Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 18 страница




Перечень субъектов, в интересах которых прокурор вправе обратиться в суд, указанный в ч. 1 ст. 39 КАС РФ, является исчерпывающим. Это означает, что прокурор не может подать административный иск в защиту интересов коммерческих или некоммерческих организаций - хозяйственных обществ, политических партий, общественных объединений и т. д.

Категории административных дел, которые рассматривают суды общей юрисдикции в рамках этой формы участия прокурора в административном судопроизводстве, различны и отличаются различной подсудностью. В зависимости от суда, в котором подлежит рассмотрению соответствующее дело с участием прокурора, законом устанавливается следующий порядок (ч. 2 ст. 39):

- Генеральный прокурор РФ и его заместитель вправе обратиться в Верховный Суд РФ или соответствующий суд среднего звена, в военный суд, районный суд;

- прокурор субъекта РФ, заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры и их заместители - в суд среднего звена, в окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд;

- прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры - в гарнизонный военный суд, районный суд.

Вступление прокурора в начавшийся процесс для дачи заключения по существу спора является второй формой участия прокурора в суде первой инстанции. Основанием такого участия прокурора является прямое указание закона. Он устанавливает, что прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу только в случаях, предусмотренных КАС РФ. Прокурор не вправе давать заключение по административному делу, если такое дело возбуждено на основании его административного иска (ч. 7 ст. 39 КАС РФ).

При возникновении в суде административного дела, предполагающего обязательное участие прокурора, судья должен известить об этом соответствующего прокурора. При назначении дела к судебному разбирательству он обязан направить прокурору извещение о месте и времени рассмотрения дела. Неявка в судебное заседание прокурора, который участвует в судебном разбирательстве в целях дачи заключения по административному делу, не является препятствием к его рассмотрению, если явка прокурора не была признана судом обязательной. Эти общие правила установлены ч. 5 ст. 213, ч. 3 ст. 243, ч. 3 ст. 268, ч. 4 ст. 272 КАС РФ и другими статьями этого Кодекса, предусматривающими обязательное участие прокурора.

Участие прокурора в этих административных делах предполагает дачу им заключения прокурора, под которым понимается изложенное в письменной форме мнение прокурора по поводу разрешения административно-правового спора между сторонами. Заключение должно содержать оценку исследованных в суде доказательств, указание на установленные с их помощью существенные фактические обстоятельства. В заключении прокурор должен дать юридическую квалификацию возникших между сторонами спорных материальных правоотношений. Заключение прокурора завершается его выводами, касающимися возможного, с точки зрения прокурора, способа разрешения спорной ситуации. Цель заключения прокурора - содействие и помощь суду в вынесении законного и обоснованного решения.

Заключение прокурора по делу завершает рассмотрение дела по существу (ст. 170 КАС РФ). Прокурор выступает перед прениями сторон. КАС РФ (ст. 171) не предусматривает выступление прокурора для дачи заключения в прениях.

Особой формой участия прокурора в административном судопроизводстве является подача апелляционных, кассационных и надзорных представлений, которые являются средством (актом) реагирования прокурора на предположительно незаконные решения суда. Представления должны быть облечены в письменную форму и содержать необходимые реквизиты.

Апелляционным представлением оспариваются выводы суда по существу дела в целом, т. е. нарушение судом норм материального и (или) процессуального права. Требования к апелляционному представлению изложены в ст. 299 КАС РФ. Кассационное представление - это акт реагирования прокурора, посредством которого он оспаривает вступившие в законную силу решения и определения всех судов Российской Федерации, принятые в первой инстанции. Требования к содержанию кассационного представления установлены ст. 320 КАС РФ. Надзорное представление - это акт реагирования прокурора, посредством которого прокурор оспаривает решения судов в Российской Федерации, в суде надзорной инстанции. Право на обращение в Президиум Верховного Суда РФ как суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре судебных актов, указанных в ч. 2 ст. 332 КАС РФ, если в рассмотрении административного дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор РФ и его заместители.

 

11. 4. Субъекты, защищающие в административном

судопроизводстве права и законные интересы других лиц или

неопределенного круга лиц

 

Среди лиц, участвующих в административном деле и пользующихся процессуальными правами стороны, в КАС РФ (ст. 40) выделяется неоднородная по своему составу группа субъектов, которые защищают от своего имени права и законные интересы других лиц и публичные интересы. В рамках этой группы законодатель выделяет три вида субъектов:

- государственные органы и должностные лица, которые в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами, наделены правом обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов;

- органы, организации и граждане, которые в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами, вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц;

- общественные объединения, которые в случаях, предусмотренных федеральными законами, могут обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этих объединений.

Органы государственной власти и должностные лица участвуют в административном судопроизводстве в качестве двух процессуальных фигур: а) в роли стороны и б) в роли процессуальной стороны, т. е. участвующего в деле лица, которое пользуется правами и несет обязанности стороны.

В роли стороны государственный орган и должностное лицо выступают как субъекты, характеризующиеся личной юридической заинтересованностью (как материальной, так и процессуальной) в разрешении дела. Они являются участниками спорного материально-правового отношения и отстаивают в административно-правовом споре собственный материально-правовой интерес, вступая в процесс от своего имени. В судебном административном процессе они могут являться:

- административными ответчиками, которые защищаются от материально-правовых требований, предъявленных им частными лицами (например, по делам, предусмотренным ч. 2 ст. 1 КАС РФ); либо

- административными истцами, предъявляющими свои материально-правовые требования к частным лицам (например, по делам, указанным в ч. 3 ст. 1 КАС РФ).

В обоих случаях присутствуют противоположные материально-правовые интересы сторон, характеризующие сущность любого правового спора. Органы государственной власти и должностные лица как исполнители государственной воли, выраженной в законах, являются носителями публичного интереса, который конкретизируется в их нормативно фиксируемых функциях, задачах и полномочиях. Материально-правовые интересы этих субъектов формируются компетенцией, отражающей их правовую сущность (Р. Е. Гукасян) < 1>.

--------------------------------

< 1> Пример четкого и однозначного решения этого вопроса на законодательном уровне дает Общий акт административного права Голландии 1998 г. В ст. 1. 2 этого Закона прямо устанавливается, что в административном деле заинтересованной стороной является лицо, чьи интересы непосредственно затронуты административным распоряжением, а что касается административных властей, то " возложенные на них функции считаются их интересами".

 

Современная процессуальная теория исходит из того, что материально-правовой интерес государственного органа как носителя публичного интереса в административном споре состоит в полноценной, беспрепятственной реализации императивно-определенных для него законом функций и полномочий. В этом случае процессуальная заинтересованность государственного органа обусловлена тем, что признание правомерности его действий при использовании предоставленных ему полномочий ставится в зависимость от разрешения административного спора. В таких делах государственные органы и частные лица занимают положение административных истцов и административных ответчиков как субъекты спорных материальных правоотношений, защищающие в процессе от своего имени собственные юридические (материальные и процессуальные) интересы.

Вместе с тем в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 40 КАС РФ допускается участие государственных органов и должностных лиц в процессе с целью защиты от своего имени не собственных интересов, а чужих интересов - интересов других лиц, а также неопределенного круга лиц. Основанием для такого участия государственных органов (и должностных лиц) в административном судопроизводстве является их процессуальная заинтересованность. Она обусловлена функциями этих органов (и должностных лиц), возложенными на них в силу закона, которые обязывают прибегать в установленных законом случаях к судебной защите интересов граждан по делам, входящим в сферу их ведения.

Защиту прав других лиц в административном судопроизводстве государственные органы и должностные лица могут осуществлять только в форме обращения в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов других лиц либо неопределенного круга лиц (ст. 40 КАС РФ). В отличие от прокурора государственные органы, указанные в этой статье, не имеют права вступать в процесс для дачи заключения.

Применительно к государственным органам и должностным лицам законодатель в КАС РФ (ч. ч. 1, 2 ст. 40) специально выделяет три вида исковых требований, с которыми они могут обратиться в суд: а) в защиту неопределенного круга лиц; б) в защиту публичных интересов; в) в защиту других лиц. Однако из буквального прочтения ч. 6 ст. 40 следует, что закон предоставляет право обращения в защиту интересов неопределенного круга лиц не только государственным органам и должностным лицам, но и другим субъектам - организациям и гражданам.

Обращение органов, организаций и граждан с административным иском по всем этим категориям дел возможно только при наличии определенного условия, которое выражается в том, что право на административный иск в защиту чужих интересов должно быть прямо установлено федеральным законом.

Так, Уполномоченному по правам человека в РФ такое право выступить в защиту интересов неопределенного круга граждан и других лиц предоставлено на основании ст. 21 ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ " Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 40 КАС РФ.

Согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ " Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в Российской Федерации, вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные действия должностных лиц органов государственной власти и организаций, ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" (в ред. от 31. 01. 2016) не предусматривает права некоммерческих организаций обращаться в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга лиц или других лиц. Исходя из этого суд отказывает этим организациям в принятии иска в защиту интересов неопределенного круга лиц < 1>. Закон об общественных объединениях предоставляет общественным организациям право защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (ст. 27).

--------------------------------

< 1> См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 26 января 2006 г. N КАС05-640 по иску некоммерческой организации " Союз предприятий зообизнеса".

 

На этом основании в ряде случаев судом было отказано в принятии от общественных организаций заявлений в защиту неопределенного круга лиц. Такой отказ имел место, в частности, при подаче профсоюзом от своего имени заявления о признании нормативного акта не соответствующим закону в защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку ему не предоставлено такое право соответствующими законодательными актами, регулирующими деятельность профессиональных союзов < 1>.

--------------------------------

< 1> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2002 года // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. N 3.

 

Этот вопрос был предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ < 1>. В его решениях было прямо указано на то, что общественные организации на основании ст. 27 Закона об общественных объединениях вправе обратиться в защиту неопределенного круга лиц в государственные органы, в том числе с заявлением в суд о признании недействующим нормативного правового акта для осуществления уставных целей, определенных в соответствии с федеральным законодательством. Исходя из такого толкования ст. 27 Закона об общественных объединениях общественные организации вправе обращаться в судебные органы с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в том числе для обжалования содержания нормативных правовых актов.

--------------------------------

< 1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 21 июня 2011 г. N 816-О-О " Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Регионального общественного фонда по Республике Татарстан " ВЕЛЕС" на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 46 ГПК РФ и статьей 27 Федерального закона " Об общественных объединениях". См. также: Определение Конституционного Суда РФ от 11 октября 2002 г. N 265-О.

 

Кроме того, в КАС РФ (ч. 3 ст. 40) предусматривается, что общественное объединение может обратиться в суд в защиту общих прав, свобод и законных интересов всех членов этого общественного объединения в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Такие случаи предусматриваются в ряде законодательных актов. Так, ФЗ от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ " О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" устанавливает, что профсоюзы могут от своего имени предъявлять иски в защиту интересов членов профсоюза (ст. ст. 19, 23). Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 " О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (в ред. от 30. 12. 2015) (ст. 12) предоставляет право этим организациям на защиту интересов своих членов в государственных органах. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ " О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (ст. 24) устанавливает, что объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении контроля прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами этих объединений и саморегулируемых организаций.

Таким образом, все субъекты, указанные в ст. 40 КАС РФ, вправе обратиться в суд в защиту чужих интересов двух основных видов: а) в защиту интересов неопределенного круга лиц; б) в защиту интересов других лиц. Общественные организации и государственные органы могут также выступить в защиту еще двух видов интересов: общественная организация - в защиту интересов всех своих членов; государственные органы и должностные лица - в защиту публичных интересов (ч. 1 ст. 40 КАС РФ).

Понятие публичного интереса законодателем не определяется. В доктринальном плане в его содержание в первую очередь включаются интересы государства или муниципального образования. Кроме того, исходя из особенностей изложения текста в ч. 1 ст. 40 КАС РФ защита публичного интереса может быть интерпретирована как защита интересов большого (неопределенного) круга лиц. Это возможно в силу того, что субъектов нарушенного однородного права настолько неопределенно много, что ситуация их защиты приобретает публичное значение.

Обратившиеся в суд в защиту чужих интересов органы, организации и граждане пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по оплате судебных расходов). Кроме того, они несут обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного в интересах гражданина административного иска. В качестве процессуального административного истца они обладают специальными правами стороны: изменить предмет и основание иска, отказаться от административного иска полностью или частично.

Законодатель устанавливает в КАС РФ две процедуры принятия судом отказа этих процессуальных истцов от административного иска: а) процедура по делам в защиту интересов других лиц (ч. 7 ст. 40) и б) процедура по делам в защиту неопределенного круга лиц (ч. 6 ст. 40).

В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов другого лица, суд оставляет иск без рассмотрения, если гражданин, обладающий административно-процессуальной дееспособностью, в интересах которого был подан этот иск, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административно-процессуальной дееспособностью, не заявит о том, что он поддерживает административный иск. При их отказе поддержать административный иск суд принимает отказ органов, организаций и граждан, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу.

Иной порядок предусмотрен по делам в защиту интересов неопределенного круга лиц. В случае отказа органов, организаций и граждан от административного иска, поданного в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. Если отказ от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает отказ и прекращает производство по административному делу.

Такое различие в процедурах принятия отказа от административного иска обусловлено тем, что иски в защиту интересов неопределенного круга лиц имеют публичное значение и по своему субъектному составу отличаются от исков, направленных на защиту прав конкретного субъекта. Административные иски в защиту интересов неопределенного круга лиц опосредуют публичный интерес в реализации определенной государственной политики, направленной прежде всего на защиту здоровья и благосостояния населения, законности и стабильности правопорядка. В силу этого при рассмотрении административного дела суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в исковом заявлении, и выясняет в полном объеме обстоятельства, касающиеся нарушения прав неопределенного круга лиц, в интересах которых подано исковое заявление, и отвечают ли оспариваемые правовые акты управления требованиям законности.

Судебное решение по таким делам не имеет непосредственно правопорождающего значения для конкретных субъектов, входящих в этот неопределенный круг лиц. Оно создает лишь преюдиции для возможного предъявления ими последующих требований о возмещении причиненного им ущерба. Конкретный истец в индивидуальном иске уже не должен заново доказывать противоправность правовых актов управления, признанных незаконными в отношении неопределенного круга лиц. Преюдициальное решение является обязательным для суда, рассматривающего конкретные иски о возмещении ущерба. Кроме того, исками в защиту интересов неопределенного круга лиц предотвращается вынесение противоречивых решений по связанным между собою делам и достигается оперативность их рассмотрения.

Таким образом, характер защищаемого " чужого" интереса диктует особое положение органов, организаций и граждан, защищающих его в судебном процессе. Оно обладает рядом общих признаков:

1) все эти субъекты являются лицами, участвующими в деле, так как они имеют в нем определенный интерес;

2) они участвуют в деле в чужих интересах, поэтому в отечественной процессуальной теории обозначаются общим термином " правозаступники";

3) участвуют в процессе от своего имени, но в защиту чужих интересов, что отличает их от представителей, выступающих не от своего имени, а от имени и в интересах представляемого лица, например, административного истца или административного ответчика;

4) имеют только процессуальный интерес в исходе дела: они не являются субъектами спорного материального правоотношения, поэтому решение суда не влияет на их субъективные материальные права и обязанности и они не получают какой-либо выгоды от процесса. Их участие преследует общественные и государственные цели;

5) в судебном процессе они пользуются правами и несут обязанности стороны, за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по оплате судебных расходов;

6) наряду с ними к делу привлекается административный истец, чьи материальные права и законные интересы, нарушенные или оспоренные в материальном административном правоотношении, должен защитить суд.

 

Глава 12. СУДЕБНЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ

 

12. 1. Понятие и процессуальное положение представителя

 

В судебном административном процессе наряду с лицами, участвующими в деле, могут участвовать их представители, лица, содействующие осуществлению правосудия, в том числе эксперт, специалист, свидетель, переводчик, секретарь судебного заседания. В ст. 48 КАС РФ законодатель обозначает их как " иные участники судебного процесса". Особое место среди них занимает судебный представитель.

Вопрос о процессуальном положении представителя в отечественной теории процесса является дискуссионным. Одни ученые полагают, что представитель не является лицом, участвующим в деле, другие считают, что его следует относить к числу лиц, участвующих в деле.

Представитель - самостоятельный участник административного судопроизводства. Особенность его процессуального положения состоит в том, что он одновременно выступает и как лицо, реализующее данные ему полномочия, и как носитель самостоятельных процессуальных прав и обязанностей. В качестве субъекта процессуальных отношений он имеет процессуальный интерес в деле и своими действиями оказывает влияние на развитие процесса. Именно поэтому он не относится российским законодателем ни к лицам, участвующим в административном деле, ни к лицам, содействующим осуществлению правосудия. Эта особенность правового положения представителя предопределила появление в КАС РФ категории " иные участники судебного процесса". Характерно, что КАС Украины 2005 г. по-иному завершает дискуссию о месте представителя в судебном процессе, которая началась в процессуальной науке еще в советский период. Он включает представителя в число лиц, участвующих в деле (ст. 47).

Представитель - это лицо, выполняющее в суде на основе и в объеме предоставленных ему полномочий процессуальные действия от имени и в интересах другого лица. В отличие от органов, организаций и граждан, действующих в интересах другого лица от своего имени (ст. 40 КАС РФ), представитель действует от имени другого лица и в его интересах. Если административное исковое заявление оформляет представитель, то в качестве административного истца указывается представляемый.

Судебное представительство характеризуется двумя видами правоотношений: а) внешними правоотношениями представителя с судом и б) внутренними правоотношениями представителя с представляемым, которые регламентируются нормами материального права. Внешние правоотношения регулируются нормами судебного административно-процессуального права. Процессуальные правоотношения у представителя возможны только с судом. В этих правоотношениях представитель действует в интересах и от имени представляемого, порождая для него правовые последствия.

Необходимость ведения административных дел в суде через представителя вызвана целым рядом причин и среди них:

- потребность граждан в квалифицированной юридической помощи из-за отсутствия у них специальных правовых знаний, необходимых для защиты своих субъективных публичных прав и законных интересов в суде;

- невозможность личного участия в рассмотрении административного дела, вызывающая потребность поручать ведение дела другим лицам, которые бы замещали участника процесса (например, болезнь, отпуск, занятость на работе, иные причины личного характера);

- невозможность иной формы участия в административном судопроизводстве (для недееспособных граждан, организаций, органов публичной власти).

Граждане, обладающие административной процессуальной дееспособностью, могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей. Личное участие гражданина в административном деле не лишает его права иметь по этому делу представителя. Кроме того, КАС РФ предусматривает случаи обязательного ведения административных дел с участием представителя: во-первых, для граждан, не имеющих высшего юридического образования; во-вторых, по наиболее сложным и значимым административным делам в целях обеспечения наиболее полной защиты граждан и оптимальной реализации их процессуальных прав.

Законодатель устанавливает определенные требования к лицам, которые вправе быть процессуальными представителями (ст. 55 КАС РФ). Представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Требование к представителю о наличии высшего юридического образования сформулировано в процессуальном законодательстве России впервые. Оно имеет своей целью обеспечение квалифицированной защиты интересов граждан и организаций при рассмотрении административного дела. Судебная практика свидетельствует о том, что сторона, которая пользуется услугами юристов в административном судопроизводстве, имеет значительно больше шансов на положительный для нее исход судебного процесса.

Исходя из этого представителями в суде могут быть: а) профессиональные адвокаты; б) юридические фирмы и организации, специально созданные для оказания правовых услуг; в) частнопрактикующие юристы, не имеющие адвокатского статуса.

Представителями в суде не могут быть судьи, следователи, прокуроры, иные лица, участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом. Исключение составляют случаи их участия в судебном процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей (ч. 2 ст. 55 КАС РФ). Лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу, не могут быть представителями лиц, участвующих в этом деле. Представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Представитель может участвовать в судебном процессе по всем категориям административных дел и во всех стадиях административного судопроизводства.

Лицо, поручающее представителю ведение дела, называется доверителем или представляемым. Им может быть любой гражданин, в том числе несовершеннолетние и недееспособные граждане, любые организации, государственные и муниципальные органы. Представитель в административном судопроизводстве осуществляет права и обязанности представляемого и вправе совершать от его имени все процессуальные действия.

 

12. 2. Виды представительства в административном

судопроизводстве

 

В зависимости от характера отношений представителя и представляемого в процессуальной науке выделяются два основных вида представительства: добровольное и обязательное.

Добровольное представительство предполагает свободное волеизъявление представляемого при выборе представителя. В качестве такого представителя представляемый может выбрать любое лицо, обладающее полной дееспособностью, не состоящее под опекой или попечительством и имеющее высшее юридическое образование. Основной формой добровольного представительства является договорное представительство. Под договорным понимается такое представительство, которое основано на соглашении между лицом, представляемым в процессе, и лицом, осуществляющим его представительство. Отношения между представителем и представляемым вытекают из договора поручения (ст. ст. 971 - 979 ГК РФ), в определенных случаях из агентского договора (ст. ст. 1005 - 1011 ГК РФ) либо трудового договора.

Договорное представительство в административном судопроизводстве осуществляют в основном два вида представителей по договору: а) лица, действующие на основе трудового договора, и б) адвокаты.

Представителями по трудовому договору являются юрисконсульты и другие работники организации, предприятия, учреждения, где они работают. Юрисконсульты не обязаны быть членами коллегий адвокатов. Они представляют в судах интересы тех организаций, где работают. Представителем организации, предприятия, учреждения в суде может быть любой их работник с надлежаще оформленными полномочиями на ведение дела и при наличии у них высшего юридического образования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...