Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические основы социального предпринимательства




Глава 1. Теоретические основы социального предпринимательства

 

1. 1. Определение социального предпринимательства.

В настоящее время в политическую повестку многих стран включена проблематика развития социального предпринимательства. Во многом это связано с ростом внимания к вопросам социальной ответственности, переосмыслением роли государства в экономике. Социальное предпринимательство сегодня рассматривается как один из эффективных способов решения проблем общества.

Как известно, любой феномен, каждое явление для адекватного анализа и оценки требуют четкого определения. Найти универсальное определение социальному предпринимательству (СП) достаточно сложно. Однако очевидно, что каждое из двух слов словосочетания вносит свой вклад в содержание термина.

Социум (от лат. «помощник», «союзник») – это объединение людей в некую группу, совместно живущую и работающую, то есть – в общество. Соответственно, социальные аспекты жизни связаны с процессами, которые происходят в обществе и ради общества.

Говоря же о термине «предпринимательство», отметим, что существуют его различные толкования, и дискуссия ведется с XVIII века, когда термин впервые был отмечен британским экономистом Р. Кантильоном (согласно его мнению, предприниматель – это человек, действующий в условиях риска). Ж. -Б. Сэй видел в предпринимательской деятельности комбинирование основных факторов производства, Й. Шумпетер – способность внедрения инноваций в практику хозяйственной деятельности. Проф. Б. Клейн формулирует отличительную характеристику предпринимателя как способность устанавливать необходимые для решения проблем связи. Д. Тиммонс и С. Спинелли определяют предпринимательство как особый образ мыслей и использование силы лидерства. Обратим внимание, что различия в определениях предпринимательства в первую очередь вызваны многогранностью феномена и, соответственно, возможностью рассматривать его с нескольких ракурсов. [1]

Гражданский кодекс Российской Федерации[2] гласит, что «…предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке».

В этом определении содержится несколько важных характеристик предпринимателя. Во-первых, его организационная самостоятельность: начиная от решения заняться предпринимательством, выбора сферы деятельности. Во-вторых, рисковый характер деятельности: он сам несет ответственность за решения и их результат. В-третьих, систематическое получение прибыли говорит о возмездном характере отношений с потребителями и о долгосрочности деятельности (нет смысла считать предпринимателем того, кто лишь однажды получил прибыль по сделке). И в-четвертых, легальный характер деятельности: предпринимателем субъект становится лишь после прохождения государственной регистрации. Все эти характеристики в полной мере относятся и к социальному предпринимательству.

Таким образом, соединяя смысл слов «социальное» и «предпринимательство», мы можем говорить о том, что суть феномена социального предпринимательства – в участии предпринимателей в решении социальных вопросов. Иными словами, сохраняя свои характерные особенности как предпринимателя, субъект направляет усилия на ликвидацию (или снижение остроты) проблем, стоящих перед обществом.

Понятия «социальное предпринимательство» (social entrepreneurship) и «социальный предприниматель» (social entrepreneur) стали активно использоваться в восьмидесятых годах прошлого века, и в первую очередь – благодаря усилиям основателя компании Ашока, исследователя Билла Дрейтона, а также Чарльза Лидбитера. Как самостоятельную область изучения и уникальную профессию социальное предпринимательство впервые представил в конце 90-х годов Директор Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка профессор Грегори Диз.

Вместе с тем, различия в ракурсах рассмотрения предпринимательства в целом обусловили наличие десятков трактовок социального предпринимательства. Ряд исследователей этой области воспринимают СП как деятельность коммерческих компаний, реализующих социальную миссию. Другие – как деятельность некоммерческих организаций, стремящихся к повышению эффективности деятельности за счет использования методов, принятых в традиционном бизнесе.

Одним из самых известных и давних является определение Гр. Диза в его работе «Значение термина «социальное предпринимательство», опубликованной в 1998 году. Он считал, что социальные предприниматели – это агенты изменений в социальном секторе, которые:

- руководствуются миссией, нацеленной на создание и поддержание ценности для социума, а не только для отдельного индивида;

- постоянно выявляют и реализуют новые возможности воплощения миссии;

- готовы к обучению, к смелым действиям, превышающим границы существующих в распоряжении ресурсов;

- имеют обостренное чувство социальной ответственности. [3]

Иными словами, социальное предпринимательство – это такой вид социально-экономической деятельности, в котором социальное назначение организации соединено с предпринимательским новаторством и стремлением к устойчивой прибыльности.

В основе СП лежит управление развитием социальных предприятий – предприятий, целью создания которых является решение одной или нескольких социальных проблем, а деятельность ведется в порядке, принятом в частном бизнесе.

Обратим внимание: понятия «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие» являются сопряженными. Социальное предпринимательство есть деятельность, процесс, а социальное предприятие – носитель данного процесса, та организационная структура, посредством которой деятельность реализуется и достигает своего как социального, так и экономического результата.

Сферы, где может осуществлять работу социальное предприятие, представлены на рис. 1. 1.

Дополнительная информация

Огромную роль в реализации идеологии и практики социального предпринимательства сыграл Майкл Янг. По мнению Д. Бэлла, профессора Гарвардского университета, Янг является самым успешным в мире предпринимателем в области социальных инициатив. Благодаря Янгу в мире создано более 60 организаций, включая ряд школ социального предпринимательства. Британская компания «Эндрю Мосон и партнеры» занимается распространением опыта социального предпринимательства своего управляющего Эндрю Мосона, теоретика и практика в данной области.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...