Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к опыту работы кандидата невысоки




Вы молодой специалист, только окончили вуз по специальнос­ти «связи с общественностью», у вас нет опыта работы.

С чего начать?

Как найти работу?

Мы рекомендуем вам начинать свою карьеру в агентстве.

Почему?

Во-первых, это подразумевает много разных проектов для ком­паний из разных отраслей, таким образом, вы сможете получить более разнообразный опыт.

Во-вторых, в агентстве вы сможете наблюдать за работой мно­жества специалистов и перенимать их опыт, что поможет вам быс­трее найти свой стиль работы.

В-третьих, вам будет легче потом найти другое место работы, в том числе в компании.

Говорит Марина Горкина: «"Школа" агентства дорогого стоит. Это я в полной мере поняла и оценила, когда из PRSG перешла на работу в PR-отдел компании.

В агентстве, находясь в кругу своих коллег, вы имеете постоянную воз­можность проводить мини-фокус-группы и тестировать свои идеи и решения на "годится — не годится". Как новичка в PR это страхует вас от множества ошибок.

Ежедневно агентство ведет сразу несколько клиентов, готовит несколь­ко проектов. Ни одна, даже самая большая компания не сможет обес­печить вам такого калейдоскопа разнообразных событий. Стараясь быть причастным к каждому из них, вы набираетесь опыта, вырабатываете уверенную профессиональную позицию».

Конечно, если у вас нет опыта работы, вам вряд ли предложат позицию выше ассистента по PR, но зато, работая на ней, вы прой­дете через все этапы «внутренней кухни» по организации PR-кам­пании.

Говорит Андрей Мамонтов: «Когда я "присматриваю" сотрудника в агентство, то к молодым специалистам предъявляю следующие требо­вания: коммуникабельность, способность мыслить (желательно, нестан­дартно), стремление и способность постоянно учиться и впитывать но­вое, адекватность в оценке своих способностей в сочетании со здоровым карьеризмом, умение принимать решения и действовать самосто­ятельно (хотя бы в малой зоне компетенции). Сформулированные мною требования к молодому специалисту, думаю, универсальны, так как они определяют то, чему человека трудно научить. Это должно быть от природы.

PR — это моя сфера компетенции, поэтому я и сам могу научить моло­дого человека всему тому, что знаю. Мне важнее, чтобы человек хотел и умел быстро обучаться, нежели наличие у него диплома PR-специа­листа».

Еще лучше, если вы во время учебы пройдете практику в одном или нескольких агентствах. Не все, но некоторые агентства охотно берут студентов на стажировку. Например, в PRSG регулярно про­ходят практику студенты из разных вузов. Для этого лишь необхо­димо заполнить специальную форму на сайте компании (www.prsg.ru).

Помимо опыта практика в PR-агентстве поможет понять нюансы профессии, сравнить их со своими представлениями о ней, оце­нить свои способности.

Говорит Андрей Мамонтов: «Практику в PRSG прошло достаточно боль­шое количество студентов. Не многим по ее окончании возникало же­лание предложить работу. Но практически все студенты, окунувшиеся в реальную работу, удивлялись тому, насколько их представления не совпадают с реалиями. Многие испытывали разочарование, некоторые сбегали после нескольких дней практики в PRSG. И это не потому, что мы устраиваем "проверки" новичкам. Просто мы даем им возможность работать вместе и наравне с нами в PR».

«Требуется менеджер по PR с опытом работы»

Каждая компания предъявляет свои требования к кандидату на должность PR-менеджера. Но нередко компании переманивают специалистов из PR-агентств. Это еще один довод в пользу того, чтобы начинать карьеру в агентстве.

Когда компании требуется менеджер с опытом работы, то поми­мо уже приобретенных деловых качеств могут потребоваться на­работанные связи и контакты. Помимо этого вы должны разбирать­ся в законах ведения бизнеса, чтобы понимать, как с помощью PR можно решать управленческие задачи.

Поэтому:

Вникайте в то, как организованы производственные процессы в разных компаниях и почему.

Интересуйтесь, чем живут другие отделы в организациях, что влияет на успех компании, какая ситуация складывается на том или ином рынке и почему существуют такие тенденции.

Говорит Игорь Манн: «Я знаю множество примеров, когда сотрудники компании вырастали до менеджеров по PR, — и это были менеджеры по маркетингу, помощники руководителей, ассистенты отдела продаж и даже ресепшионисты. Большинство из них работали прекрасно: зна­ние "внутренней кухни" — это очень большое преимущество».

Нередко компании предпочитают искать PR-менеджеров среди журналистов. В таком подходе есть свои плюсы и минусы.

Плюсы. Как правило, подбирается журналист, который писал о сфере деятельности компании, поэтому он в курсе основных собы­тий в данной отрасли, знает ее основных игроков. Естественно, он хорошо представляет себе, как писать информационные тексты для прессы, как строить отношения со СМИ, а также знает имена кол­лег из других изданий, так как не раз пересекался с ними на различ­ных пресс-мероприятиях, будучи журналистом.

Минусы. Такой PR-специалист может хуже разбираться в дру­гих аспектах профессиональной деятельности, так как связи с об­щественностью — это не только отношения со СМИ. Кроме того, нередко бывший журналист имеет мало опыта рутинной офисной работы, внутрикорпоративного общения и успешного сотрудниче­ства с работниками, неосведомленными об особенностях взаимо­действия со СМИ.

 

Ваш первый рабочий день

Каким бы «стреляным воробьем» вы ни были, первый рабочий день на новом месте — это всегда стресс. Сильнейший стресс. И не сто­ит лукавить, говоря, что это не так. Главное, насколько вы способ­ны воспринимать информацию, строить коммуникации, задавать вопросы, да и просто сохранять чувство юмора в стрессовой ситуации.

Если вы начали работать в большой компании, возможно, це­лая неделя станет для вас «первым рабочим днем», так как со всеми сотрудниками в один день познакомиться не удастся.

Как ни крути, вы чужак, к вам присматриваются. Именно по­этому, с психологической точки зрения, на данном этапе важно по­казать людям, что:

· вы открыты к общению с каждым человеком в компании. Не стоит, правда, это путать с болтовней в «курилке» и рас­сылкой шуток по e-mail и SMS;

· вам интересно устройство жизни в компании («Как это было заведено раньше?»). Не стесняйтесь задавать вопросы;

· вы идентифицируете себя с компанией. С первого же дня
говорите: мы, наши клиенты, как мы работаем и т.д.;

· демонстрируйте лояльность к своему предыдущему месту работы. Это будет характеризовать вас как бесконфликт­ного человека, который не оставляет за собой сожженных мостов.

Говорит Марина Горкина: «Когда я пришла на работу в компанию "Ин­терлизинг", оказалось, что некоторые сотрудники знакомы с Андреем Мамонтовым, моим руководителем с прежнего места работы (PRSG). Первое время не обходилось без "подколов": "Марина, ваш босс при­слал нам поздравление". — "Мой босс?" — "Да, Андрей Мамонтов". — "Нет, у меня уже другой босс, и вы его знаете". • Конечно это шутка, но в любой шутке есть доля правды: людям нужно время, чтобы к чему-то привыкнуть. Я старалась помогать в этом своим новым коллегам и выбрала для этого юмор. Мне удалось сделать свое вхождение в должность минимально стрессовым для обеих сторон».

Итак, в первый рабочий день к вам присматриваются — при­сматривайтесь и вы. Улыбайтесь, смотрите на людей, включив зри­тельную память, запоминайте их, строя ассоциации («Мужчина с бородой, похожий на артиста Хмельницкого, — руководитель от­дела сбыта»).

Если вам устроят официальное представление, покажите свою заинтересованность, скажите несколько слов. Не важно, ЧТО вы скажете («Я рад всех вас видеть» или «Возможно, через пару дней у меня возникнут конкретные вопросы»), а то, КАК вы держитесь, насколько уверенно чувствуете себя в фокусе нескольких десятков заинтересованных и незнакомых вам глаз. Помните, что именно по первому впечатлению люди строят свое суждение о вас.

Говорит Марина Горкина: «Первые месяц-полтора работы в одной большой компании я ощущала себя в некоем вакууме из-за недостатка неформального общения. Ко мне присматривались. Позднее, когда с сослуживцами завязались приятельские отношения, выяснилось, что лед недоверия мне удалось разбить благодаря чувству юмора и неизмен­ной улыбке. Всем было просто интересно, в чем секрет моего хорошего настроения».

У людей, работающих в сфере PR, помимо стандартных дело­вых качеств должна быть еще и некая «чертовщина» — то, что еще называют fun. Это способность нестандартно мыслить и говорить, формировать стиль и быть его носителем. Культивируйте это ка­чество в себе и демонстрируйте его окружающим.

Будьте заметны с первого дня.

 

Говорит Марина Горкина: «Мне повезло, я пришла в компанию "Ин­терлизинг" за неделю до корпоративной новогодней вечеринки. В про­грамме вечера был конкурс между командами разных отделов, и под­готовка к мероприятию шла полным ходом. Народ придумывал речевки, концепцию костюмов и т.п. Было приятно, что меня сразу же взяли в команду. Это был "плюс" моим новым коллегам. Мне хотелось под­держать их веру в меня.

Надо сказать, что креативный стиль вечеринки впервые практиковался в компании, и многим людям (включая некоторых топ-менеджеров), было сложно выйти из служебного образа "белого воротничка". Но для меня это был шанс стать заметной. И я им воспользовалась, придя на вечер в костюме Микки-Мауса. От новичка такой раскрепощенности мало кто ожидал. Однако выбранный мною образ был столь беззащит­ным и милым, что располагал к неформальному общению. За этот ве­чер мне удалось завоевать множество симпатий, со многими перейти на "ты" и даже номинироваться в конкурсе костюма, где у меня была собственная группа поддержки».

Независимо от того, в какой день недели, месяца или года вы приступите к работе на новом месте, ваш первый рабочий день дол­жен получиться насыщенным, интересным и динамичным. Но для этого вы должны проделать определенную подготовительную ра­боту.

В заключение мы предлагаем вам прочитать одноименную гла­ву книги «Маркетинг на 100%». Она богата отличными советами о том, как успешно пережить первый рабочий день и сделать так, чтобы он не стал последним.

PR вокруг нуля

Какую PR-ситуацию вы можете обнаружить, придя в новую ком­панию на позицию специалиста по связям с общественностью? Ва­риантов два (работа по PR в компании велась или не велась), одна­ко вариаций на эту тему гораздо больше.

Первый вариант ситуации: в компании уже велась работа по PR. Соответственно, у вас был предшественник. У компании есть не­кий имидж, который вам предстоит либо поддерживать, либо кор­ректировать. За деятельностью компании наблюдают СМИ.

Вариация «Улучшая хорошее». Работа велась хорошо, компания из­вестна, ее хорошо знают и клиенты, и журналисты. Ваша задача — по­стараться не испортить все хорошее, что было сделано вашим предшест­венником. Попробуйте узнать о нем и его подходе к делу как можно больше и привнести в PR своей компании что-то новое и лучшее. Не успокаивайтесь на том, что вам досталось благополучное хозяйство.

Вариация «Как все запущено». Работа велась не очень хорошо. Оче­видно, поэтому вы и приходите на смену нерадивому менеджеру по PR.

Возможно, вы встретите предвзятое отношение со стороны своих со­служивцев («Знаем мы этих пиарщиков: опять напортачат»). Не стремитесь в первую же неделю сломать все эти стереотипы. Зай­мите максимально толерантную позицию в отношении своего предше­ственника. Не стоит ежеминутно повторять: «Какой чудак это сделал?!» В разделе «С чего начинать» «Приложений с комментариями» вы най­дете практические советы по первым шагам в такой ситуации.

Второй вариант ситуации: в компании не было специалиста по PR. Соответственно, ваши новые сослуживцы, скорее всего, будут смотреть на вас как на экзотическое существо с малопонятными служебными обязанностями. Имидж компании бесконтрольно, но уже сложился, так как отсутствие коммуникации — это все равно коммуникация, и пресса, вероятнее всего, следит за деятельностью компании.

Вариация «PR — это модно». Руководство компании увлечено PR как чем-то модным. Скорее всего, это увлечение пройдет через полгода, тогда же закончится финансирование PR-программ. Скорее всего, к это­му времени начнет зреть недовольство вашей работой, какой бы хорошей она ни была. О подобных мотивациях руководства компании луч­ше всего узнать до вступления в должность. Данная вариация малоин­тересна и бесперспективна.

Вариация «PR нужен как воздух». Руководство компании отдает себе отчет в том, что без благоприятного информацион­ного окружения и позитивного имиджа никакие усилия не при­несут максимально возможных результатов. В подобной ситуа­ции вы получаете большой кре­дит доверия, на вас возлагают серьезные ожидания. Главное, что должен понимать ваш босс, — что наутро после вашего прихода на работу ситуация вокруг компании не изменится. Для этого понадобится время.

Этот вариант можно было бы назвать «PR с нуля». Соответствен­но, ваши новые сослуживцы, скорее всего, будут смотреть на вас как на экзотическое существо с малопонятными служебными обя­занностями. Имидж компании, бесконтрольно, но уже сложился, так как отсутствие коммуникации — это все равно коммуникация, и пресса, вероятнее всего, следит за деятельностью компании.

Говорит Светлана Антонюк (PR-менеджер компании «Рексофт»):

«Я не верю в то, что бывает PR с абсолютного нуля. Когда я пришла в "Рексофт", то систематическая PR-работа в компании не велась, но ска­зать, что PR не было вообще, - неверно. Имидж "Рексофт" поддержи­вался несколькими харизматическими топ-менеджерами. Мне скорее требовалось изменить представление о компании на рынке, чем начи­нать лепить имидж с нуля».

Однако в любом из перечисленных выше случаев вам предсто­ит делать PR «с нуля». Потому, что в первую очередь вы будете де­лать PR себе. Даже если ваше имя уже хорошо известно в PR-кругах, вы должны позиционировать себя на людей в компании, на ее клиентов и партнеров, на средства массовой информации. Делая первые шаги «вокруг нуля», не совершайте резких движений. Если PR-деятельность велась, не меняйте работу резко, пока не разбере­тесь в ситуации. Если работа НЕ велась, не торопитесь делать пер­вые шаги, пока опять же не разберетесь в ситуации.

Говорит Светлана Антонюк: «Обращаюсь к девушкам, которые реши­ли заняться PR. Будьте готовы к тому, что вам придется первое время (и долго!) бороться со всеобщим стереотипным убеждением в том, что если у молодой девушки на визитке написано «PR-менеджер», то это, ско­рее всего, просто начальство взяло родственницу в фирму поработать. Однако есть очень простой способ изменить отношение к себе и пока­зать коллегам по работе, журналистам и клиентам, что вы действитель­но работаете PR-менеджером. Для этого нужно с первого дня работы разобраться в специфике своей отрасли, знать ее основных игроков, темпы роста и объемы, историю развития.

Все это легко почерпнуть из прессы и аналитических отчетов по отрас­ли. Кроме того, неплохо познакомиться с ключевыми журналистами, пишущими по вашей теме. Посетите несколько крупных конференций по вашей тематике, и вы обязательно встретите там представителей СМИ».

Испытательный срок

Шаг первый: взгляд изнутри

Говорит Марина Горкина: «Во время собеседования на одном из пред­полагаемых мест работы генеральный директор компании предложил мне до принятия окончательного решения провести встречи со всеми топ-менеджерами команды, в которой мне, возможно, предстояло работать. Такая встреча дала мне возможность узнать, какие надежды возлагают руководители подразделений на отдел PR, каким образом ранее велась работа по связям с общественностью, а также какие представления о PR существуют в компании.

На этом этапе важно воспринимать топ-менеджеров компании как ва­ших потенциальных внутренних заказчиков. Именно их потребности, в первую очередь, будут определять PR-планы и стратегии, которые вы вскоре начнете разрабатывать».

Если такая встреча у вас не состоялась до вступления в долж­ность, проведите ее в один из своих первых рабочих дней.

Что важно узнать у команды топ-менеджеров:

 

■ кого вы считаете конкурентами компании и почему; какие продукты и/или услуги продвигает компания, в чем их преимущество по сравнению с компаниями-конкурентами;

■ кто является клиентами и партнерами компании (составь­те «портрет» пристрастий, интеллектуальных и бизнес-по­требностей этой аудитории);

■ как осуществляется процесс продаж;

■ какие вспомогательные материалы, средства, мероприятия используются в работе с клиентами и партнерами;

■ какие ключевые мероприятия (выставки, семинары и т.п.) проводятся в этой сфере бизнеса, существуют ли в ней про­фессиональные ассоциации, «тусовки» и т.д.;

■ есть ли у компании web-сайт и корпоративное издание, ка­кие функции они выполняют;

■ проводятся ли в компании мероприятия по формированию командного духа (team building);

■ какие СМИ, по мнению топ-менеджеров, являются ключе­выми;

■ что читают клиенты и партнеры компании;

■ какова процедура общения со СМИ;

■ какую поддержку топ-менеджеры компании надеются по­лучить от отдела PR,

■ каковы в настоящий момент особо слабые места;

■ какими видятся первоочередные задачи.

Вооружитесь тетрадью для записей или диктофоном и данным списком вопросов, который послужит планом беседы. Возможно, ваш собеседник посчитает нужным добавить что-то от себя. Эта информация будет наиболее ценной.

Задавая одни и те же вопросы всем менеджерам, вы получите не только максимально полное представление о ситуации, но и уви­дите, где и как расходятся точки зрения ведущих лиц компании, где вам предстоит искать общий знаменатель.

Анализ полученной информации даст вам первый результат: вы узнаете, какими компания видит себя и рынок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...