Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 17 страница




Все участвующие в деле лица, которые пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности сторон, характеризуются рядом общих черт, позволяющих объединить их в отдельную группу:

- они не являются субъектами спорного материального административного правоотношения. Нарушенные или оспоренные в этом правоотношении права и законные интересы, которые нуждаются в защите в судебном процессе, им не принадлежат, но они выступают в защиту этих прав и законных интересов;

- законодатель предоставляет им возможность пользоваться процессуальными правами и нести процессуальные обязанности стороны, ограничивая в той или иной мере их права на совершение определенных распорядительных действий и исключая процессуальные обязанности, возлагаемые обычно на сторону спорного материально-правового отношения.

Эти общие черты лиц, которые пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, не исключают определенного своеобразия их процессуального статуса в административном судопроизводстве.

 

11. 2. Заинтересованные лица как субъекты судебных

административно-процессуальных правоотношений

 

Понятие " заинтересованные лица" до принятия КАС РФ широко использовалось применительно к производству по делам, возникающим из административно-правовых отношений, но в ином смысле, чем тот, который ныне придает ему законодатель в этом Кодексе. В судопроизводстве по делам, возникающим из административных правоотношений, ранее регулируемом в рамках ГПК РФ, под заинтересованным лицом понимался орган, осуществляющий публичные полномочия, решения и действия (бездействие) которого оспаривались заявителем. Эта терминология возникла в свое время в связи с непризнанием в доктрине и законодательстве возможности спора о праве в делах, возникающих из административно-правовых отношений, и, соответственно, непризнания его субъектов как сторон судебного процесса.

В этом случае термин " административный ответчик" подменялся термином " заинтересованное лицо". Такое отождествление заинтересованного лица и административного ответчика нашло отражение, например, в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

Введенный КАС РФ институт заинтересованного лица по своему содержанию и смысловому значению родственен институту третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, который предусмотрен ст. 43 ГПК РФ. В зарубежном административно-процессуальном законодательстве термин " заинтересованное лицо" не используется. В качестве его аналога применяется, как правило, категория " третье лицо".

Так, АПК Республики Азербайджан 2009 г. (ст. 29. 0) выделяет таких участников административного судопроизводства, как: 1) истец, 2) ответчик и 3) третьи лица; КАС РА 2007 г. (ст. 11) - 1) стороны (истец, ответчик), 2) третьи лица; Закон Германии 1960 г. " Положение об административных судах" - 1) истец, 2) ответчик, 3) привлекаемые третьи лица, 4) представитель интересов Федерации в Федеральном административном суде либо представитель публичных интересов; Закон Мексики 2005 г. " Об административно-спорном производстве" - 1) истец, 2) ответчик, 3) третье лицо.

Особый подход характерен для Закона Литвы 1999 г. " О производстве по административным делам" (ст. 48), который разграничивает два основных вида субъектов: а) стороны спора (заявитель и ответчик) и б) стороны производства по административному делу, к которым относит стороны спора и третьих заинтересованных лиц, т. е. всех лиц, на права или обязанности которых может повлиять разрешение дела. КАС Украины 2005 г. (ст. 47) в число лиц, участвующих в деле, включает стороны, третьих лиц и представителей сторон. При этом он разграничивает (ст. 53) две группы третьих лиц: а) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, и б) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, которые могут вступить в дело на стороне истца или ответчика, если решение может повлиять на их права, свободы, интересы и обязанности.

Российский законодатель вводит понятие заинтересованного лица (ч. 1 ст. 47 КАС РФ), под которым понимает " лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела". Из этой формулы следует, что заинтересованное лицо не является участником спорного материального правоотношения и стороной материально-правового спора, возникшего между административным истцом и административным ответчиком. Оно не заявляет самостоятельных требований на предмет спора.

Однако разрешение административного спора может повлиять на права и обязанности заинтересованного лица. Влияние судебного решения на его права и обязанности обусловлено тем, что оно имеет материально-правовые отношения только с одной из сторон административного спора. Оно участвует в процессе всегда только на стороне административного истца или только административного ответчика и не связано никаким материальным правоотношением с другой стороной.

Заинтересованные лица, выступающие на стороне субъектов спорного материально-правового отношения, в силу специфики своего юридического интереса не могут быть признаны соучастниками в судебном административном процессе - административными соистцами или административными соответчиками. Материально-правовые интересы соистцов и соответчиков в административном судопроизводстве совпадают, их права, требования и обязанности не исключают друг друга. Именно это позволяет им стать одной стороной в процессе. Материально-правовые интересы заинтересованных лиц носят самостоятельный характер: они не совпадают ни с интересами административного истца, ни с интересами административного ответчика. Исходя из этого закон и придает им процессуальный статус самостоятельного участника административного судопроизводства.

КАС РФ устанавливает (ч. 2 ст. 47), что заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в процесс на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Так, по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в ст. 24. 19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком выступает орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. При оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административными ответчиками (соответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана. При этом, как разъясняется в Постановлении Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28, к участию в деле судом привлекаются иные лица, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда, например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости (ст. 47, ч. 3 ст. 247 КАС РФ) < 1>.

--------------------------------

< 1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 " О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

 

О вступлении в административное дело заинтересованного лица либо о его привлечении к участию в деле или об отказе в этом суд выносит определение. На это определение может быть подана частная жалоба лицом, подавшим соответствующее ходатайство. Если заинтересованное лицо вступило в административное дело или привлечено к участию в нем после начала судебного разбирательства, подготовка к судебному разбирательству и судебное разбирательство начинаются сначала.

Вступление в дело на стороне административного истца или административного ответчика не создает для заинтересованного лица положения стороны (соучастника) по спору между административным истцом и административным ответчиком. Оно не является предполагаемым субъектом спорного материального правоотношения и не предъявляет никаких требований на предмет спора. Исходя из этого закон не предоставляет заинтересованному лицу полный объем прав и обязанностей стороны. Оно лишь пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета административного иска, отказ от административного иска, признание административного иска или заключение соглашения о примирении, подачу встречного административного иска (ч. 3 ст. 47 КАС РФ).

Таким образом, для процессуальной фигуры заинтересованного лица характерен ряд признаков, отличающих его как от сторон, так и от иных лиц, участвующих в деле:

- оно не является участником материальных административных отношений, по поводу которых ведут спор административный истец и административный ответчик;

- оно не заявляет самостоятельного требования на предмет административного спора;

- оно вступает в уже начатое по инициативе административного истца дело и участвует в нем на стороне административного истца или административного ответчика;

- у него существует действительная или мнимая материально-правовая связь только с тем лицом, на стороне которого заинтересованное лицо выступает;

- оно вступает в процесс для защиты своих прав и законных интересов и участвует в нем от своего имени;

- оно защищает свои собственные юридические интересы, поскольку решение по делу может повлиять на его права и обязанности.

Исходя из выделенных признаков заинтересованное лицо - это предполагаемый субъект материального правоотношения, взаимосвязанного со спорным административным правоотношением - предметом судебного разбирательства, который вступает в начавшийся между сторонами спорного правоотношения процесс с целью защиты своих субъективных прав и законных интересов в связи с тем, что на них может повлиять судебное решение по рассматриваемому административному спору.

В административном судопроизводстве заинтересованные лица обладают всеми процессуальными правами, необходимыми для защиты их прав и интересов, связанных с процессом по конкретному административному делу. Они могут активно влиять на динамику этого процесса, вправе высказывать и обосновывать свои суждения в ходе судебного заседания по всем вопросам, возникающим в ходе процесса, в том числе путем подачи жалоб. Участие заинтересованных лиц в административном деле способствует оперативному разрешению административно-правового спора между сторонами и вынесению справедливого и обоснованного решения.

 

11. 3. Прокурор как участник административного

судопроизводства

 

Прокурор - это обобщающее понятие, используемое процессуальным законодательством и включающее прокурора как руководителя органа прокуратуры соответствующего уровня, заместителей, помощников прокурора, действующих в пределах своих полномочий. В соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре (в ред. от 28. 11. 2015) полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством. В рамках правового регулирования, установленных КАС РФ, участие прокурора в административном судопроизводстве - это выполнение им самостоятельной функции защиты публичных интересов, а не осуществление надзора за исполнением законов. В КАС РФ отсутствует норма, прямо закрепляющая положение о том, что прокурор участвует в процессе в целях обеспечения законности, как это установлено, например, в ч. 5 ст. 52 АПК РФ.

В научной и учебной литературе вопрос о правовом положении прокурора - участника судопроизводства носит дискуссионный характер. Выделяется несколько подходов к решению этого вопроса. Один из них рассматривает прокурора в качестве полноправного истца - стороны по делу. Другой обосновывает правовой статус прокурора в судопроизводстве только как процессуального истца. Третий исходит из того, что обратившийся в суд прокурор не является стороной по делу, а всегда представляет в процессе государство, от имени которого осуществляет функции по надзору за соблюдением законности. Представители четвертого подхода участие прокурора в процессе трактуют как своего рода " юридический атавизм" < 1>. Они полагают, что использование, например, такой формы его участия, как дача заключений, может негативно отражаться на реализации таких принципов судопроизводства, как законность, состязательность, независимость суда. При этом сама концепция надзора за законностью решений суда оценивается как противоречащая Конституции РФ < 2>.

--------------------------------

< 1> Похмелкин В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. 2001. N 5. С. 6.

< 2> По мнению Европейского суда по правам человека, участие в судебном деле прокурора не обеспечивает равенства сторон в судебном разбирательстве. Мотивируя принятое решение по делу " Менчинская против России", ЕСПЧ указал, что в том случае, если в гражданском процессе имеет место спор между двумя сторонами, который и должен быть разрешен судом, нельзя с полной уверенностью судить о том, не является ли заключение по делу прокурора определяющим для суда при принятии решения (решение Европейского суда по правам человека от 15 января 2009 г. по делу " Менчинская против России". URL: http: //hr-lawyers. org). В этом отношении Суд ссылался на Резолюцию Парламентской ассамблеи N 1604 (2003) по вопросу о роли прокуратуры в демократическом обществе, почитающем верховенство права. Она предусматривает, что ни одна из ролей прокуроров не должна влечь за собой какого-либо конфликта интересов или выступать в качестве сдерживающего фактора для физических лиц, которые ищут государственной защиты своих прав (Рекомендация Постоянной комиссии Парламентской ассамблеи Совета Европы от 27 мая 2003 г. N 1604 (2003) " О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона". URL: http: //www. genproc. gov. ru).

 

Дискуссия по этому вопросу далека от завершения. Однако многие из выдвинутых в ходе ее позитивных положений нашли свое отражение в действующем процессуальном законодательстве, в том числе в КАС РФ.

В условиях построения правового государства общая функция прокуратуры по надзору за законностью применительно к сфере судопроизводства трансформируется в функцию защиты публичных интересов. Она осуществляет эту функцию в целях охраны интересов государства и общества, прав, свобод и законных интересов отдельных граждан или отдельных категорий граждан при рассмотрении судами подведомственных им дел. Надзор за законностью судебных действий и решений в судебном процессе - это сфера компетенции самой судебной власти в лице Верховного Суда РФ, который уполномочен на осуществление судебного контроля за деятельностью судов в предусмотренных законом процессуальных формах < 1>.

--------------------------------

< 1> Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ " О Верховном Суде Российской Федерации и Прокуратуре Российской Федерации".

 

Органы судебной власти при осуществлении ими правосудия не являются поднадзорными для прокуратуры органами, и ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре их к таковым не относит. КАС РФ не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению административного правосудия. Участие прокурора в рассмотрении судом конкретных дел имеет своей конечной целью обеспечение прав и законных интересов отдельных граждан, интересов общества и государства в целом.

При этом прокурор выступает в процессе не от имени и по поручению судебных или иных государственных органов, а как самостоятельное лицо, участвующее в деле и действующее строго в рамках процессуального закона. При осуществлении своих полномочий прокурор в административном судопроизводстве не может выходить за рамки прав и обязанностей, предоставленных КАС РФ участвующим в деле лицам. Защищая публичный интерес, он использует в процессе не какие-либо особые властные прокурорские прерогативы, а пользуется процессуальными правами и несет обязанности стороны < 1>. Он участвует в качестве равноправной стороны процесса в рассмотрении дел судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций с использованием соответствующих процессуальных прав и исполнением соответствующих обязанностей стороны.

--------------------------------

< 1> В учебной и научной литературе высказывалась точка зрения, что прокурор, участвующий в рассмотрении и разрешении дел судами, является представителем государства и обладает властными полномочиями в процессе. Такой подход не соответствует действующему законодательству и не отвечает принципу независимости судей: единственным властным субъектом в процессе является суд.

 

Действующее законодательство предусматривает два основания для участия прокурора в административном судопроизводстве:

а) обращение в суд по собственной инициативе для реализации предоставленного ему законом права на административный иск в защиту прав и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, интересов государства и муниципальных образований;

б) прямое указание закона об обязательном участии прокурора в рассмотрении административного дела. Выделение законодателем этого основания для участия прокурора обусловлено особой важностью разрешаемых судом спорных административных правоотношений и необходимостью обеспечить максимальные гарантии защиты прав и законных интересов граждан. Это основание обязывает прокурора вступить в уже начатое административное дело для дачи заключения по нему.

Кроме того, закон предусматривает также право прокурора обратиться в суд для подачи апелляционного, кассационного или надзорного представления с целью обжалования соответствующих судебных решений по административному делу, в разбирательстве которого в первой инстанции он был задействован.

Правом на подачу этих представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, который в соответствии со ст. 39 КАС РФ является лицом, участвующим в деле, независимо от того, явился ли он на заседание суда первой инстанции.

Задачи прокурора как субъекта, защищающего в административном судопроизводстве публичный интерес, проистекают из общих целей прокуратуры в целом и направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина. Решение этих задач в рамках предоставленных прокурору процессуальных прав и обязанностей стороны способствует правильному и своевременному разрешению административных дел и реализации задач административного судопроизводства (ст. 3 КАС РФ).

Прокурор участвует в административном судопроизводстве в трех формах:

1) путем обращения в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 39 КАС РФ;

2) путем вступления в процесс для дачи заключения в порядке ч. 7 ст. 49 КАС РФ и в случаях, установленных этим Кодексом. К таким случаям относятся, например, производства по делам:

- об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 213 КАС РФ);

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 243 КАС РФ);

- об административном надзоре (ст. 272 КАС РФ);

- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар (ст. 277 КАС РФ);

- о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС РФ);

3) путем подачи апелляционных представлений на решения судов первой инстанции (ст. 295 КАС РФ), кассационных представлений на вступившие в законную силу решения суда (ст. 318 КАС РФ) и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные акты, за исключением судебных актов Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор (ст. 332 КАС РФ).

Обращение прокурора в суд с административным иском в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 39 КАС РФ, - это важнейшая форма его участия в административном судопроизводстве. Она представляет собой способ реагирования прокурора на выявленные им в ходе общей надзорной деятельности правонарушения. Однако в процессе, возбужденном по этому иску, прокурор осуществляет не свои властные надзорные полномочия, а права и обязанности процессуального истца. Он вправе обратиться в суд с административным иском в трех основных случаях.

Во-первых, в случае выявления нарушений прав, свобод и законных интересов граждан, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений. Он может подать такой административный иск только в том случае, если сами граждане не имеют возможности обратиться в суд по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности или другим уважительным причинам. В число таких административных исков входит, например, иск об оспаривании незаконных правовых актов, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

КАС РФ не содержит каких-либо специальных норм, конкретизирующих подготовку прокурора к подаче этого иска. Исходя из толкования ранее действовавших в этой сфере норм ГПК РФ Генеральной прокуратурой РФ, этот порядок должен выглядеть следующим образом < 1>. Основанием для предъявления административного иска в суд является письменное обращение гражданина к прокурору о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. При невозможности оформления гражданином заявления его волеизъявление должно быть зафиксировано прокурором в письменной форме. В случае, когда по объективным причинам гражданин не может представить доказательства, подтверждающие нарушение его прав и законных интересов, прокурор принимает исчерпывающие меры к сбору необходимых доказательств.

--------------------------------

< 1> См.: Указание Генпрокуратуры РФ от 14 мая 2009 г. N 160/8 " Об организации работы по применению части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" // Законность. 2009. N 7; Приказ Генпрокуратуры РФ от 26 апреля 2012 г. N 181 " Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе" // Законность. 2012. N 6.

 

В необходимых случаях прокурор должен принять меры к собиранию и представлению в суд доказательств, подтверждающих невозможность предъявления административного иска соответствующим гражданином лично. Отсутствие в КАС РФ перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора от обязанности при подготовке искового заявления указать мотивы, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд (ч. 6 ст. 125 КАС РФ). Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

Административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным п. п. 1 - 5, 8, 9 ч. 2 и ч. 3 ст. 125 КАС РФ. Прокурор, обратившийся в суд с административным иском, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по оплате судебных расходов). Он также несет обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска (ч. 4 ст. 39 КАС РФ).

Рассматривая административное дело, возбужденное прокурором в защиту прав и законных интересов гражданина, суд может удовлетворить административный иск только в том случае, если именно этот гражданин является надлежащим административным истцом, т. е. именно ему принадлежат те права, которые, по мнению прокурора, нарушены в спорном материальном правоотношении и требуют судебной защиты. Прокурор - это процессуальный истец, не являющийся участником спорного материального правоотношения. Заинтересованность прокурора в деле носит особый характер, определяемый его должностным положением и полномочиями по защите публичных интересов. При участии в процессе главная задача прокурора - это защита общественного блага, публичных интересов, выраженных в законе. Он защищает права и законные интересы конкретного лица лишь постольку, поскольку в этом выражается публичный интерес, и в той мере, в какой дело имеет общественное значение.

В случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. При отказе этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Во-вторых, прокурор вправе обратиться с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений. В число таких исков входит, например, административный иск об оспаривании незаконных нормативных правовых актов, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ч. 4 ст. 218 КАС РФ).

Законодатель, наделяя прокурора правом обращения в суд с заявлением в защиту " неопределенного круга лиц", не дает легального определения этого понятия. В процессуальной теории и судебной практике под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела < 1>.

--------------------------------

< 1> См.: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2004 года (по гражданским делам) (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23 и 30 июня 2004 г. ).

 

Характерные особенности защиты прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц в административном судопроизводстве состоят в следующем:

- защищается публично-правовой интерес многочисленной группы лиц, персональный состав которой неизвестен;

- многочисленный, но количественно не установленный состав этого круга лиц не позволяет привлечь в процесс всех пострадавших от правового акта управления (решения, действия или бездействия) одного и того же ответчика;

- все эти лица объединены общностью предмета и основания требования;

- на ответной стороне выступает общий для всех ответчик - орган публичной власти или должностное лицо.

В судебной практике к числу прокурорских административных исков можно отнести иски прокурора, направленные на понуждение уполномоченных государственных органов обеспечить инвалидов техническими средствами реабилитации - пандусами и поручнями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры; иски в защиту интересов педагогических работников сельских образовательных учреждений; иски в интересах неопределенного круга лиц - членов семей ряда категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы; иски, направленные на понуждение уполномоченных органов ликвидировать несанкционированную свалку либо обеспечить освещение улиц, ремонт дорог, развитие теплоснабжения и др.

Для обращения в суд с заявлением в защиту нарушенных прав или законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных правоотношений, согласие истца (потенциальных неперсонифицированных истцов) или их представителей не требуется. Судопроизводство по этим административным делам имеет определенные отличия от производства по иску о защите прав и законных интересов граждан. В частности, это проявляется в том, что в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу (ч. 5 ст. 39 КАС РФ).

В-третьих, прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В этом случае речь может идти, например, об обращениях прокурора в суд в связи с нарушением интересов государства и муниципальных образований при заключении административно-правовых договоров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...