Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3.  Моделирование социального предпринимательства




1. 3.  Моделирование социального предпринимательства

Моделирование процесса социального предпринимательства, по сути, представляет собой формализацию потока деятельности, то есть описание видов деятельности и порядка, в котором они осуществляются. Такая формализация позволяет уточнить как состав участников процесса, так и природу их взаимосвязи.

Одной из самых простых и наглядных моделей СП является модель Джеффри Тиммонса. [8] Он представляет модель как своего рода качели, в которых основатель компании является точкой опоры. Его задача – поддержать баланс между возможностями, ресурсами и командой сотрудников. Причем, если команда слишком профессиональна, либо если ресурсов больше, чем нужно, - качели упадут, и предприятие будет неэффективным. Соответственно, если возможность мелка, то предприниматель должен «урезать» команду и ресурсы. Если же возможности растут – должны расти и ресурсы, и команда. И этот процесс, очевидно, является непрерывным. Наглядно модель представлена на рисунке 1. 4.

 

Рис. 1. 4. Модель социального предпринимательства по Дж. Тиммонсу.

 

Однако эта модель не учитывает контекст, в котором работает социальное предприятие, она концентрируется на самом предпринимателе и внутренней среде его бизнеса. Иной подход демонстрирует модель PCDO (People, Context, Deal, Opportunity – Люди, Контекст, Сделка, Возможность). Эту модель разработали преподаватели Гарвардской школы бизнеса Стивенсон, Робертс, Бхайд и Салман. [9]

Элемент «Люди» во многом аналогичен элементу «команда» из модели Тиммонса. Однако этот элемент включает в себя и иных субъектов – поставщиков ресурсов, инвесторов и бизнес-ангелов, самого предпринимателя и его близкое окружение. По сути, это объединение элементов «команда» и «ресурсы» из предыдущей модели.

Элемент «Сделка» обозначает тех, кому предназначаются результаты социальной предпринимательской деятельности. Ею определяется, кто, когда и в какой форме получает социальные блага. Этого элемента нет в предыдущей модели.

«Контекст» определяет внешнюю среду социального предприятия – политические, экономические, культурные факторы и пр. Этот элемент также отсутствует в модели Тиммонса.

«Возможность» - элемент, характеризующий суть каждого социального предприятия. Он показывает реальность намерения добавить ценность в жизнь потребителя, удовлетворить его потребность в социальном благе.  

Модель PCDO представлена на рисунке 1. 5.

 

Рис. 1. 5. Модель PCDO (Люди, Контекст, Сделка, Возможность)

 

       Однако обе описанные модели характеризуют предпринимательскую деятельность, не акцентируя внимание на специфических чертах социального предпринимательства. Работая над этим вопросом, многие исследователи предлагают свое видение элементов модели.

Так, известной является модель CASE, представленная сотрудниками Университета Дьюка, которая фокусируется на процессе создания социальной возможности (вначале появляется идея, а затем она превращается в жизнеспособную возможность, поскольку формируется определенная бизнес-модель), популярна модель социального предпринимательства, разработанная учеными Гарвардского университета, модифицирующая элементы модели PCDO.

Достойной является попытка, которую предприняли Дж. Кикал и Т. Лайонс: объединить смысловые акценты перечисленных моделей в единую версию. Их модель социального предпринимательства представлена на рис. 1. 6.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...