Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 19 страница




Адвокат выступает в качестве представителя только на основании договора поручения. Существенными условиями такого соглашения являются следующие: 1) указание на адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве поверенного, на его принадлежность к адвокатскому образованию и к адвокатской палате; 2) предмет поручения; 3) условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь; 4) порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения; 5) размер и характер ответственности адвоката, принявшего исполнение поручения. Иные виды правовой помощи он оказывает на основании договора возмездного оказания услуг.

Адвокаты, как устанавливает ст. 26 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ " Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (в ред. от 13. 07. 2015) (далее - Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации), оказывают юридическую помощь гражданам бесплатно в случаях, предусмотренных ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ " О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (в ред. от 28. 11. 2015). В этом Законе предусмотрено (ч. 3 ст. 3), что федеральными законами могут быть определены случаи и порядок оказания бесплатной юридической помощи в административном судопроизводстве. Кроме того, в тексте самого этого Закона установлено, что адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, если они являются:

- гражданами, пострадавшими от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией;

- гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

В отечественном законодательстве не закреплена адвокатская монополия на ведение дел в суде. В силу этого договорное представительство в суде могут осуществлять также юристы неадвокатских юридических фирм и другие граждане при наличии у них высшего юридического образования. Однако наиболее часто в качестве судебных представителей выступают именно адвокаты. Это объясняется особым положением адвокатуры и высоким профессиональным уровнем адвокатов, которым для получения адвокатского статуса необходимы стаж работы по специальности и сдача квалификационного экзамена.

Одной из форм добровольного представительства является договорное представительство объединений и ассоциаций, не имеющих статуса юридического лица. Так, согласно ч. 7 ст. 54 КАС РФ от имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, право выступать в суде имеет:

- уполномоченный на это участник такого объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование; или

- представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде.

Для представления интересов этих объединений и организаций и их участников необходимо заключение с ними договора поручения.

Обязательное представительство не предусматривает необходимости согласия представляемого лица. Оно возникает в силу прямого указания закона или иного нормативного акта и подразделяется на законное, уставное и представительство по назначению.

Законное представительство основано на прямом указании закона и возникает при наличии определенного фактического состава.

Во-первых, законное представительство возникает в отношении граждан, которые не достигли возраста 18 лет, а также граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве (недееспособные и ограниченные в дееспособности граждане). КАС РФ (ч. 2 ст. 54) устанавливает, что права и законные интересы этих лиц защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.

Законное представительство возникает на основании: а) родительских отношений, б) административного акта при назначении опеки или попечительства и в) судебного решения при усыновлении.

Право осуществлять представительство от имени и в интересах ребенка по общему правилу имеют в равной степени оба родителя - отец и мать. Это может быть в том случае, если ребенок родился в зарегистрированном браке или при его отсутствии отцовство установлено добровольно или по судебному решению (ст. ст. 48, 49 СК РФ). Если отсутствует зарегистрированный брак и отцовство не установлено, то законным представителем ребенка будет только мать. При усыновлении ребенка двумя лицами оба усыновителя являются законными представителями ребенка. В защиту прав и интересов своих детей родители в качестве их законных представителей выступают в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (ст. 64 СК РФ).

Законное представительство опекунов и попечителей возникает на основании административного акта назначения опекуном или попечителем. Опека устанавливается над малолетними и над совершеннолетними, которые лишены в установленном законом порядке дееспособности по причине их душевной болезни или слабоумия. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и обязанности либо ограничены в установленном законом порядке в дееспособности по причине злоупотребления алкоголем или наркотиками (ст. ст. 32, 33 ГК РФ). Опекуны и попечители выступают в защиту интересов подопечных в любых государственных органах, в том числе и судебных, без особых полномочий (ст. 31 ГК РФ).

Полномочия опекунов и попечителей вправе осуществлять не только совершеннолетние дееспособные граждане, но и соответствующие органы, если это прямо указано в законе. Так, до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в соответствующее учреждение выполнение обязанностей опекуна (попечителя) возлагается на органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК РФ).

Во-вторых, законное представительство возникает в отношении ликвидируемых организаций, от имени которых в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии (ст. 54 КАС РФ).

Законные представители вправе поручить ведение административного дела в суде другому лицу, которое они избрали в качестве представителя. В случае если КАС РФ предусмотрено обязательное участие такого представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя (ч. ч. 2, 3 ст. 54 КАС РФ).

Представительство на основании устава, положения и других специальных основаниях (специальных законах и иных нормативно-правовых актах). Это представительство условно может быть подразделено на два вида: а) представительство организаций различной правовой природы (коммерческих и некоммерческих) и б) представительство публично-правовых образований и органов публичной власти.

Представительство от имени организации по ее административным делам в суде могут осуществлять:

- единоличный орган управления этой организацией; или

- уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или учредительными документами организации; либо

- представители организации (ч. 5 ст. 54 КАС РФ).

Представительство публично-правовых образований и органов публичной власти в действующем законодательстве структурируется следующим образом:

1) от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований вправе выступать в суде соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими правовой статус этих органов (ст. 125 ГК РФ). В случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане;

2) от имени органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления имеют право выступать в суде руководители либо представители этих органов (ч. 8 ст. 54 КАС РФ);

3) по требованиям, предъявленным к Правительству РФ, а также при обращении Правительства РФ в суд с административным исковым заявлением представление его интересов в судах осуществляют лица, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 9 ст. 54 КАС РФ). Этот порядок определяется в разд. VIII " Порядок взаимоотношений Правительства с органами судебной власти" Регламента Правительства РФ < 1>.

--------------------------------

< 1> Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 " О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (в ред. от 05. 02. 2016).

 

Представительство по назначению (официальное представительство) осуществляется на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ. Оно возникает в случае отсутствия представителя:

- у административного ответчика, место жительства которого неизвестно;

- у административного ответчика, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в недобровольном порядке, или о психиатрическом освидетельствовании в недобровольном порядке; а также

- в других предусмотренных федеральным законом случаях.

Такой представитель назначается судом. В качестве представителя по назначению может выступать только адвокат.

 

12. 3. Полномочия судебного представителя

 

Конкретный объем полномочий представителя определяется в зависимости от двух обстоятельств: а) исходя из процессуального положения представляемого, т. е. в зависимости от объема его полномочий как стороны или заинтересованного лица; б) от объема полномочий, которыми представляемый наделил представителя.

В процессуальной науке полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные.

Общие полномочия - это совокупность таких прав на процессуальные действия, которыми обладает любой представитель, выступая от имени представляемого, независимо от того, оговорены они в доверенности или нет.

Представитель прямо не отнесен законодателем к лицам, участвующим в деле. Однако на законодательном уровне установлено общее правило, согласно которому представитель имеет право совершать от имени представляемого им лица все процессуальные действия, а при обязательном ведении административного дела в суде с участием представителя - совершать вместо представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в ч. 1 ст. 56 КАС РФ. Это означает, что представитель имеет такие же общие права, как и лица, участвующие в деле, за исключением права совершать действия, которые связаны с получением объяснений и пояснений у самого представляемого лица и привлечением его к участию в осуществлении иных процессуальных прав, если суд признает это необходимым.

Итак, выступая в процессе от имени лица, участвующего в деле, представители по общему правилу имеют объем полномочий представляемого. В число общих полномочий представителя входят, например, право знакомиться с материалами административного дела, право снимать копии с материалов дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств и иные права, связанные с возможностью участия в судебном процессе.

Судебный представитель по общему правилу не имеет права совершать процессуальные действия, влияющие на динамику судопроизводства, если эти права не были специально оговорены представляемым в доверенности. В теории процесса эти права называются специальными полномочиями представителя.

Специальные полномочия - это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности. Это полномочия на совершение от имени представляемого лица процессуальных действий распорядительного характера. Перечень этих полномочий является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Этот перечень установлен в ч. 2 ст. 56 КАС РФ и включает права, которые уполномочивают представителя:

- на подписание административного искового заявления и возражений на административное исковое заявление, подачу их в суд;

- заявление о применении мер предварительной защиты по административному иску;

- подачу встречного административного искового заявления;

- заключение соглашения о примирении сторон или соглашения сторон по фактическим обстоятельствам административного дела;

- полный либо частичный отказ от административного иска или на признание административного иска;

- изменение предмета или основания административного иска;

- передачу полномочий представителя другому лицу (передоверие);

- подписание заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

- обжалование судебного акта;

- предъявление исполнительного документа ко взысканию;

- получение присужденных денежных средств или иного имущества.

В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя на осуществление основных процессуальных действий, а также право на их осуществление самостоятельно или с согласия представляемого лица (ч. 2 ст. 56 КАС РФ). Существует презумпция, что представитель обладает специальными полномочиями, только если они поименованы в доверенности путем их прямого перечисления. Таким образом, каждое специальное полномочие требует оговорки в доверенности. Отсутствие такой оговорки означает, что представитель не наделен доверителем данным полномочием. В частности, в законе содержится прямое требование, чтобы в доверенности, выданной Центральной избирательной комиссией РФ, право представителя на дачу заключения по административному делу было специально оговорено (ч. 3 ст. 56 КАС РФ).

 

12. 4. Оформление, подтверждение и проверка полномочий

представителя

 

Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства. Исходя из способа оформления и подтверждения полномочий можно выделить две группы представителей: а) представители, подтверждающие свои родственные связи, профессиональный или служебный статус соответствующими официальными документами (ч. ч. 2 - 4 ст. 57 КАС РФ), и б) представители, полномочия которых на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности (ч. ч. 5 - 8 ст. 57 КАС РФ).

В первую группу входят:

- законные представители, которые предъявляют суду документы, удостоверяющие их статус и полномочия. Родители представляют свидетельство о рождении детей и паспорт, а усыновители - также решение об усыновлении. Опекуны представляют опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым ими лицом;

- руководители органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, которые подтверждают свои полномочия представляемыми суду документами, удостоверяющими их служебное положение;

- адвокаты, которые удостоверяют свои полномочия ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием (ст. 6 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации). Ордер по своей юридической природе - это не доверенность, а поручение руководителя адвокатского образования вести определенное судебное дело. Ордер дает адвокату право осуществлять только общие полномочия. Для осуществления специальных полномочий адвокат должен иметь доверенность от представляемых лиц;

- руководители организаций, которые выступают в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия: зарегистрированный в установленном законом порядке устав, протокол об избрании или приказ о назначении на должность.

Полномочия представителя также могут быть выражены в заявлении представляемого лица, сделанном в судебном заседании в устной форме (на это указывается в протоколе судебного заседания) или в заявлении, представленном в суд в письменной форме. Таким же образом могут быть оформлены полномочия лица (не являющегося адвокатом), о допуске которого к представительству по конкретному делу заявило лицо, участвующее в деле (ч. 5 ст. 57 КАС РФ).

Во вторую группу входят представители, полномочия которых удостоверяются доверенностью, выдаваемой по общим правилам, установленным действующим законодательством (гл. 10 ГК РФ) < 1>:

--------------------------------

< 1> Доверенность может быть оформлена как общая либо специальная. Общая доверенность дает право представлять доверителя по неограниченному числу дел, а специальная - по конкретному делу либо на совершение конкретного процессуального действия по нему. Срок действия доверенности не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, является ничтожной (ст. 186 ГК РФ).

 

- доверенность от имени организации, например юрисконсульту, должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. Полномочия юрисконсульта, как правило, удостоверяются общей или разовой доверенностью. Полномочия на совершение действий распорядительного характера требуют в ней специальной оговорки;

- доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена в соответствии с ч. 7 ст. 57 КАС РФ;

- доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела (ч. 8 ст. 57 КАС РФ), удостоверяются нотариально или должностным лицом организации, в которой доверитель учится, работает или проходит службу. Кроме того, они могут быть удостоверены:

1) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом;

2) управляющей организацией по месту жительства доверителя;

3) администрацией учреждения социальной защиты населения, в котором находится доверитель, и стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на лечении;

- доверенности, выданные военнослужащими, работниками воинских частей, соединений, учреждений, военно-учебных заведений или членами их семей, удостоверяются командиром (начальником) соответствующей части, соединения, учреждения, военно-учебного заведения;

- доверенности лиц, находящихся в местах содержания под стражей или в местах лишения свободы, удостоверяются начальником соответствующего учреждения.

Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей (ст. 58 КАС РФ). Он решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.

В случае признания судом полномочий представителя и допуска его к участию в судебном заседании документы, подтверждающие эти полномочия (или их копии), при необходимости приобщаются к материалам административного дела либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.

К материалам административного дела могут приобщаться копии доверенности представителя, диплома об образовании, свидетельства о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, учредительные документы юридического лица.

Проверив полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле в следующих случаях:

- если лицо, участвующее в деле, или его представитель не представили необходимых документов в подтверждение своих полномочий;

- представлены документы, не соответствующие требованиям, установленным КАС РФ и другими федеральными законами;

- нарушены правила о представительстве, установленные в ст. ст. 54, 55 КАС РФ.

Об отказе в признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей указывается в протоколе судебного заседания. Суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя:

- если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя; либо

- законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом.

 

Глава 13. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ В АДМИНИСТРАТИВНОМ

СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

13. 1. Понятие, признаки и значение процессуальных сроков

 

Административное судопроизводство представляет собой протяженный во времени процесс, эффективное осуществление которого возможно только при условии разумного ограничения временных параметров деятельности суда и других участников судебного процесса. Формой (способом) упорядочения правовых отношений, возникающих в ходе судопроизводства и реализующихся во времени, выступают процессуальные сроки. С их помощью ограничивается продолжительность процесса и его отдельных стадий во времени, определяются порядок и временные рамки перехода административного дела из одной стадии в другую и количество времени, необходимое и достаточное для совершения конкретных процессуальных действий.

Установление процессуальных сроков, определяющих временные рамки совершения процессуальных действий, и соблюдение их всеми участниками процесса упорядочивает процессуальную деятельность и обеспечивает ее определенность, структурированность во времени и необходимый динамизм. Это гарантирует решение задач административного судопроизводства, среди которых одной из важнейших является задача правильного и своевременного рассмотрения и разрешения административных дел (ст. 3 КАС РФ).

При помощи процессуальных сроков законодатель нормирует движение судебного процесса во времени. Фиксация в нормах права временных границ совершения тех или иных процессуальных действий является неотъемлемым свойством, атрибутом процессуального порядка административного судопроизводства. Совокупность сроков различных процессуальных действий устанавливает временные границы всего производства по конкретному административному делу в целом.

Всякий срок характеризуется сочетанием объективного и субъективного аспектов < 1>. Объективный аспект отражает его связь с объективно текущим временем, а субъективный - с возможностью законодателя определять своей волей начальный и (или) конечный момент срока с помощью определенных юридических конструкций и устанавливать соответствующие эталоны для измерения временных отрезков, правила восстановления пропущенных сроков, их продления и т. д. В числе наиболее значимых признаков процессуального срока следующие:

--------------------------------

< 1> См.: Исаева Е. В. Процессуальные сроки в гражданском и арбитражном процессе: Учеб. -практ. пособие. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 90 - 92.

 

1) всякий срок связан с общим временным потоком, объективным течением времени и является его юридически выраженным моментом или периодом (промежутком, отрезком);

2) границы длительности того или иного срока и его связь с процессуальными действиями в общем движении судебного процесса определяются законодателем или судом;

3) в количественном отношении сроки исчисляются в общепринятых единицах измерения времени: час, день, месяц, год;

4) способами их фиксации и выражения являются такие юридические формы, как период времени, установление точной календарной даты или указание на событие, которое обязательно должно наступить (ч. 2 ст. 92 КАС РФ);

5) предназначены для упорядочения во времени деятельности суда и других участников процесса;

6) устанавливают определенный временной режим для совершения отдельных процессуальных действий и осуществления защиты нарушенных субъективных прав и законных интересов.

Исходя из этих признаков процессуальный срок в административном судопроизводстве можно определить как установленный законом или назначенный судом и исчисляемый в определенных единицах времени период, в течение которого суд или иные участники процесса вправе либо обязаны совершить определенное процессуальное действие или совокупность таких действий.

В число таких сроков входят, например, срок обращения в суд с административным иском об оспаривании решений и действий (бездействия) органов публичной власти, срок подготовки административного дела к судебному разбирательству, срок его рассмотрения, срок обжалования или опротестования судебного решения и др.

Процессуальные сроки формально определены и не могут превышать определенное количество времени, указанное в федеральном законе, для совершения процессуального действия или действий. По общему правилу сроки определяются императивно и конкретно законодателем. Так, он прямо устанавливает, что процессуальные действия в административном судопроизводстве совершаются в процессуальные сроки, установленные КАС РФ. Однако в том случае, если процессуальные сроки этим Кодексом не установлены, они назначаются судом. Суд должен устанавливать процессуальные сроки с учетом принципа разумности (ст. 92 КАС РФ).

Принцип разумности предполагает определение судом таких временных границ, которые являются оптимальными (необходимыми и достаточными) для совершения процессуального действия исходя из фактической и правовой сложности административного дела, поведения участников процесса и иных обстоятельств.

В качестве нормативно фиксированных периодов (моментов) времени процессуальные сроки играют в административном судопроизводстве важную инструментальную роль.

Во-первых, они выступают как средство правового регулирования процессуальных отношений и определяют, в какой последовательности, в каком порядке и в каких временных границах должны совершаться те или иные процессуальные действия. Устанавливая временные границы, законодатель исходит не только из общепринятых эталонов измерения времени (год, месяц, неделя, день, час), но и использует для регулирования движения судопроизводства различные временные условия и отношения: " не позднее", " не ранее чем", " с момента" и др.

Во-вторых, в качестве элемента процессуальной формы сроки призваны обеспечить необходимый баланс между оперативностью и полнотой рассмотрения административного дела и дисциплинировать всех участников процесса, определяя режим их действий во времени. Процессуальные сроки помогают, с одной стороны, избежать поспешного, чрезмерно торопливого и поверхностного рассмотрения административного дела, а с другой стороны, служат мерилом, эталоном оперативности и своевременности его разрешения, препятствуя необоснованному затягиванию процесса и проявлениям волокиты в деятельности суда. Строгое и неукоснительное соблюдение всеми участниками процесса установленных законом процессуальных сроков способствует оптимальной реализации административного правосудия, приоритетом которого является своевременность, а не быстрота рассмотрения и разрешения дела. Соблюдение процессуальных сроков является одним из критериев эффективности административного судопроизводства.

В-третьих, процессуальный срок в административном судопроизводстве имеет значение юридического факта, проявляясь во всем многообразии его различных форм, выраженных в определенных процессуальных действиях, например в фактах его назначения, продления, ограничения, соблюдения или нарушения. Для движения судебного административного процесса он имеет значение не сам по себе, а в качестве элемента фактического состава, влекущего за собой возникновение, изменение или прекращение процессуальных правоотношений и определяющего их динамику. Так, для возбуждения конкретного административного дела важен не сам процессуальный срок, установленный для обращения в суд, а факт его соблюдения при обращении в суд с административным иском и факт принятия судом соответствующего решения. При этом фактический состав, исключающий возникновение конкретного правоотношения административного истца с судом, может включать уже иные факты: факт истечения установленного срока, факт пропуска срока административным истцом, факт принятия судом соответствующего решения.

Все процессуальные сроки в качестве элемента фактического состава конкретных процессуальных отношений обеспечивают поступательное, стадийное движение процесса: они взаимосвязаны в своей последовательности и имеют общую целевую направленность - служат обстоятельному, правильному и своевременному рассмотрению и разрешению административного дела.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...