"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 25 страница
Этот признак отражает такое свойство доказательств, как относимость (к делу). Относимость доказательств - это обязательное свойство сведений о фактах (без его наличия нет доказательства), проявляющееся в их связи с исследуемым в административном судопроизводстве спором. Он получает конкретизацию в ст. 60 КАС РФ, согласно которой суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела. 3. Для получения сведений, составляющих содержание судебных доказательств, необходимо использование определенных средств доказывания, допустимость применения которых для установления обстоятельств определяется федеральным законом. Эти сведения могут быть получены при помощи таких средств доказывания, как объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы (ч. 2 ст. 59 КАС РФ). Этот перечень является исчерпывающим и означает возможность использования только указанных в нем средств доказывания для установления обстоятельств административного дела. Судебные доказательства должны содержать информацию, полученную только из установленных в законе средств доказывания. 4. Характерной чертой, выражающей юридическую сущность судебных доказательств, является определенный процессуальный порядок получения и исследования доказательственной информации и самих средств доказывания. Признание судом тех или иных сведений в качестве доказательства возможно только в том случае, если они соответствуют признакам, признанным в легальном определении судебного доказательства в КАС РФ в качестве необходимых. Судебными доказательствами в административном судопроизводстве являются сведения, способные подтвердить факты, которые имеют значение для правильного разрешения административного дела, получены и исследованы с использованием средств доказывания, предусмотренных КАС РФ и в установленном им порядке. Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Классификация судебных доказательств может быть проведена по различным основаниям. Во-первых, по характеру связи содержания доказательства с устанавливаемым фактом они могут быть подразделены на прямые и косвенные. Прямые доказательства прямо указывают на факт, входящий в предмет доказывания, в силу их непосредственной связи с этим фактом. По своему содержанию они однозначно связаны с искомым фактом, т. е. из содержания доказательства можно сделать единственный вывод о наличии или отсутствии факта, входящего в предмет доказывания по административному делу. Так, официальное печатное издание органа государственной власти, в котором был опубликован нормативный правовой акт, однозначно указывает на его принятие. Косвенные доказательства указывают лишь на возможность существования или отсутствия конкретного факта. Это доказательства, которые имеют многозначную связь с искомым фактом, т. е. из содержания доказательства можно сделать как минимум два равно вероятных вывода о наличии или отсутствии факта, имеющего значение для дела. Например, публикация в СМИ выступления главы муниципального образования о его решении принять правовой акт управления свидетельствует о вероятности его принятия впоследствии, хотя вероятность его непринятия в дальнейшем также присутствует.
С учетом этого в теории определяется ряд правил использования судом косвенных доказательств: 1) наличие или отсутствие искомого факта не может быть установлено на основании одного косвенного доказательства, поскольку какое-то из возможных предположений, вероятно следующих из данного доказательства, является априори ложным; 2) достоверные сведения об искомом факте возможны лишь при оценке косвенного доказательства в совокупности с другими доказательствами или при оценке нескольких косвенных доказательств; 3) используемые косвенные доказательства должны подтверждать и дополнять друг друга и в своей совокупности указывать на их однозначную связь с устанавливаемым фактом. Во-вторых, по способу формирования сведений о фактах доказательства делятся на первоначальные и производные. Первоначальные доказательства - это сведения, полученные из первоисточников. Они формируются в процессе непосредственного воздействия искомого факта (действия, события) на носителя информации (например, подлинники документов, показания очевидца, оригинал видеозаписи). Эти доказательства принято считать более убедительными, чем производные. Между таким доказательством и фактом, о котором оно свидетельствует, нет другого опосредующего доказательства, воспроизводящего информацию из первоисточника. Производные (опосредованные) доказательства - это сведения, полученные из источника, который основывается на другом источнике (например, копия документа, показания свидетеля, получившего информацию от очевидца события, перепечатка газетой текста нормативно-правового акта из официального печатного издания). В-третьих, по источнику формирования доказательства подразделяются на личные и вещественные доказательства. Личные доказательства - это сведения о фактах, источником которых выступает конкретное физическое лицо (объяснения сторон и заинтересованных лиц, показания свидетелей). Вещественные доказательства - это сведения о фактах, считываемые с носителей информации, представленных объектами материального мира (неживой природы), которые своими свойствами, признаками, сторонами либо знаками могут передавать исходные данные об обстоятельствах, имеющих значение для дела. В их число входят, например, письменные документы, аудио-, видеозаписи, списки избирателей, агитационные материалы и иные объекты неживой природы, несущие следы, отпечатки событий, явлений, действий, наличие или отсутствие которых устанавливается в процессе доказывания при рассмотрении дела в суде.
Лично-вещественные доказательства - это сведения, источниками которых являются человек и документ (например, предоставление экспертом письменного заключения и устных пояснений по нему). Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела, т. е. обладают признаками относимости. Относимыми являются доказательства, подтверждающие или опровергающие существование обстоятельств, составляющих предмет доказывания. Соответственно, правило относимости заключается в том, что суд должен исследовать только те из доказательств, которые относятся к делу. Оно дает возможность точно определить объем доказательственного материала и устранить из предмета судебного исследования доказательства, не относящееся к делу. В процессуальной теории (И. В. Решетникова) обосновано, что при решении вопроса об относимости доказательств к делу необходимо действовать по следующему алгоритму: 1) определить, имеют ли значение для дела факты, для установления которых предлагается доказательство; 2) если факт имеет значение, то может ли доказательство его подтвердить или опровергнуть. Отказ суда в принятии доказательств, не отвечающих признакам относимости, отражается в судебном акте. Относимость доказательств характеризует их связь с предметом доказывания и отвечает на вопрос, относятся ли те или иные сведения к разрешаемому делу. Наряду с категорией " относимость" основополагающее значение при оценке доказательств в процессе разбирательства спора имеет категория " допустимость доказательств". Именно решение вопроса об относимости и допустимости доказательств может оказать решающее влияние на исход дела.
Допустимость означает пригодность доказательства с точки зрения законности источников, методов и приемов получения необходимых для правильного разрешения дела сведений. Проверка представленных сведений на их допустимость и исключение из процесса доказательств, полученных с нарушением закона, в процессуальной теории рассматриваются как важнейшая гарантия правильного разрешения судебного дела. Допустимость доказательств может носить общий и специальный характер (И. В. Решетникова). Общее правило допустимости означает, что по всем делам независимо от их категории должно соблюдаться требование о получении информации из определенных законом средств доказывания с соблюдением порядка собирания, представления и исследования доказательств. Нарушение этого правила приводит к недопустимости доказательств (ст. ст. 59, 61 КАС РФ). Специальные правила допустимости - это правила, предписывающие использование определенных доказательств для установления обстоятельств административного дела или запрещающие использование определенных доказательств. КАС РФ (ч. 1 ст. 61) устанавливает: обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами. Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе. При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство. При разрешении административных дел суды оценивают доказательства на предмет не только их относимости и допустимости, но и наличия таких свойств, как достоверность и достаточность. Оценка достоверности доказательств означает проверку соответствия содержащихся в них сведений действительности по критериям надежности источника информации и непротиворечивости доказательств при их сопоставлении. Достаточность доказательств в процессуальной теории понимается как свойство собранных по делу доказательств, определяемое количеством информации, содержащимся в каждом из доказательств, а также степенью ее достоверности, которое позволяет суду сделать окончательный вывод о наличии или отсутствии юридически значимых обстоятельств рассматриваемого дела.
16. 3. Обязанность доказывания
Общие правила доказывания в административном судопроизводстве строятся на основе принципа состязательности. Этот принцип в качестве определяющих предполагает такие правила:
1) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, выдвигая свои требования и возражения; 2) каждое лицо, входящее в процесс, должно раскрыть эти доказательства до начала судебного заседания, чтобы иметь право во время процесса ссылаться на сказанное. Это правило предполагает, что лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства; 3) если у лица нет возможности представить необходимые доказательства, он обращается к суду с ходатайством об истребовании этих необходимых доказательств. В состязательном административном процессе обязанность обеспечить полноту доказательственного материала в судопроизводстве возложена на лиц, участвующих в деле, и суд. Доказыванию подлежат обстоятельства, которые имеют значение для принятия решения по делу и в связи с которыми у сторон в материальном правоотношении возник спор о праве административном. Обязанность доказывания проистекает из материального права и оснований заявленных требований и возражений. Она включает в себя необходимость представления, исследования и оценки доказательств. Если лицо по каким-либо причинам не представит суду соответствующие доказательства, то суд вправе рассмотреть и разрешить дело по имеющимся материалам. В этом случае лицо рискует получить неблагоприятные для себя последствия. В то же время если лицо желает, чтобы решение суда состоялось в его пользу, то оно должно доказывать обстоятельства, которыми обосновывает свои требования либо возражения. Обязанность по доказыванию между сторонами распределяется по определенным правилам. Процессуальная теория исходит из того, что правила о распределении обязанности доказывания определяют порядок решения двух основных вопросов: а) процессуального вопроса: кто должен представлять доказательства в подтверждение того или иного факта; б) материально-правового вопроса: в чью пользу решается дело, если наличие какого-либо факта не доказано. Выделяются общие и специальные правила распределения бремени доказывания. Данные правила возлагают обязанность доказывания фактов на определенную сторону. Общее правило распределения бремени доказывания установлено в ч. 1 ст. 62 КАС РФ: лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. Суть этого правила выражается в следующих положениях: - административный истец обязан доказать свои правовые требования, предъявляемые к административному ответчику; - административный ответчик, возражающий против требований истца, обязан доказать свои возражения; - признание иска административным ответчиком влечет удовлетворение судом исковых требований, хотя административный истец не смог доказать основания своих требований; - суд не может решать дело против административного ответчика при несостоятельности его возражений в пользу административного истца, не обеспечившего и не представившего достаточных доказательств заявленного административного иска. Таким образом, в административном судопроизводстве исходным общим принципом доказывания является правило, известное еще римскому праву: affirmanti incumbit probatio (лат. ) (" кто утверждает, тот доказывает" ). Однако из этого правила законодателем устанавливается исключение, которое выражается в специальном правиле, распространяющемся на разбирательство подавляющего большинства административных дел. Это специальное правило сформулировано в ч. 2 ст. 62 КАС РФ: - обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Эти органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений < 1>. -------------------------------- < 1> В теории административной юстиции принято считать, что в случае неисполнения этой обязанности действует принцип in dubio pro recurrente (лат. ) (" в случае сомнения в пользу истца" ). Согласно этому принципу судья должен решить дело в пользу административного истца, если публичная администрация не подтвердила факты, лежащие в основании оспариваемого акта управления. Этот принцип носит ярко выраженный защитный характер в пользу более слабой стороны - административного истца, представленного прежде всего частным лицом, в пользу которого толкуются сомнительные моменты.
По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Это специальное правило устанавливается в связи с тем, что одна из сторон - частное лицо находится в более трудных условиях доказывания по отношению к другой стороне - органам и должностным лицам публичной власти, принявшим спорный акт управления. Это выражается, например, в неравных возможностях доступа частных лиц и органов (должностных лиц) публичной власти к необходимой информации. Причем в большинстве случаев именно публичная администрация является хранителем доказательственных материалов. Исходя из этого законодатель предусматривает перераспределение бремени доказывания в пользу частного лица как более слабой стороны в административном споре. В соответствии с правилом благоприятствования защите в административном процессе частному лицу как более слабой стороне дается своего рода фора, т. е. заранее обусловленное преимущество, предоставляемое не по усмотрению суда, а процессуальным законом. Суть этого преимущества состоит в следующем. Обращаясь в суд, административный истец утверждает о нарушении его субъективных прав незаконным решением или действием (бездействием) органа публичной власти. Однако в судебном процессе по категориям дел, предусмотренных ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административный истец не должен доказывать свое утверждение о незаконности административного решения или действия (бездействия). В материальном административном праве они презюмируются законными, и обязанность доказывания их законности в случае оспаривания законодатель возлагает на орган публичной власти, принявший это решение или совершивший это действие (бездействие). В результате орган публичной власти как административный ответчик обязан доказать отсутствие части оснований административного иска, связанной с вопросом незаконности административного акта, в то время как административный истец - ту часть оснований, которая касается нарушения его субъективных публичных прав или прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Таким образом, эта законодательная конструкция устанавливает исключение из общего правила распределения бремени доказывания в судебном административном процессе, согласно которому обязанность доказать основание административного иска - это обязанность административного истца. Административные дела, по которым ч. 2 ст. 62 КАС РФ устанавливает специальное правило доказывания, составляют подавляющее большинство из рассматриваемых судами в порядке административного судопроизводства. В результате с практической точки зрения это специальное правило, по сути, дела поднимается до уровня общего для административного судопроизводства < 1>. -------------------------------- < 1> Подобный подход к распределению обязанности доказывания используется не только в отечественном законодательстве, но и в административно-процессуальных актах других государств, например, Армении, Грузии, Украины и др. Так, в соответствии со ст. 71 КАС Украины в административных делах о противоправности решений, действий либо бездействия субъекта властных полномочий обязанность по доказыванию правомерности своего решения возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска.
Вместе с тем в административном судопроизводстве в отношении отдельных категорий дел либо при решении отдельных процессуальных вопросов выделяется еще ряд специальных правил, содержанием которых являются предположения (презумпции) либо утверждения, изменяющие содержание общего правила распределения обязанности по доказыванию. Эти специальные правила вытекают из норм материального права. В процессуальной теории принято считать, что наиболее распространенным способом установления специальных правил распределения обязанности по доказыванию является доказательственная презумпция - предположение о существовании факта или его отсутствии, пока не доказано иное. Так, совершеннолетние граждане презюмируются дееспособными, пока иное не будет установлено в судебном порядке. Действующее налоговое законодательство, например, исходит из презумпции добросовестности налогоплательщика и, соответственно, его невиновности во вменяемом ему налоговым органом правонарушении. Исходя из этого в производстве по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС РФ) налогоплательщик не должен доказывать свою невиновность, а налоговый орган может опровергнуть данную презумпцию, доказав его недобросовестность.
16. 4. Средства доказывания
Средства доказывания - это предусмотренные процессуальным законом источники получения сведений, имеющих значение для рассмотрения и разрешения административного дела. Они представляют собой формально-определенные способы доставки доказательственной информации, интересующей суд. Перечень средств доказывания является исчерпывающим и включает (ч. 2 ст. 59 КАС РФ): - объяснения лиц, участвующих в деле; - показания свидетелей; - письменные доказательства; - вещественные доказательства; - аудио- и видеозаписи; - заключения экспертов; - электронные документы. Доказательственная информация должна предоставляться суду одним из этих способов и исследоваться в порядке, предусмотренном для использования каждого из этих средств доказывания. 1. Объяснения лиц, участвующих в деле, - основное средство доказывания, которое используется в любом административном деле. Право давать объяснения суду - важнейшее процессуальное право (ч. 1 ст. 45 КАС РФ), нарушение которого может повлечь за собой отмену решения суда. Объяснения лиц, участвующих в деле, отличаются от других средств доказывания по юридической природе субъектов, от которых исходит доказательственная информация. Эти субъекты характеризуются наличием: - юридической заинтересованности в исходе дела; - прав и обязанностей по доказыванию. Так, особенности объяснений, предоставляемых сторонами, обусловлены их положением: они одновременно являются и лицами, от действий которых зависит движение процесса, и носителями доказательственной информации, наиболее осведомленными о существе административного дела. При этом КАС РФ не предусматривает предупреждение сторон и заинтересованных лиц об уголовной ответственности за отказ от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений. Это обстоятельство может влиять на достоверность доказательственной информации. Учитывая возможность искажения сведений, получаемых из этого источника, КАС РФ (ч. 2 ст. 68) устанавливает, что объяснения лиц, участвующих в деле, подлежат наряду с другими доказательствами проверке и оценке. В процессуальной теории выделяются три вида объяснений лиц, участвующих в деле: а) утверждение - это заявление о существовании какого-либо факта, на котором лицо, участвующее в деле, основывает свою правовую позицию. Оно содержит сведения о фактах, которые соответствуют процессуальным интересам лица, участвующего в деле и утверждающего те обстоятельства, на которых лицо, участвующее в деле, основывает свои требования и возражения; б) отрицание - это заявление, в котором сторона не соглашается с позицией другой стороны без приведения каких-либо доказательств. Оно не обязывает отрицающее лицо обосновывать свое несогласие. Отрицание может выражаться в двух формах: во-первых, это отрицание факта, которое используется как основание требований, и, во-вторых, отрицание правовых доводов, которое может касаться ссылок лица, предъявившего требование, на нормативно-правовые акты, их смысла, значения и применения в данном конкретном деле. Сторона, объяснения которой отрицаются, должна доказать свои утверждения; в) признание - это объяснение в виде заявления, содержащего согласие с фактом, на котором другая сторона основывает свои требования или возражения. Признание стороной обстоятельств может быть изложено в устной или письменной форме. Содержание сделанного в устной форме признания стороной обстоятельств заносится в протокол судебного заседания и удостоверяется подписью стороны (ч. 3 ст. 65 КАС РФ). Свои объяснения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, лица, участвующие в деле, дают суду в письменной или устной форме. По предложению суда лицо, участвующее в деле, может изложить свои объяснения в письменной форме. Объяснения, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела. Способ исследования объяснений судом определяется их формой - устной или письменной. Так, при личном участии сторон в процессе и представлении объяснений в устной форме способом исследования выступают заслушивание этих объяснений и постановка вопросов перед стороной. При получении объяснений сторон в письменной форме в качестве способа исследования используется их оглашение председательствующим в процессе. Объяснения сторон заслушиваются судом после доклада административного дела (ст. 159 КАС РФ). Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям в любой момент дачи ими объяснений. 2. Свидетельские показания - это устная информация, сообщенная суду лицом, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела (ст. 69 КАС РФ). По предложению суда свидетель, который дал показания в устной форме, может изложить их в письменной форме. Свидетельские показания, изложенные в письменной форме, приобщаются к материалам административного дела. Понятие " свидетель", его права и обязанности определяются ст. 51 КАС РФ. Эта статья содержит также перечень лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетелей. Законодатель не устанавливает каких-либо возрастных ограничений для свидетелей, но вводит процессуальные особенности допроса несовершеннолетних (ст. 162 КАС РФ). Не содержит Кодекс и каких-либо специальных ограничений относительно степени личной заинтересованности лица, привлекаемого в процесс в качестве свидетеля, в исходе административного дела. Исходя из этого в качестве свидетелей могут выступать друзья и родственники лиц, участвующих в деле. Однако суд вправе подвергать проверке и критически оценивать достоверность информации, полученной от свидетелей, имеющих личную заинтересованность в исходе дела. Свидетель является носителем доказательственной информации в силу факта своего присутствия при возникновении спорной ситуации, характеризующей развитие материального административного правоотношения. Вместе с тем, в отличие от сторон свидетель не является субъектом этого спорного правоотношения и не имеет юридической заинтересованности в исходе дела. В отношении доказательственной информации, предоставляемой свидетелями, КАС РФ устанавливает два важных правила: 1) сообщенные свидетелем сведения не являются доказательствами, если свидетель не может указать источник своей осведомленности. Отсутствие указания на источник сведений в этом случае может обоснованно вызывать сомнения в их достоверности и означает невозможность их проверки судом; 2) если свидетельские показания основываются на сообщениях иных лиц, эти лица также должны быть опрошены. Это правило исходит из необходимости тщательной проверки данных, полученных опосредованно, т. е. не из первоисточника. Лицо может быть вызвано в суд в качестве свидетеля по ходатайству лица, участвующего в деле, и по инициативе суда. В ходатайстве о вызове свидетеля лицо, участвующее в деле, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его фамилию, имя и отчество, место жительства и иные известные ему сведения, необходимые для вызова свидетеля в суд. Суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, которое участвовало в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство. Основным способом исследования показаний свидетеля является допрос, который проводится в присутствии лиц, участвующих в деле, в открытом заседании суда, призванного разрешить дело по существу. Порядок проведения допроса определяет ст. 161 КАС РФ. Свидетель дает показания в форме свободного рассказа о событиях, действиях, отношениях, очевидцем которых он был, а также о фактах, о наличии или отсутствии которых ему стало известно со слов иных лиц. После этого свидетелю могут быть заданы вопросы. Суд вправе задавать вопросы свидетелю в любой момент его допроса. Каждый свидетель допрашивается отдельно, за исключением случаев, если суд назначает допрос одновременно двух и более свидетелей в целях выяснения причин расхождения в их показаниях. 3. Письменные доказательства - это материалы, которые содержат закрепленные посредством различного рода символов сведения об обстоятельствах, имеющих значение для административного дела. В соответствии со ст. 70 КАС РФ письменными доказательствами являются содержащие такого рода сведения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|