Рис.1.1. Сферы деятельности социальных предприятий
Рис. 1. 1. Сферы деятельности социальных предприятий
1. 2. Признаки и уникальные особенности социального предпринимательства. Поскольку предприниматель не всегда работает в социальной сфере, вполне резонен вопрос: а есть ли смысл выделять в отдельную категорию социальных предпринимателей? В любом случае предприниматели используют набор идентичных инструментов и решений для организации и ведения бизнеса… Однако предыдущий раздел главы позволяет говорить о наличии ряда основополагающих признаков социального предпринимательства, отличающих его от иных видов бизнеса. [4] 1. Главенство социальной миссии над коммерческим интересом. Социальный эффект в данном случае не является неким побочным продуктом предпринимательской деятельности, а выступает основным целенаправленным результатом, и полученная прибыль идет преимущественно на социальные цели компании, а не распределяется между собственниками. Социальное предприятие напрямую предназначено для устранения либо смягчения остроты реальных социальных проблем. 2. Инновационный подход к решению социальных проблем. Инновационность изначально присуща социальному предпринимателю, коль скоро он берется преобразовывать сложившийся социальный порядок в более благоприятный. В ином случае социальная проблема уже решалась бы традиционными способами – с использованием потенциала государственного, частного или некоммерческого сектора. 3. Наличие устойчивого коммерческого эффекта. Самоокупаемость социального предприятия является основой его конкурентоспособности. При этом крайне важно, чтобы доход преимущественно формировался от продажи товаров и услуг, а не от получения благотворительных взносов и от грантовой поддержки.
Важнейшим социальным последствием деятельности социальных предприятий является повышение совокупной экономической эффективности. В рамках социального предпринимательства в экономический оборот вводятся ресурсы, которые ранее никогда не использовались либо вообще, либо в таком качестве. Так, новыми комбинациями наличных ресурсов является использование в целях перевоспитания молодежи концепции спортивной борьбы или организация прямых интернет-продаж рыбы от объединения рыбаков в рестораны. В производство могут быть включены ранее не используемые ресурсы - материальные (например, отходы производства) или трудовые (социально исключенные группы). [5] По сути, сфера социального предпринимательства – это новый сектор экономики, который находится на стыке коммерческого и некоммерческого секторов (рис. 1. 2)
Рис. 1. 2. Социальное предпринимательство как новый сектор экономики
Социальные предприниматели уникальны в своем роде, поскольку умеют работать на стыке коммерческого и некоммерческого миров, которые говорят на разных языках и имеют различные приоритеты. Что же мотивирует социальных предпринимателей? По мнению ряда исследователей, основные предпосылки, чтобы стать социальным предпринимателем – опыт и контент. [6] Опыт включает в себя: · личностные черты и эмоции (эмпатия, сочувствие, обостренное чувство справедливости); · приобретенные убеждения (полученное воспитание, влияние друзей, семьи, учителей, лидеров); · уверенность в собственных возможностях оказать помощь, в наличии поддержки в этой деятельности. Контент - это зона взаимодействия человека с социальным сектором, в которой происходило (происходит) столкновение с социальными проблемами (общался с умирающим больным, видел много голодных нищих детей, бездомных собак и. т. п. ).
В результате у человека создается убеждение, что решать выявленные проблемы необходимо и возможно. Эти идеи формируют намерение создать социальное предприятие (рис. 1. 3).
Рис. 1. 3. Мотивационные предпосылки создания социального предприятия
Существуют достаточно интересные исследования, посвященные типологии социальных предпринимателей. Так, коллектив исследователей, возглавляемый Ш. Захрой, разработал классификацию, где социальные предприниматели поделены на три вида – «Социальные мастера на все руки», «Социальные конструктивисты (созидатели)» и «Социальные инженеры». Они различаются по ряду критериев, в том числе – по содержанию деятельности, масштабам, по социальной значимости, источникам и границам автономии. Сравнительный анализ данных типов представлен в таблице 1. 1. Таблица 1. 1. Типология социальных предпринимателей[7]
Типологии социальных предпринимателей являются весьма интересной областью для исследования, поскольку они приходят к этой деятельности различными путями и с уникальным для каждого предпринимателя опытом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|