"Административные дела, не отнесенные к компетенции иных судов, подведомственны общим судам" или 26 страница
- акты, договоры, справки, деловая корреспонденция; - иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, по каналу видеоконференц-связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа; - судебные акты, протоколы судебных заседаний, протоколы совершения отдельных процессуальных действий и приложения к ним (схемы, карты, планы, чертежи). Особенность письменных доказательств состоит в том, что содержащаяся в них информация выражена с помощью символов. В зависимости от вида используемых символов письменные доказательства могут быть подразделены на текстовые и нетекстовые. Текстовые (вербальные, или словесные) письменные доказательства включают рукописные, машинописные, печатные и электронные документы, закрепляющие информацию на материальном носителе условными знаками письма. Нетекстовые письменные доказательства оформляются с помощью картографических и иных неречевых знаков. В их число входят иконические (рисунок, фотография, кинофильм и т. д. ), идеографические (карта, ноты, чертеж), звучащие (грампластинка, магнитная запись) и матричные (перфокарты, магнитные и оптические диски) документы. Письменные доказательства принято считать разновидностью вещественных доказательств. Главное отличие письменных доказательств от иных вещественных доказательств заключается в информации, выраженной в определенной знаковой форме, а не следы, которые остались на предмете или иные его объективные свойства. Исходя из смысла ч. 1 ст. 70 КАС РФ письменными доказательствами могут являться: а) документы; б) иные материалы.
Документы - один из важнейших источников доказательственной информации в административном судопроизводстве. Под документом законодатель понимает материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, предназначенный для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения < 1>. -------------------------------- < 1> Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ " Об обязательном экземпляре документов" (в ред. от 05. 05. 2014).
Письменные доказательства, не подпадающие под признаки документа, могут быть условно обозначены как письменные материалы. Классификация письменных доказательств осуществляется по различным критериям, в частности: - по субъекту, от которого исходит информация, на официальные и неофициальные. Официальные письменные доказательства исходят от органов публичной власти и должностных лиц при осуществлении ими властных полномочий, организаций и граждан, реализующих свои права и исполняющих обязанности в правовых формах, определенных законом. Эти доказательства характеризуются тем, что выдаются правомочным субъектом, имеют форму и реквизиты, установленные законом для документа, и определенный порядок составления и выдачи документа. Неофициальными (частными) называются письменные доказательства, которые исходят от организаций и граждан и отличаются неформализованным характером; - по содержанию письменные доказательства подразделяются на распорядительные и справочно-информационные. Распорядительные письменные доказательства - это документы, содержание которых свидетельствует о фактах, имеющих властно-волевой характер (правовые акты органов публичной власти и должностных лиц, изданные в пределах компетенции, внутренние управленческие акты организаций, административные договоры с участием частных лиц и т. д. ). В число справочно-информационных доказательств входят различного рода справки, акты, отчеты, протоколы заседаний, собраний, письма делового и личного характера, в которых содержатся описание, подтверждение событий, фактов, имеющих юридическое или доказательственное значение по делу;
- по степени подлинности (юридической значимости) документы делятся на подлинники, оригиналы, копии и дубликаты. Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. Подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию. Под подлинником понимается первый или единичный экземпляр официального документа. Синонимом подлинника является оригинал (за исключением чертежей). К подлиннику приравнивается дубликат, т. е. копия официального документа, имеющая юридическую силу подлинника и сопровождаемая отметкой " Дубликат". Копия документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки. В отношении личных документов используется термин " подлинный документ", а не " подлинник". Документы, представляемые в суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов. К представляемым в суд письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык. Документ, полученный в иностранном государстве, признается в суде письменным доказательством, если не опровергается его подлинность и он легализован в установленном порядке. Иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Письменные доказательства приобщаются к материалам административного дела. Не могут приобщаться к материалам административного дела подлинники документов, которые согласно федеральному закону должны находиться в местах их постоянного либо временного хранения.
Документами постоянного срока хранения являются такие, которые руководителем передаются в обработанном состоянии на постоянное хранение в Архивный фонд РФ. В их число, в частности, входят приказы по основной деятельности, штатные расписания, структура организации, уставные документы, номенклатура дел, описи дел, акты об уничтожении дел и утрате документов, годовые планы и отчеты, годовые бухгалтерские балансы, заключение ревизионных комиссий, аудиторов, органов финансового контроля и др. Документами временного срока хранения (5 - 10 лет хранения), в частности, являются приказы на отпуска и командировки, приказы по административно-хозяйственной деятельности, документы по госзакупкам, акты о приеме выполненных работ, бухгалтерские документы и др. Если подлинники документов возвращаются лицу, их представившему, в материалах административного дела остаются засвидетельствованные судом копии этих документов (ст. 71 КАС РФ). Основными способами получения письменных доказательств являются: а) представление их сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Письменные доказательства, которые невозможно или затруднительно доставить в суд, исследуются и осматриваются по месту их нахождения или в ином определенном судом месте (ст. 74 КАС РФ); б) истребование судом. Письменные доказательства могут быть истребованы непосредственно судом путем направления судебного запроса; путем выдачи лицу, участвующему в деле, запроса суда на право получения письменного доказательства и представления его в суд; посредством судебного поручения.
Способом исследования письменных доказательств является их прочтение, оглашение в судебном заседании и предъявление лицам, участвующим в деле, а при необходимости - экспертам, специалистам и свидетелям. После этого лица, участвующие в деле, могут дать свои объяснения. 4. Вещественные доказательства - это предметы, которые по своим внешнему виду, свойствам, месту нахождения или иным признакам могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для административного дела (ст. 72 КАС РФ). Вещественные доказательства обладают чертами сходства с письменными доказательствами, поскольку они имеют вещественную основу, на которой речевая информация зафиксирована любым типом письма (записи), т. е. общие свойства этих доказательств определяются единством их носителя (вещи, предмета). Однако они различаются по способу получения и хранения доказательственной информации: письменные доказательства предполагают получение информации из содержания документов и материалов, а не из их внешних параметров, признаков и свойств. Вещественные доказательства характеризуются как источник сведений об искомых фактах, которые получаются с помощью предметов материального мира, хранящих следы этих фактов (событий, действий, явлений). По общему правилу к вещественным доказательствам относятся такие предметы, которые могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для административного дела, вследствие своего внешнего вида или свойств (например, подтертости на письменном документе), места нахождения (например, расположение спорного строения в природоохранной зоне) и иных признаков (веса, цвета, породы и т. п. ). Сохранение и передача доказательственной информации с помощью вещественных доказательств достигаются путем непосредственного отображения событий и действий на поверхности предметов, изменения их внешнего вида, а также путем трансформации их свойств, структуры и качества. Исходя из этого способом считывания искомой информации с ее непосредственных носителей, т. е. способом исследования вещественных доказательств, является их осмотр. Вещественные доказательства осматриваются судом и предъявляются лицам, участвующим в деле, а в необходимых случаях - экспертам, специалистам и свидетелям. Вещественные доказательства, которые невозможно или затруднительно доставить в суд, исследуются и осматриваются по месту их нахождения или в ином определенном судом месте (ст. 74 КАС РФ). Результаты исследования и осмотра на месте вещественных доказательств заносятся в протокол, к которому прилагаются составленные и проверенные при осмотре планы, схемы, чертежи, расчеты, копии документов, носители с записями аудио- и видеопротоколирования, сделанными при осмотре, фотоснимки вещественных доказательств, а также заключение эксперта и пояснения специалиста в письменной форме.
Вещественные доказательства, находящиеся в суде, по ходатайству лиц, их представивших, могут быть возвращены им после исследования и осмотра судом, если такие доказательства не подлежат передаче иным лицам (ст. 75 КАС РФ). 5. Аудио- и видеозаписи - это самостоятельный вид доказательств, установленный ст. 76 КАС РФ. Данный вид доказательств по своей сути может быть отнесен к письменным доказательствам, однако законодатель выделяет их в отдельную категорию, определяя порядок их исследования в судебном заседании и хранения. Лицо или организация, предоставляющие аудио- и (или) видеозаписи на электронном или ином носителе либо заявляющие ходатайство об их истребовании, обязаны указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи. Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде. Суд принимает меры по их сохранению в неизменном состоянии. В исключительных случаях после вступления решения суда в законную силу носители аудио- и видеозаписей могут быть возвращены лицу или организации, их предоставившим. При возвращении указанным лицу или организации носителей аудио- и видеозаписей в административном деле остаются копии записей. По ходатайству лица, участвующего в деле, ему могут быть выданы изготовленные за его счет копии аудио- и видеозаписей. По вопросам возврата носителей аудио- и видеозаписей суд выносит определение, которое может быть обжаловано. 6. Заключение эксперта - это выраженные в письменной форме содержание исследования и выводы по вопросам, поставленным перед экспертом судом. На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме и подписывает его. Если экспертиза проводится в судебном заседании, эксперт может дать устное заключение (ст. 82 КАС РФ). Эксперт - это лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных КАС РФ, поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу (ст. 49 КАС РФ). Заключение эксперта - одно из наиболее сложных средств доказывания. Оно оценивается по общим правилам оценки доказательств. Однако в процессуальной теории принято считать, что к его оценке требуется специфический подход, поскольку это доказательство основано на использовании специальных знаний, которыми не располагают субъекты назначения экспертизы. В случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Суд может назначить экспертизу: а) по ходатайству лица, участвующего в деле; б) по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если: - она предусмотрена законом; - ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, - требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы; - проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами. Лица, участвующие в деле, вправе предложить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, и их содержание определяются судом. Отклонение судом вопросов, предложенных лицами, участвующими в деле, должно быть мотивировано в определении суда о назначении экспертизы. Исходя из проведенной экспертизы и с учетом ее результатов эксперт (комиссия экспертов) дает заключение, в котором должны содержаться: - дата, время и место проведения экспертизы; - основания проведения экспертизы; - сведения об экспертном учреждении и об эксперте, которым поручено проведение экспертизы; - вопросы, поставленные перед экспертом (комиссией экспертов); - объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту (комиссии экспертов) для проведения экспертизы; - сведения о лицах, присутствующих при проведении экспертизы; - описание и результаты исследований с указанием примененных методов; - выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов; - иные необходимые сведения. Документы и материалы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и являются его составной частью. Заключение эксперта оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по административному делу. По ходатайству лица, участвующего в деле, или по инициативе суда эксперт может быть вызван в судебное заседание. После оглашения заключения эксперт может дать по нему необходимые пояснения и обязан ответить на дополнительные вопросы лиц, участвующих в деле, и суда. Пояснения эксперта - это дополнительная возможность разъяснить сторонам отдельные фрагменты исследования, уточнить сделанные выводы, сослаться на справочную литературу, объяснить, на чем основаны его расчеты. Ответы эксперта на дополнительные вопросы заносятся в протокол судебного заседания. Заключение эксперта не является для суда обязательным. Несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении или определении суда. Если заключение эксперта будет признано судом неполным или неясным, суд может назначить дополнительную экспертизу, поручив ее проведение тому же или другому эксперту (ст. 83 КАС РФ). В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличия противоречий в выводах эксперта суд может назначить по тем же вопросам повторную экспертизу, проведение которой поручается другому эксперту. 7. Электронные документы по своему содержанию похожи на документы на других видах носителей, в частности бумажных. Они содержат информацию, т. е. сведения о лицах, фактах, событиях, и законодатель упоминает о них в ст. 70 КАС РФ, называя в качестве письменных доказательств иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи. Вместе с тем в ч. 2 ст. 59 КАС РФ он выделяет электронные документы в качестве самостоятельного средства доказывания. При этом он не дает самостоятельного определения этого средства доказывания (как это делается в отношении традиционных средств) и не устанавливает особых требований к исследованию и оценке такого доказательства. Выделение законодателем в КАС РФ электронных документов в качестве самостоятельного средства доказывания свидетельствует о том, что широкое использование электронных документов получает все более подробное правовое регулирование < 1>. Это ведет к тому, что правовой статус электронных документов все более явно отличается от традиционных письменных документов по способам формирования и восприятия. -------------------------------- < 1> Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 33-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (установил необходимость применения усиленной квалифицированной электронной подписи в деятельности разнообразных организаций, как государственных, так и коммерческих); ФЗ от 13 июля 2015 г. N 263-ФЗ " О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти и органами местного самоуправления".
Согласно п. 11. 1 ст. 2 Закона об информации электронный документ - это документированная информация, представленная в электронной форме, т. е. в виде, пригодном для восприятия человеком, с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах. К числу особых свойств электронного документа относятся: форма выполнения - цифровая, способ предоставления - электронная или другая связь. Форма электронного документа как способа его выражения отличается от обычного бумажного носителя информации. Требования к составу и содержанию реквизитов электронного документа определены в Государственном стандарте СССР ГОСТ 6. 10. 4-84 " Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения". Согласно этому стандарту электронный документ должен содержать регистрационный номер, регистрационную дату, подпись (код) лица, ответственного за правильность изготовления документа или утвердившего документ, содержание документа, наименование организации - создателя документа, местонахождение организации - создателя документа или почтовый адрес. Для того чтобы электронный документ отвечал требованиям средства доказывания, он должен соответствовать следующим условиям: - быть выполнен способом, позволяющим установить достоверность документа; - быть получен в установленном КАС РФ и другими федеральными законами порядке.
Раздел IV. АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В СУДАХ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Глава 17. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСК
17. 1. Понятие и сущность административного иска и исковой формы защиты права
Средством обращения в общий суд по спорам публично-правового характера является административный иск, для рассмотрения которого используется процессуальная форма искового производства. Общие правила искового производства по административным делам установлены в разд. III КАС РФ. Исковое производство по административным делам - это урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров о субъективном публичном праве или законном интересе, возникающих из административных или иных публичных правоотношений. Сущность этого производства состоит в том, что суд проверяет наличие или отсутствие субъективного права, ввиду неопределенности, оспаривания или нарушения которого неправомерным актом управления возник административный спор. Судебный административный процесс в форме искового производства предопределяется административным иском: административный иск задает движение этому процессу, определяет его ход, границы, способ защиты права и предмет судебного решения, завершающего судебное разбирательство. Исходя из этого для исковой формы административного судопроизводства характерны следующие черты: 1) наличие материально-правового требования, вытекающего из нарушенного или оспоренного права стороны административно-правового отношения и подлежащего в силу закона рассмотрению судом в определенном процессуальном порядке; 2) наличие спора о нарушенном субъективном публичном праве частного лица и (или) законности решений и действий (бездействия) субъектов властных полномочий; 3) наличие двух сторон с противоположными материально-правовыми интересами, которые наделены законом равными правами по защите их прав и интересов в суде; 4) состязательная форма процесса рассмотрения материально-правового требования, заявленного административным иском, предполагающая наличие спорящих сторон и третьего, не заинтересованного в исходе спора субъекта - суда. Значение исковой формы заключается в том, что она обеспечивает заинтересованным в исходе административного спора сторонам определенные правовые гарантии правильности его разрешения, равенство процессуальных прав и обязанностей сторон. Процессуальные нормы, регламентирующие исковое производство, носят характер общих правил для всего административного судопроизводства. Исковая форма защиты прав обоснованно рассматривается как наиболее демократичная, универсальная, эффективная и в наибольшей степени отвечающая идеям справедливости и беспристрастности. До принятия КАС РФ судопроизводство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, осуществлялось в неисковой форме. В процессуальной доктрине доминировали сложившиеся еще в советской науке представления о невозможности в этих делах спора о праве и возможности применения конструкции иска только для гражданского судопроизводства. В советский период концепция административного иска рассматривалась как чуждая социалистическому строю и категорически отвергалась. Так, аргументируя невозможность административного иска, Е. Носов исходил из того, что он связан с судебной защитой прав, возникающих в плоскости соприкосновения с властью, т. е. публичных субъективных прав. Однако коль скоро " у нас нет почвы для субъективных публичных прав", то признание административного иска и административной юстиции было бы органически чуждым для советского строя. При этом административный иск даже в буржуазном государстве, не говоря уже о советском, представлялся не иначе как " выпад против администрации" < 1>. Известный советский ученый С. Н. Абрамов утверждал, что попытки обосновать наличие в СССР административной юстиции и ее основного атрибута - административного иска на почве действующего права могут принести только вред. Одним из возможных видов такого вреда неизбежно стала бы необходимость признания судебной защиты публичных субъективных прав советских граждан, в то время как советская система не допускала деления права на публичное и частное < 2>. -------------------------------- < 1> См.: Носов Е. К вопросу о теории советской административной юстиции // Советское право. 1925. N 4 (16). С. 83. < 2> См.: Абрамов С. К разработке проектов кодексов. В советском праве не может быть административного иска // Социалистическая законность. 1947. N 3. С. 8 - 10.
В советский период доминирующим в процессуальной доктрине стал подход, согласно которому производство по делам, возникающим из административных правоотношений, - это не форма осуществления права (как в исковом процессе), а форма ограниченного контроля суда за законностью действий административных органов (М. А. Гурвич). Такой подход, трактующий иск как специфическое средство защиты исключительно гражданских прав, в конечном счете привел к отказу от установления в законодательстве искового производства по административным делам, к подмене его проверкой по жалобе правомерности административных актов и тем самым к подмене функции правосудия по этим делам функцией ограниченного судебного контроля. Эта концептуальная схема длительное время являлась господствующей и в постсоветский период. В гражданско-процессуальной доктрине невозможность административного иска и спора о праве административном обосновывалась тем, что: а) административно-правовые отношения - это отношения " власть - подчинение"; б) стороны этих отношений юридически не равны и административный орган сам может устранить возникающие разногласия своей властью; в) в этих делах суд не разрешает спор о праве, а выполняет только функцию контроля за законностью. Исходя из этого делался вывод, что в силу неравноправного положения субъектов в административных правоотношениях при рассмотрении заявлений граждан неприменимы некоторые категории искового производства, а именно мировое соглашение, уменьшение или увеличение требований, встречная жалоба, аналогичная встречному иску < 1>. --------------------------------
< 1> См.: Гражданский процесс / Под ред. М. К. Треушникова. М., 2003. С. 421 - 422.
Между тем еще в досоветский период у многих отечественных ученых не только возможность, но и необходимость административного иска не вызывала сомнений. Они исходили из того, что нарушенное административное право, как и любое право, должно защищаться административным иском, или иском публичного права (Н. М. Коркунов, Ф. В. Тарановский и др. ). Необходимость административного иска выводилась ими из потребности полноценного обеспечения и защиты всякого признанного субъективного публичного права. Всякое нарушение всякого права, писал А. М. Кулишер, дает основание к возбуждению спора о нарушенном праве, приводящего к обязательному для сторон решению, которое разрешает спор в полном объеме и предписывает восстановить нарушенное право всеми необходимыми для этого средствами < 1>. -------------------------------- < 1> См.: Кулишер А. М. Защита субъективных публичных прав посредством иска. М., 1913. С. 4.
Право иска является логическим дополнением материального права, а иск представляет собой наиболее эффективное средство защиты и восстановления нарушенного права, средство принудительного осуществления требований. Отсюда в социально-историческом плане одним из важнейших вопросов охраны прав частных лиц в сфере публичного управления являются расширение и интенсификация исковой защиты субъективных публичных прав. Революционное значение в этом отношении имело принятие КАС РФ 2015 г., закрепившего исковое производство по административным спорам. Оно обозначило начавшийся переход от парадигмы контроля законности в отечественной теории административного судопроизводства к парадигме защиты субъективных публичных прав посредством административного иска < 1>. -------------------------------- < 1> См. подробнее: Зеленцов А. Б. КАС РФ как предпосылка смены парадигмы в теории административного права России // Административное право и процесс. 2015. N 11.
Административный иск - одна из разновидностей общего понятия " иск", который представляет собой важнейшее процессуальное средство защиты нарушенного или оспоренного права и условие возбуждения судопроизводства по конкретному делу. Под иском понимается возникающее из спорного материального правоотношения требование о защите нарушенного права или охраняемого законом интереса, обращенное в суд первой инстанции. Он представляет собой универсальную форму для разрешения любых споров о праве, независимо от того, возникают они в сфере частноправовых или публично-правовых отношений. В отечественной науке существуют по крайней мере четыре подхода к интерпретации юридической природы иска < 1>: -------------------------------- < 1> Подробный анализ этих концепций см.: Иск в гражданском судопроизводстве: Сб. / Под ред. О. В. Исаенковой. М., 2009. С. 21 - 41.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|