________________________________13 Гастрономический урок ______________________________ 14 Урок ошибок _______________________________________ 15 Урок – перевёртыш __________________________________ 16 Живописный урок ___________________________________17 Урок милосердия _____________________________________18 Детективный урок ___________________________________18 «Вокруг смеха» за один урок _________________________19 Лото _______________________________________________ 21 Урок-домино ________________________________________ 21 Урок – парафраз _____________________________________ 22 Сказочный урок _____________________________________22 Урок -считалка ______________________________________ 23 Загадочный урок ____________________________________24 Спортивные уроки __________________________________ 25 Урок – эстафета _____________________________________ 26 «Охота на лис» ________________________________ ____ 27 Урок в форме шахматной партии _____________________ 27 Тест – урок __________________________________________28 «Круглый стол» _____________________________________ 28 «Ваша версия» ______________________________________30 Урок без остановки __________________________________31 «Что? Где? Когда? » __________________________________ 32 «Делаем газету» ____________________________________ 32 Урок – исследование _________________________________ 33 Медицинский урок __________________________________33 Приложение. Разработки нестандартных уроков. ____________________ 35 Урок милосердия по грамматике для 1 класса____ _____35 Урок-путешествие по математике для 1 класса ________ 36
«Детский банк» по математике для 1 класса __________ 39 Звуковой урок по русскому языку для 2 класса _________41 Сказочный урок по литературному чтению для 2 класса__46 «Делаем газету» по познанию мира для 2 класса ___ ____49 Исследовательский урок по познанию мира для 3 класса _____53 Урок – гипотеза по математике для 3 класса ________________55 Урок – путешествие по литературному чтению для 3 класса ___56 Урок – исследование по познанию мира для 3 класса _________61 Урок – фантазия по литературному чтению для 3 класса ______63 Список использованной литературы ________________________ 66
Теория игровой деятельности. Способы её организации.
Развитие современной школы в Казахстане характеризуется её ориентацией на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности на всех этапах школьного образования. Переход массовой школы на базисный учебный план, создание каждым образовательным учреждением личностно-ориентированного содержания образования и внедрение различных технологий, их реализация в практике работы вновь делает актуальной проблему применения нетрадиционных методов в начальной школе. Что же такое технология? В основе слова лежит слово «техника», в переводе с греческого означает «мастерство». Технология - система методических приёмов. В свете современных требований к школе, когда перед учителями стоит задача научитьребенка самостоятельно мыслить, познавать мир. Особое значение приобретает вопрос о формировании его познавательных интересов, активного, деятельного отношения к учебному процессу. При этом не менее важным требованием остается снижение психических и физических перегрузок школьников Одним из средств реализации этих задач является игра. Игра - одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, игровая деятельность превращается в учебную. Именно в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность ребёнка должна быть пронизана игровыми моментами.
Игра – это средство, снижающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, является игра. В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребенка. Игра – наиболее эффективная система воспитания умственной активности детей. Она вызывает у ребенка живой интерес к процессу познания и помогает усвоить любой учебный материал. Современная технология игры базируется на ряде фундаментальных исследований, которые доказывают ее чрезвычайно важное знание в развитии ребёнка. Во многих случаях проверено и убедительно показано резкое возрастание у детей интереса к учебнымдействиям, если они включаютсяв игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для детей более доступными, общая продуктивность деятельности заметноповышается. Все уроки хороши, кроме скучных. Скучно не бываеттолько в игре. Поэтому, при проведении уроков в начальной школе значительное место занимаютнетрадиционные уроки. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная формаявляется всегда выигрышной, т. к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы; «мажорный» тон, субъект - субъективные отношения. Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить: 1. Нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно частично. 2. Не всегда содержание материала темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме. 3. Данные уроки требуют предварительной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. 4. Всёсодержание учебного предмета не может быть представлено через нетрадиционныеформы. При разработке игр необходимо следить за тем, чтобы учебные задания предлагались именно как задания, но дети при выполнении их всё-таки играли. Надо заметить, что игра является: · ценным средством воспитания активности детей; · активизирует психологические процессы; · вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|