Если вы звоните журналисту впервые
Как звонить, что говорить 1. Экономьте чужое время (представьтесь и без долгих предисловий узнайте, есть ли у собеседника пара минут, чтобы поговорить с вами). 2. Будьте яснее, понятнее и короче (расскажите о своей компании, ее продуктах и услугах). Узнавайте больше (не ограничивайте свой интерес стоящей перед вами задачей; спросите, что собеседник знает о вашей компании и какого рода информацию ему было бы интересно получать в дальнейшем). Неожиданное развитие темы: если ваш собеседник проявит явный интерес, можно предложить ему прислать или передать при личной встрече презентационную папку компании с подборкой информационных материалов и последних пресс-релизов. Говорит Светлана Антонюк: «Журналисты, как правило, очень интересные люди. Именно поэтому мне так нравится с ними работать. Во-первых, на них замкнуто больше информационных потоков, и они в курсе последних событий, которыми обычно рады поделиться. Во-вторых, люди, занимающиеся журналистикой, склонны к анализу, а потому часто даже раньше аналитических агентств чутко улавливают изменения на рынке и последние тенденции. Если они почувствуют, что вам интересно с ними общаться, что вы умеете слушать, они будут рады делиться с вами информацией, так как вы — их читатели, вы — их клиенты. А дальше — завязывайте хорошие личные отношения и получайте удовольствие от общения с новыми знакомыми». 4. Подведите итоги разговора (узнайте, какой способ связи и канал получения информации для него наиболее удобен). Главная цель регулярного общения с журналистами — получить обратную связь, т.е. запрос на предоставление дополнительной информации, комментария, интервью.
Если вы получили такой запрос, считайте, лед тронулся, вас начинают воспринимать как достоверный и компетентный источник информации. Начинающим специалистам рекомендуем раздел «Техника безопасности» «Приложений с комментариями». В нем изложены основные нюансы работы со СМИ. PR компании Не будем давать определения, что такое PR коммерческой организации. Но скажем, что хороший PR компании — это когда при одном только упоминании вашего имени целевая аудитория, по умолчанию, приобретает позитивный настрой компании будут помнить, думать и говорить, если информация о ее деятельности будет регулярно попадать к вашей целевой аудитории. Важно определить, где, что, кому и как говорить, т.е. давать информацию. Что можно для этого сделать?
Более того, во всем важно сохранять, так сказать, кислотно-щелочной баланс. Если компания будет «открыта» для общения с клиентами, но «закрыта» по отношению к журналистам, гармоничного PR не получится. Работайте на всех фронтах. Говорит Марина Горкина: «В моей практике приходилось сталкиваться с руководителями, которые провозглашали принципы информационной открытости во время общения с журналистами. Отвечая на вопросы, они были более чем открыты, не стеснялись в выражениях, критикуя проблемы отрасли, деятельность государственных органов и т.п. Однако, получив материал, опубликованный после этой встречи, приходили в ужас от написанного: "Как я мог такое сказать!" Далее складывалась весьма конфликтная ситуация, в которой журналиста обвиняли в непрофессионализме и упрекали в том, что нельзя же печатать все, что говорится. Требовали опровержения и т.п.».
Вам, PR-менеджеру вместе с руководителем компании, следует уяснить разницу между тем, что такое быть открытым и казаться открытым. Мы выбираем первый путь. Эта таблица поможет вам определить степень искренности компании в том, как она создает свои имидж.
Продолжите заполнять эту таблицу. Это поможет вам понять, что регулярность — прежде всего. Берите настрой на постоянную информационную открытость. Убедите своего руководителя в необходимости постоянно действующих программ взаимодействия со СМИ, с клиентами, партнерами и потребителями. А также в том, что 2-3 рекламно-хвалебные статьи в год, опубликованные в прессе на правах рекламы, о том, что «наша фирма лучше всех на рынке», не создадут позитивного имиджа и доверия. PR решений Разработку PR-кампании решения (товара или услуги) начните с определения целевой аудитории. Базовую информацию вы сможете получить в своем отделе маркетинга. Подключите фантазию, набросайте варианты каналов коммуникации, которые доступны этой аудитории. Именно по ним вы и «запустите» информацию о решении. Это могут быть: ■ СМИ (пресса, радио, телевидение); ■ специальные мероприятия; ■ горячая телефонная линия; ■ почта; ■ Интернет и т.п. Говорит Марина Горкина: «Существует мнение, что на каждом рынке (потребительские товары, высокие технологии, фармацевтика и т.п.) действуют свои каналы коммуникаций. На первый взгляд, это так, но иногда есть смысл ломать предубеждения и смотреть на вещи шире. До недавнего времени Интернет был каналом коммуникации только для корпоративной аудитории. С его помощью можно было решить задачи корпоративного PR, продвигать решения для корпоративных пользователей, осуществлять проекты для партнерской аудитории. В настоящее время Интернет уже широко задействован в потребительской сфере, культуре, шоу-бизнесе, т.е. там, где нужен выход на массовую аудиторию. Пока, правда, массовую молодежную аудиторию. Людей старшего поколения Интернет охватил в меньшей степени».
Вывод на рынок Избавимся от иллюзии, что шумный выход на рынок, с массовыми гуляниями на Красной площади гарантирует успешный «запуск» решения. Говорит Марина Горкина: «В качестве такого примера вспоминается продвижение компании Olivetti (производитель оргтехники) на российский рынок. В течение продолжительного времени компания спонсировала минуту времени перед программой "Время". На экране телевизора, под часами, отмерявшими последние 60 секунд перед 21:00, был размещен логотип компании. Результатом акции стало неплохое запоминание массовой аудиторией (среди которой непосредственных покупателей было не более 7-10%) марки Olivetti как производителя часов». К любому выводу на рынок надо подключать PR для СМИ. Именно им можно доверить ключевые послания, ясные ответы на основные вопросы: ■ что выпущено; ■ кто выпускает; ■ зачем; ■ для кого. Говорит Марина Горкина: «Выбирая концепцию продвижения, отвечайте на вопрос: как наше решение изменит жизнь потребителей? В PRSG, работая с фармацевтическими компаниями и их препаратами, мы использовали подход проблематики заболеваний. Одним из таких проектов стало продвижение препарата "Калий-Йодид 200" компании Berlin-Chemi. В ходе PR-кампании привлеченные специалисты-эндокринологи говорили о необходимости профилактики йододефицита, давали статистику заболеваемости по стране и т.п. В итоге эта PR-кампания поддержала не только сам препарат, но и подготовила в обществе почву для потребления продуктов с содержанием йода». Жизнь на рынке
Прошло три месяца после запуска... Это период, когда рынок готов дать обратную связь и ждет от решения «истории успеха» о его использовании. Собирайте потребительскую статистику — это дополнительные поводы говорить о решении и его жизни. Говорит Марина Горкина: «В PRSG для компании Organon мы проводили пресс-конференцию о работе телефонной линии по контрацепции. Статистика ее работы легла в основу мероприятия и позволила говорить в том числе о препаратах компании». Поддерживайте решение. Не давайте аудитории забывать о ней. Создавайте для потребителей постоянно действующие источники информации о решении. Говорит Марина Горкина: «В компании "Интерлизинг" имеется собственный программный комплекс для автоматизации бизнес-процессов в аптечных предприятиях — "ГИД-Аптека". За время своего существования продукт хорошо зарекомендовал себя и имел десятки пользователей среди аптечных предприятий. Однако на момент моего прихода в компанию жизнь продукта затухала. Сказывалась серьезная конкуренция в этом секторе, и аптеки не горели желанием его продвигать. Я договорилась с журналом "Новая аптека" о постоянной ежемесячной рубрике "100 вопросов и ответов об автоматизации". Расчет был прост. Журнал попадает в руки руководителей крупных аптек и аптечных сетей, которым автоматизация нужна (и по карману). Форма "вопрос — ответ" динамична, позволяет гибко развивать тему, добавлять новые направления повествования. Первые выпуски рубрики были похожи на ликбез: "Что такое автоматизация аптеки?". Затем мы стали добавлять в рубрику success story материалы о решении конкретных задач в конкретных аптечных учреждениях. Основным примером стала автоматизация Нижегородской аптечной сети, которая за месяц работы с "ГИД-Аптека" вышла на уровень полной безубыточности. Через семь месяцев существования рубрики наш отдел автоматизации захлестнул шквал звонков. Клиенты говорили примерно следующее: "Целый год из номера в номер видим статьи о вашей ГИД-Аптеке", хотим ее установить"». Внутренний PR Сотрудники компании являются для PR-менеджера одной из целевых аудиторий. Последней по счету (после СМИ, клиентов, партнеров, конечных потребителей), но не по значению. Поскольку если у вас нет единомышленников внутри компании, то все ваши внешние проекты обречены на провал. В результате правильного внутреннего PR сотрудники компании должны стать ее патриотами, должны гордиться компанией, в которой работают, должны быть носителями ее идеологии, ее миссии. Нужна ли миссия компании? Авторы разошлись во мнениях на этот счет.
Говорит Марина Горкина: «Миссия нужна, ЕСЛИ: ■ Она отвечает на вопрос — зачем компания работает на рынке. ■ Текст под названием «миссия» прост, предельно ясен и поместится в одной фразе. ■ Каждый сотрудник компании знает ее как клятву юного пионера». Говорит Игорь Манн: «Мне кажется, что миссия для 99% компаний — пустая трата времени и денег. Если вы работаете в компании, в которой уже есть миссия, то хорошо, пусть будет (хотя какая от нее польза?). Попробуйте для интереса спросить своих коллег, кто ее помнит. Дайте мне знать, если у вас есть хоть один такой коллега. Если же вы пришли в компанию, в которой нет миссии, то не тратьте свое время и деньги компании на ее разработку. У вас есть другие, более важные задачи». Как одна ласточка не делает весны, так и миссия не решит всех проблем внутреннего PR. Делим большое целое на подзадачи. Где вы должны найти применение своим силам PR-специалиста внутри компании? ■ Формирование и укрепление корпоративного духа. Здесь вашим «коллегой» должен стать PR-менеджер. ■ Формирование корпоративного имиджа и «лица» компании для внешней аудитории. Здесь вы тесно работаете с секретариатом компании, отделом продаж и другими департаментами, контактирующими с клиентами. Поиск новостей внутри компании. Ищите помощников в каждом сотруднике компании. Анализируй это Как и любая целевая аудитория, коллектив компании нуждается в первоначальном изучении, в том числе заведенных в нем правил и существующих процедур. Вам необходимо знать: 1. Число сотрудников, средний возраст, образование. Условно разделите коллектив на малые группы, т.к. в одном подразделении, дивизионе, отделе работают люди с одинаковыми профессиональными ценностями. ■ Вы делаете это для определения системы ценностей в коллективе. Опираясь на нее, вы будете разрабатывать внутрикорпоративные программы, конкурсы, корпоративные праздники т.п. 2. Как компания общается с внешним миром. Есть ли вывеска на улице, бланки писем и факсов? Существуют ли правила приема посетителей, приема телефонных звонков и т.п.? ■ Вы делаете это для того, чтобы определить, над чем предстоит работать совместно с секретариатом компании. 3. Исследуйте пути коммуникаций между сотрудниками компании. Есть ли практика и этика общения по e-mail, т.е. читают ли сотрудники почту и отвечают ли на нее? Есть ли корпоративные издания или иные способы обмена новостями между подразделениями? ■ Вы делаете это для определения максимально удобных для всех каналов коммуникаций. Однако мир был создан не в один день. Приготовьтесь управлять изменениями. Управление изменениями Деятельность PR-менеджера во многом схожа с рыбной ловлей или охотой. Часы подготовки, наблюдения, монотонного сидения в засаде — и решающий момент подсечки, выстрела, после чего станет ясно, улов или «молоко». Взрослые любят веселье и игры так же, как и дети, но отличаются от последних тем, что стесняются в этом признаться. Станьте для своих коллег источником мелких радостей, решайте задачи внутреннего PR с помощью конкурсов, соревнований, игр и т.п. ■ Корпоративный дух. ■ Конкурс на лучшего менеджера (каждый сотрудник компании предлагает кандидатуру своего коллеги в качестве «сотрудника месяца»; менеджмент компании рассматривает все предложения и выбирает лучших из лучших). ■ Корпоративные мероприятия (это календарные даты: Новый год, День рождения компании и какие-либо специальные мероприятия: итоги года, новое направление деятельности и т.п.). ■ Корпоративные издания (дайджест новостей или печатное издание. Более подробно читайте об этом в разделах «О чем написать в ньюслеттере» и «Охотники за новостями» «Приложений с комментариями»). В «Лицо» компании для внешней аудитории: Тренинг секретариата по работе с посетителями, приему телефонных звонков и т.п. Шаблоны исходящих документов (письма, факсы и т.п.). ■ Имиджевая канцелярия и атрибутика (бланки, конверты, ■ Презентационная продукция VIP и на каждый день (бук Не ждите, что через неделю работы коллеги заметят плоды вашей деятельности, выучат миссию, научатся правильно принимать посетителей и усвоят, что такое корпоративное поведение. Даже самые позитивные перемены люди встречают негативом и отторжением. Дайте им время и продолжайте упорно трудиться. Самое главное — иметь четкий план действий и не останавливаться ни на день. Создайте свой «план 52 изменений», т.е. каждую неделю в течение года меняйте что-либо в компании. Эффективность PR PR абсолютно неконтролируем, потому
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|