"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 14 страница
2) наличие юридических фактов; 3) административно-процессуальная правосубъектность участников процесса. Любое судебное административно-процессуальное правоотношение возникает лишь на основе административно-процессуального закона и из закона, т. е. под его непосредственным регулирующим воздействием. Законодательные нормы содержат указания на субъективные права и юридические обязанности сторон правоотношения. В них определяется субъектный состав правоотношений, закрепляются условия - юридические факты, при наступлении которых эти отношения возникают, изменяются или прекращаются. Административно-процессуальные нормы обладают рядом специфических признаков: - устанавливаются только государством; - являются общеобязательными; - имеют общий характер; - регулируют общественные отношения лишь в области осуществления правосудия по административным делам; - обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения; - имеют своей задачей обеспечение справедливого разрешения административных дел. Административное судопроизводство ведется в общих судах в соответствии с нормами КАС РФ, в арбитражных судах - с нормами АПК РФ и других федеральных законов, в военных судах - с Законом о военных судах и КАС РФ. Согласно ч. 6 ст. 15 КАС РФ в случае отсутствия норм права, регулирующих спорные отношения, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, суд применяет нормы права, регулирующие похожие отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм права разрешает административное дело исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права). Административно-процессуальные правоотношения не могут возникнуть только при наличии нормы права, необходимо совершение субъектом конкретного действия (бездействия). Эти правоотношения возникают в результате не событий, а именно действий граждан, организаций или суда. Действие (бездействие) может быть предпосылкой возникновения административно-процессуальных правоотношений только при условии, если оно носит правовой характер, т. е. является юридическим фактом, порождающим конкретные субъективные права и юридические обязанности. К такого рода фактам относятся только те действия суда и участников процесса, которые предусмотрены нормами процессуального права. Без такого рода фактов процессуальные правоотношения не могут возникнуть, измениться или прекратиться.
Юридический факт, порождающий процессуальные правоотношения, должен быть выражен в виде действия суда или заинтересованных лиц (например, возбуждение производства (действие суда) по иску заинтересованного лица (действие лица) ). Ни одно процессуальное отношение не может возникнуть без действия суда, предусмотренного нормой права, так как каждое из этих отношений устанавливается именно с судом - обязательным субъектом всех процессуальных отношений. Даже соглашение о примирении сторон не может быть заключено в процессе и иметь юридическое значение без участия суда. Суд по ходатайству сторон (действие сторон) приостанавливает производство по административному делу (действие суда) на срок, необходимый для их примирения (ст. 137 КАС РФ). Соглашение о примирении сторон заключается вне судебного процесса в письменной форме и подписывается сторонами (действие сторон), однако оно должно быть утверждено судом в процессе (действие суда). Вопрос об утверждении этого соглашения рассматривается судом в судебном заседании. По результатам рассмотрения этого вопроса суд выносит определение об утверждении соглашения о примирении сторон или об отказе в его утверждении.
Все действия как юридические факты подразделяются на правомерные и неправомерные. Судебные административно-процессуальные возникают только в результате целенаправленных правомерных действий - юридических актов, т. е. действий, которые имеют целью породить определенные юридические последствия (например, решение или определение суда, ходатайства сторон и др. ). Юридические поступки, т. е. правомерные действия субъектов, не носящие характер целенаправленных волевых действий, по общему правилу не являются основанием возникновения этих процессуальных отношений. Неправомерные действия всегда влекут для правонарушителя наступление негативных последствий (например, в случае неявки в судебное заседание без уважительных причин на лиц, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, налагается судебный штраф) (ст. 150 КАС РФ). Среди особенностей юридических фактов, порождающих административно-процессуальные правоотношения, можно выделить обязательную последовательность (очередность) в их возникновении и движении. Например, не может возникнуть отношение " суд - заинтересованное лицо" или " суд - административный ответчик", если еще не возникло отношение " суд - административный истец". В качестве специфических оснований возникновения административно-процессуальных правоотношений выступают правовые презумпции. Они представляют собой закрепленное в законодательстве предположение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий. К их числу относятся, например, презумпция компетентности административного органа, презумпция незаконности административного акта, нарушающего права и свободы, презумпция истинности решения суда, вступившего в законную силу, и др. Разновидностью юридических фактов являются юридические составы, которые иногда называются фактическими составами. Для возникновения или прекращения многих процессуальных правоотношений требуется наступление не одного, а нескольких юридических фактов. Так, для возбуждения административного процесса как комплексного правоотношения недостаточно факта подачи административного искового заявления. Необходим целый юридический состав: факты подведомственности и подсудности дела, факт наличия у заявителя административно-процессуальной правосубъектности и заинтересованности в деле.
Для возникновения административно-процессуальных правоотношений кроме нормы права и юридического факта необходима и третья предпосылка - административно-процессуальная правосубъектность. Все участники административно-процессуальных отношений, независимо от их видов, должны обладать определенными юридическими свойствами. В число таких свойств входят административно-процессуальная правоспособность и административно-процессуальная дееспособность. Эти два юридических компонента в своем единстве образуют административно-процессуальную правосубъектность. Она характеризует способность лица (гражданина, организации, органа власти, должностного лица и т. д. ) быть участником административно-процессуальных правоотношений определенного вида.
9. 3. Административно-процессуальная правосубъектность
Административно-процессуальная правосубъектность участников административного судопроизводства в общем суде устанавливается ст. 5 КАС РФ, которая разграничивает административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность. Под административно-процессуальной правоспособностью понимается способность лица иметь процессуальные права и процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Она признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими. В отличие от ГПК РФ и АПК РФ, которые наделяют процессуальной правоспособностью только юридических лиц, КАС РФ признает административно-процессуальную правоспособность за общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами. Это возможно, если они, согласно КАС РФ и другим федеральным законам, обладают правом на судебную защиту своих прав и законных интересов в публичной сфере либо если административные акты, касающиеся их деятельности, являются предметом обязательного судебного контроля. К числу таких организаций, не являющихся юридическими лицами, относятся, например, межрегиональные и региональные общественные объединения и местные религиозные организации, централизованные религиозные организации, состоящие из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ (ч. 5 ст. 20 КАС РФ).
Таким образом, если организация не является юридическим лицом и не может сослаться на конкретное положение закона, которое дает ей право на обращение в суд, то она не обладает административно-процессуальной правоспособностью, позволяющей ей участвовать в административном судопроизводстве. Административно-процессуальная правоспособность имеет общий характер. Это означает, что все правоспособные лица вправе обращаться за защитой неограниченного круга своих субъективных публичных прав и законных интересов, т. е. независимо от того, в каких административных и иных публично-правовых отношениях они нарушены незаконными решениями и действиями (бездействием) органов публичной власти - налоговых, таможенных, избирательных, пенсионных и т. д. Определяя в ст. 5 КАС РФ административно-процессуальную правоспособность, законодатель устанавливает, кто в административном судопроизводстве может иметь статус лица, участвующего в деле. Институт административной процессуальной дееспособности определяет, кто из лиц, наделенных административной процессуальной правоспособностью, может самостоятельно реализовать свои процессуальные права и обязанности в суде. Административная процессуальная дееспособность представляет собой способность лица лично своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве. Она принадлежит: - гражданам, достигшим 18-летнего возраста и не признанным недееспособными. Они обладают полной дееспособностью и могут в полном объеме осуществлять свои права и исполнять обязанности стороны, третьего лица и т. д.; - несовершеннолетним гражданам в возрасте от 16 до 18 лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, в которых эти граждане, согласно закону, могут участвовать самостоятельно (например, споры по поводу получения паспорта гражданина Российской Федерации). В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;
- органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим; общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами. Любой гражданин всегда имеет административную процессуальную правоспособность, но реализовать свои процессуальные права и обязанности может не каждый гражданин. Права и законные интересы граждан, которые не достигли 18-летнего возраста, и граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут, согласно законодательству, самостоятельно участвовать в административных делах, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь самих этих граждан к участию в рассмотрении административного дела. Для иностранных граждан, иностранных организаций и лиц без гражданства по спорам, возникающим из административных и иных публичных отношений, КАС РФ устанавливает национальный правовой режим в области защиты их прав, свобод и законных интересов. Национальный режим означает, что иностранным лицам предоставляется такой же правовой режим, как и для граждан Российской Федерации, российских организаций, и на них распространяются одинаковые процессуальные права и обязанности. В КАС РФ отсутствуют ограничения или дополнительные требования для иностранных лиц, от которых зависит их право обращения в суд. Административная процессуальная правосубъектность иностранных граждан, лиц без гражданства определяется их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае двойного гражданства его личным законом считается российское право. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим такой дееспособностью в соответствии с российским правом. Административно-процессуальная правосубъектность иностранных организаций определяется правом страны, в которой соответствующая организация учреждена, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия таких организаций в спорных административных правоотношениях. Административно-процессуальная правосубъектность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом Российской Федерации < 1>. -------------------------------- < 1> Под международной принято понимать учрежденную международным договором организацию, призванную на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями. См., напр.: Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях международного сотрудничества, 1980 г. // Сборник международных договоров СССР. Вып. XXXVIII. М., 1984. С. 179.
9. 4. Субъекты судебных административно-процессуальных отношений: понятие и виды
Субъекты судебных административно-процессуальных отношений - это все участники процесса (стороны, свидетели, судьи и др. ), т. е. все участвующие в нем лица, которые преследуют различные цели и имеют права и обязанности, предусмотренные правовыми нормами, регулирующими порядок рассмотрения и разрешения соответствующих категорий административных дел. Все участники процесса в доктрине и законодательстве подразделяются на определенные группы в зависимости от их отношения к рассматриваемому делу и процессуальной роли, которая за лицом признается в конкретном процессе. В соответствии с этими критериями следует различать три группы участников судебного административного процесса: а) лица, разрешающие административные дела (суд, судьи); б) лица, участвующие в деле (стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав и законных интересов других лиц, и др. ); в) иные участники административного судопроизводства, которые наряду с лицами, участвующими в деле, участвуют в судебном процессе (ст. 48 КАС РФ). Суд - главный участник процесса: от него зависит движение заявленного административного дела. Все остальные лица совершают действия под контролем суда и во взаимодействии с судом. Суд организует и направляет деятельность иных участников процесса, содействует им в реализации своих прав и обязанностей. От имени суда как субъекта процессуальных отношений могут выступать судья единолично или коллегиальный состав судей, в их числе - составы и коллегии по административным делам. На стадии судебного исполнения от имени суда как полноправный субъект процессуальных отношений выступает судебный исполнитель. Суд как субъект административного судопроизводства обладает свойствами, отличающими его от свойств других участников процесса: - выступает как независимое лицо, наделенное юрисдикционными полномочиями и правом вершить правосудие; - не имеет материально-правовой заинтересованности в исходе административного дела в свою пользу: он не является участником административно-правового спора и не защищает в нем какие-либо свои права, а стоит над спорящими сторонами; - имеет только процессуальную заинтересованность, которая заключается в своевременном и правильном разрешении административного дела. Процессуальная заинтересованность суда проистекает из его процессуальной функции как органа правосудия, которая отличается от процессуальных функций сторон. Соответственно процессуальный интерес суда не лежит и не может лежать на стороне административного истца или административного ответчика, даже если кто-то из них является органом публичной власти, преследующим публичный интерес. Процессуальная заинтересованность суда лежит на стороне закона и заключается лишь в беспрепятственном и оперативном исполнении обязанностей, которые связаны с его процессуальной функцией, направленной на правильное, компетентное и объективное разрешение административного спора. В современной теории процессуальная заинтересованность рассматривается как разновидность юридического интереса (заинтересованности) и понимается как ожидание благоприятного завершения процесса. Следовательно, она может характеризовать не только деятельность суда, но и всех участвующих в деле лиц в соответствии с реализуемыми ими процессуальными функциями. Юридическая заинтересованность в значении родового понятия в теории процесса определяется как основанный на законе ожидаемый правовой результат, который должен наступить для заинтересованного лица в результате разрешения дела. В качестве его разновидности наряду с процессуальной выделяется материально-правовая заинтересованность в деле. Она понимается как стремление к завершению материально-правового спора в свою пользу и, соответственно, может быть присуща только субъектам спорного материального административно-правового отношения. Материально-правовая заинтересованность лица обусловлена этим спорным правоотношением. Она выражается в том, что участие данного лица в административном деле влияет на его материальные права, т. е. права, составляющие содержание материального административно-правового отношения, оказавшегося в спорном состоянии. Юридическая заинтересованность по своему содержанию подразделяется на: а) личную (стороны и заинтересованные лица); б) государственную (прокурор) и в) общественную (субъекты, участие которых в административном судопроизводстве осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 40 КАС РФ). Все эти лица, независимо от характера их интереса, объединяются общим понятием " лица, участвующие в деле". Это понятие используется как в гражданско-правовом, так и в административно-правовом законодательстве. Лица, участвующие в деле, - это особая группа субъектов административно-процессуальных отношений, выступающих в процессе от своего имени, имеющих юридическую заинтересованность (по разным мотивам) в разрешении спора и такие права, которые позволяют им личными усилиями реализовывать эту заинтересованность, влияя на ход и на исход административно-правового спора. Эту группу лиц характеризует ряд общих черт: - наличие юридического интереса к исходу административного дела; - участие в процессе от своего имени (в отличие, например, от лиц, действующих от имени представляемого); - защита своего или чужого материального права и (или) действующего нормативно-правового порядка; - основанная на законе способность своими волевыми действиями влиять на ход процесса. Состав этой группы лиц определен в ст. 37 КАС РФ, которая относит к ним стороны; заинтересованных лиц; прокурора; органы, организации и лиц, обращающихся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц. Процессуальные права и обязанности лиц, участвующих в деле, определяются в ст. 45 КАС РФ. Среди этих лиц в зависимости от формы их юридического интереса различаются две основные группы субъектов: - лица, лично заинтересованные в исходе дела (стороны, заинтересованные лица и другие лица, чьи права и обязанности затрагиваются решением суда); - лица, имеющие государственный или общественный интерес, чья заинтересованность носит процессуально-правовой характер (например, прокурор, органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц). Лица, участвующие в деле, наряду с судом являются основными субъектами судебно-административного процесса. Среди его субъектов выделяется также группа лиц, которые в том или ином статусе участвуют в административном судопроизводстве и оказывают содействие его осуществлению. Иные участники административного судопроизводства - это субъекты, которые наряду с лицами, участвующими в деле, принимают участие в судебном процессе (ст. 48 КАС РФ). В эту группу участников судопроизводства законодатель включил: а) представителей лиц, участвующих в деле, и б) лиц, содействующих отправлению правосудия (эксперты и специалисты, секретарь судебного заседания и др. ). Вопрос о процессуальном статусе судебного представителя и его месте среди субъектов судебного процесса в отечественной науке является дискуссионным. Доминирует мнение, согласно которому по своей юридической природе эта процессуальная фигура ближе к лицам, содействующим правосудию, чем к лицам, участвующим в деле. Законодатель решает этот вопрос, вводя категорию " иные участники судебного процесса", позволяющую указать на специфику процессуального статуса представителя. Особенности этого статуса определяются в гл. 5 КАС РФ. Лица, содействующие отправлению правосудия, призваны способствовать правильному и объективному разрешению судом административно-правового спора. Они своими знаниями и навыками оказывают помощь суду и лицам, участвующим в деле, в установлении обстоятельств дела, фиксации доказательств и т. д. В их число входят эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, секретари судебного заседания и др. (ст. ст. 48 - 53 КАС РФ). Эта группа субъектов характеризуется рядом общих признаков: - все они, кроме судебного представителя, не имеют юридической заинтересованности (ни материальной, ни процессуальной) в исходе административного дела; - все они не защищают в судебном процессе свои права и законные интересы; - все они привлекаются к процессу по инициативе суда или лиц, участвующих в деле. Отсутствие у лиц, содействующих правосудию, личной юридической заинтересованности в исходе дела не исключает наличия у них личной фактической заинтересованности в деле по причине дружеских либо родственных связей или отношений подчиненности. Наличие такой заинтересованности может служить основанием для их отвода или самоотвода в соответствии со ст. ст. 31 и 33 КАС РФ.
Глава 10. СТОРОНЫ СУДЕБНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
10. 1. Понятие и признаки сторон
Стороны судебного административного процесса - это лица, права и законные интересы которых суд призван защищать посредством разрешения имеющегося между ними административно-правового спора. Процессуальное положение сторон характеризуется наличием материально-правового спора между ними как предполагаемыми субъектами спорного материального правоотношения. Процесс разрешения этого спора обусловлен противоборством сторон, одна из которых нуждается в правовой защите от другой. Это противоборство является движущей силой судебного административного процесса. Категория " сторона судебного административного процесса" неидентична по содержанию понятию " сторона спорного материального административного правоотношения". Субъектами материальных правоотношений в сфере публичного управления являются, с одной стороны, органы, должностные лица, действующие в рамках определенной законом компетенции, а с другой - физические лица и организации как субъекты определенных законодателем прав и обязанностей в данной сфере. Орган публичного управления - обязательный участник всех этих отношений. В спорах, которые возникают из данных отношений, он всегда является стороной, представляющей, по выражению С. А. Корфа, " интерес публичный" < 1>, а другой стороной выступают частные лица, представляющие частные интересы. -------------------------------- < 1> Корф С. А. Административная юстиция в России: В 2 т. М., 1910. Т. 2. Кн. 2, 3. С. 464.
Таким образом, в публично-правовом отношении, из которого возникает административный спор, имеются, как правило, два вида участников: а) субъекты, представляющие публичный интерес, выполняющие публичные функции и наделенные для их осуществления властными полномочиями, и б) лица (субъекты), представляющие частный интерес. Следовательно, в этом отношении в качестве обязательного субъекта присутствует публичная сторона (в терминологии С. А. Корфа - административная сторона ), а другой стороной, как правило, выступают представляющие свой частный, партикулярный интерес частные лица. Частное лицо - это субъект материального административно-правового или иного публично-правового отношения (физическое лицо или организация), реализующий в этом отношении свои частные интересы, права и обязанности, а не публичные интересы либо официальные полномочия и обязанности публичной власти. Данное лицо находится с органами публичной власти не в официальных отношениях службы, а во внеслужебных отношениях как лицо, не входящее в структуру публичной администрации (отношения ad extra). Понятие " сторона процесса" шире понятия " сторона спорного материального правоотношения". Дело в том, что возможность обращения к суду за защитой права закон предоставляет не только субъектам действительно существующего правоотношения, но и тем, кто считает себя носителем нарушенного права. Для того чтобы стать истцом по конкретному делу, достаточно сослаться на заинтересованность в защите своего нарушенного права, указать (а не доказать) на принадлежность спорного права. Это положение находит свое выражение в законодательной формуле, согласно которой гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа публичной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы (ч. 1 ст. 218 КАС РФ). В качестве стороны процесса выступают действительные или предполагаемые субъекты спорного материального правоотношения как носители спорных прав и обязанностей. Каждый из них в ходе процесса может быть признан ненадлежащей стороной. Исходя из этого до вступления вынесенного по делу решения суда в законную силу стороны административного судопроизводства (как административный истец, так и административный ответчик) являются не действительными, а предполагаемыми субъектами спорного материального правоотношения. Стороны процесса - это две противостоящие процессуальные фигуры, юридически заинтересованные в исходе спора. Юридический интерес лица, которое предположительно является в материальном правоотношении управомоченным субъектом, состоит в том, чтобы получить защиту своего права или интереса путем принуждения другой стороны к совершению определенных действий в его пользу либо привлечения этой стороны к ответственности. Стороны имеют в административном деле процессуальную заинтересованность, которая состоит в возможности полноценной защиты своих прав, в стремлении получить благоприятное решение и реализовать его. Судебное решение повлияет на их права и обязанности в материальном административно-правовом отношении, на возможность приобретения или утраты одной из них какого-либо блага. Так, в случае удовлетворения административного иска по делу об оспаривании решения, связанного с проведением публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), сторона, заявившая иск, получает возможность провести это мероприятие (т. е. получает благо, которого она добивалась), а проигравшая сторона обременяется рядом новых обязанностей. Соответственно различны их процессуальные функции. Под процессуальными функциями понимаются определенные целевые направления деятельности сторон, осуществляемой в соответствии с определяющими для каждой функции интересами, носителями которых эти лица являются. В процессуальные (целевые) функции помимо функции суда входят: а) функция реализации требования о защите права, нарушенного административным актом (или функция искового требования); б) функция процессуальной защиты путем заявления возражения и иных процессуальных действий. Исходя из этого понятием " стороны" принято обозначать субъектов спорных материально-правовых отношений, выступающих в защиту своих материально-правовых и процессуальных интересов, на которых распространяется законная сила судебного решения и которые по общему правилу несут судебные расходы по разрешению спора. Административно-правовой пор о субъективных правах и юридических обязанностях предполагает наличие сторон как противоборствующих субъектов, обладающих противоположными юридическими интересами в его исходе, и, следовательно, стороны имеют место там и тогда, где и когда суд рассматривает спор о субъективном праве или законном интересе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|