Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значения слова «салават»




Арабское слово «салават» – это форма множественного числа «ص ل ا ة » (салят). Оно имеет несколько значений, одно из которых – дуа, то есть обращение к Богу с какой-либо просьбой. Стоит отметить, что слово «дуа» имеет более широкий смысл, указывающий на просьбу к Аллаху, которая может быть связана с разными намерениями, явлениями, к примеру, «дуа о ниспослании дождя», «дуа от сглаза» и т. д. «Салят» в более узком смысле указывает на обращение к Богу с пожеланиями благополучия (баракята) для кого-либо. Иначе говоря, один из смыслов слова «салят» - это благопожелание (Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари. «Сборник разъяснений о толковании аятов Корана» (Джами аль-баян ’ан ай аль-Куран). Каир: Т. 19. С. 174). Указанием на это служит 103 аят суры «ат-Тауба», в котором говорится:

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твоя молитва (мольба) — успокоение для них. Воистину, Аллах — Слышащий, Знающий».

В данном аяте использован глагол «ص َ ل ّ ِ » (молись, совершай «салят») и существительное со слитным местоимением «ص ل ا ت ك » (твоя молитва, мольба). Известный толкователь священной книги мусульман ибн Касир, разъясняя данный аят, указывает на то, что слова «ص ل ي » и «ص ل ا ت ك » в данном случае означают благопожелание и благословение. В качестве доказательства этого Ибн Касир привел хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда кто-нибудь из людей доставлял Пророку свою садака, он, да благословит его Аллах и приветствует, всегда говорил: “О Аллах, «ص َ ل ّ ِ » (благослови) семью такого-то! ” И когда свою садака ему доставил мой отец, он, да благословит его Аллах и приветствует, (также) сказал: «ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ص َ ل ّ ِ ع َ ل َ ى آ ل ِ أ َ ب ِ ي أ َ و ْ ف َ ى »“О Аллах, «ص َ ل ّ ِ » (благослови) семью Абу Ауфы! ”» (Бухари 1497, 1078).

Что касается трактовки той части аята, в котором говорится: (و َ ا ل ل ّ َ ه ُ س َ م ِ ي ع ٌ ) «Аллах — Слышащий», то, согласно Ибн Аббасу, слово «Слышащий» указывает на то, что Аллах слышит (салаваты) мольбы Пророка, мир ему, которые он произносит за людей, прося у Аллаха для них блага. (ع َ ل ِ ي م ٌ ) «Знающий» – знает о тех, кто заслуживает (салят) мольбу Пророка, мир ему, за них.

В тафсире имама ат-Табари слова «салли» и «салят», употребляемые в рассматриваемом нами аяте, имеют несколько иной смысл. Так, слова (و ص ل ع ل ي ه م ) (молись за них) имам Абу Джафар ат-Табари толкует как (و ا د ع ل ه م ب ا ل م غ ف ر ة ل ذ ن و ب ه م ), то есть «обращайся к Богу с просьбой простить их грехи». Слова (إ ن ص ل ا ت ك ) (…ибо твоя молитва (мольба) …) истолковываются Абу Джафаром как (إ ن د ع ا ء ك و ا س ت غ ف ا ر ك ) «поистине, твое дуа и истигъфар», то есть твое обращение к Богу за них и просьба о прощении их грехов…). Слова аята «Воистину, Аллах — Слышащий…» имам ат-Табари растолковал как (و ا ل ل ه س م ي ع ل د ع ا ئ ك إ ذ ا د ع و ت ل ه م ) «Аллах слышит твою мольбу, когда ты (Мухаммад) молишься за них». Слову (ع ل ي م ) (Знающий) Абу Джафар предлагает такое толкование (ب م ا ت ط ل ب ب ه م ب د ع ا ئ ك ر ب ّ ك ل ه م ) «Знающий о том, с какой просьбой ты (Мухаммад) обращаешься за них, совершая дуа (мольбу)» (Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари. «Сборник разъяснений о толковании аятов Корана» (Джами аль-баян ’ан ай аль-Куран). Каир: Т. 2. С. 404).

То, что «салят» является мольбой о даровании блага и просьбой о прощении грехов, свидетельствует один из хадисов Посланника Аллаха, мир ему, в котором говорится: “إ ذ ا د ع ي أ ح د ك م ف ل ي ُ ج ب ، ف إ ن ك ا ن ص ا ئ م ً ا ف ل ي ص ل ّ ِ ، و إ ن ك ا ن م ف ط ر ً ا ف ل ي ط ع م ”

«Если одного из вас пригласили (на трапезу), то пусть ответит на это приглашение. Если приглашенный постящийся, то (ف ل ي ص ل ّ ِ ) пусть совершит салят (то есть пусть обратится к Богу за пригласившего его человека с мольбой о прощении его грехов и ниспослании благ. - Прим. авт. ). Если же приглашенный уже разговелся, то пусть вкушает пищу (Нуруддин Мулла Али бин Султан Мухаммад аль-Харви аль-Кари. «Миркатуль-мафатих шарх мишкатиль-масабих». Бейрут: Т. 4. С. 1431).

Такое же значение слово «салят» имеет в хадисе, переданном от Абу Хурайры, в котором говорится, что после вкушения Пророком и его сподвижниками трапезы в доме Саада бин Убады, Пророк, мир ему, сказал, أ ك ل َ ط ع ا م ُ ك م ا ل أ ب ر ا ر ُ ، و ص ل ّ َ ت ْ ع ل ي ك م ا ل م ل ا ئ ك ة ُ ، و أ ف ط ر ع ن د ك م ا ل ص ّ َ ا ئ م و ن َ «Поели вашу пищу благочестивые, и помолились за вас ангелы, и разговелись у вас постящиеся» (Сборник хадисов Абу Дауда, «Книга кормления», раздел «О мольбе за хозяина угощения», хадис № 3854. Сборник хадисов имама Ибн Маджа, «Книга поста», раздел «О духовной награде тому, кто накормил постящегося», хадис № 1747. Ан-Насаи «Работа дня и ночи», раздел «Что говорить тому, кто разговелся в гостях», хадис № 296). Фраза «…помолились за вас ангелы…», согласно толкованиям данного хадиса, означает, что ангелы обратились к Аллаху с просьбой простить грехи тех, кто организовал угощение.

Другое значение слова «салят» - это произнесение специальных слов и совершение специальных действий, предваряемых такбиром и завершаемых таслимом. То есть это форма поклонения, которая в неарабоязычной среде называется намазом.

Намаз (салят) является вторым столпом ислама, поклонением, предписанным Кораном и сунной Пророка, мир ему, для каждого верующего и верующей, достигших совершеннолетия и обладающих здравым рассудком. Это дар Аллаха для уммы Посланника Аллаха и для общин, которыми руководили другие пророки Аллаха, мир им.

Салават за Пророка, мир ему, и верующих

Третье значение слова «салят» - это обращение к Богу с испрашиванием благословения Пророку, мир ему, и его семейству. Тут нам необходимо вернуться к 56 аяту суры «Аль-ахзаб», в котором Аллах говорит о том, что Он сам и Его ангелы совершают салават за Пророка, мир ему. Аллах также призывает в этом аяте верующих совершать салават за Пророка, мир ему.

Здесь важно разобраться, одинаковы ли салаваты, совершаемые Аллахом, ангелами и мусульманами, или есть различия? Конечно, это абсолютно разные салаваты. Согласно хадису, приводимому в сборнике «Сахих Бухари», салават (благословение) Аллаха — это Его прославление (Пророка) перед ангелами, а салават (благословение) ангелов — это мольба (обращенная с их стороны к Аллаху за Пророка, мир ему) (Абу Джафар ибн Джарир ат-Табари. «Сборник разъяснений о толковании аятов Корана» (Джами аль-баян ’ан ай аль-Куран). Каир: Т. 19. С. 174).

Абу Иса ат-Тирмизи передает, что Суфьян ас-Саури сказал: «Благословение Господа — это милость, а благословение ангелов — это прошение прощения».

Чем же тогда является салават (благословение) верующих, которые они, выполняя приказ Всевышнего, произносят в честь Пророка, мир ему? Ответ на этот вопрос стоит искать в диалогах, которые происходили между Пророком, мир ему, и его сподвижниками.

Так, в хадисе Тирмизи сообщается, что Убайй бин Ка’б, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я спросил: «О посланник Аллаха, поистине, я часто совершаю салават за тебя, но сколько из этого (мне следует посвящать) тебе? » Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « م َ ا ش ِ ئ ْ ت » «Сколько хочешь». Я спросил: «Четверть? » Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: « م َ ا ش ِ ئ ْ ت َ ، ف َ إ ِ ن ْ ز ِ د ْ ت َ ف َ ه ُ و َ خ َ ي ْ ر ٌ ل َ ك » «Как хочешь, но если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я спросил: «А половину? » Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: « م َ ا ش ِ ئ ْ ت َ ، ف َ إ ِ ن ْ ز ِ د ْ ت َ ف َ ه ُ و َ خ َ ي ْ ر ٌ ل َ ك » «Как хочешь, но, если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я спросил: «А две трети? » Он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: « م َ ا ش ِ ئ ْ ت َ ، ف َ إ ِ ن ْ ز ِ د ْ ت َ ف َ ه ُ و َ خ َ ي ْ ر ٌ ل َ ك » «Как хочешь, но, если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Я сказал: «(Тогда) я буду воздавать салаваты только за тебя! » (На это) он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « إ ِ ذ َ ن ْ ت ُ ك ْ ف َ ى ه َ م ّ ُ ك َ ، و َ ي غ ُ ْ ف َ ر ُ ل َ ك َ ذ َ ن ْ ب ُ ك » «Тогда ты будешь избавлен от тревоги твоей, и грехи твои простятся тебе! » (Сунан ат-Тирмизи, хадис № 2457).

Чтобы понять смысл сказанного Пророком, мир ему, и его сподвижником бин Каабом, стоит обратиться к толкованию данного хадиса. Ибн Каййим сказал: «Спросили нашего шейха Абуль-Аббаса о толковании данного хадиса, и он ответил: «У моего отца была дуа (мольба), с которой он обращался к Богу за себя. Он спросил Пророка, мир ему, посвящать ли ему четверть своего дуа за Пророка, мир ему? На что Пророк, мир ему, ответил: «Если ты прибавишь, для тебя будет лучше». Бин Кааб сказал о посвящении половины своей мольбы, на что Пророк, мир ему, ответил: «Если ты прибавишь, для тебя будет лучше». (Тогда) Ибн Кааб сказал, что все свое дуа целиком он будет посвящать Пророку, мир ему. (Тогда) Пророк, мир ему, сказал: «Тогда ты будешь избавлен от тревоги твоей, и грехи твои простятся тебе! Потому что, кто благословил (произнес салават) Пророка, мир ему, один раз, того Аллах благословляет десять раз. Тот, кого благословил Аллах, будет избавлен от тревоги, и простятся ему его грехи»

(Ибн Каййим аль-Джаузи «Ясность пониманий достоинств салавата и приветствия лучшего из созданий». Джидда: С. 7).

Исходя из толкования Ибну Каййима, становится понятно, что в данном хадисе под словом «салят» понимается дуа, которое Ибн Кааб решил целиком посвящать Пророку, мир ему, прося у Аллаха за него благословения.

Как видим, при рассмотрении данных текстов выявляется еще одна деталь – салават (благословение) Аллаха мусульманам. Возникает вопрос, есть ли разница между благословениями Аллаха своему Пророку, мир ему, и другим пророкам и благословениями, которыми Аллах удостаивает рядовых верующих? Для ответа на этот вопрос обратимся к аяту № 157 суры «Аль-Бакара», в котором говорится:

«Они удостаиваются (салават) благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем».

В аяте говорится о верующих, которые при различных трудностях и невзгодах уповают на Всевышнего и полагаются на Него. Именно такие люди удостаиваются благословений Божьих. В каком же значении слово «салават» использовано в этом аяте?

В большинстве тафсиров слово «салават», использованное в этом аяте, толкуется как прощение грехов, то есть верующие, проявляющие терпение на пути Всевышнего, за свое терпение получат духовную награду в виде прощения их грехов и прегрешений. Однако имам Фахруддин ар-Рази истолковал слова «салават» (благословение) и «рахма» (милость) следующим образом: «Благословение Аллаха – это прославление, хвальба и возвеличивание. Милость – это даруемые Аллахом блага (Фахруддин ар-Рази «Мафатихуль-гайб ат-Тафсириль-Кабир. Бейрут: Т. 4. С. 172). Исходя из этого толкования, становится понятно, что мусульмане, которые прилагают все усилия на пути развития ислама и проходят на этом пути множество испытаний, таким образом уподобляются Пророку, мир ему, и его сподвижникам и, соответственно, получают тот же вид благословения, которого удостаиваются от Аллаха Его пророки, мир им всем.

Что же касается обычных мусульман, не отличающихся рвением в распространении религии и не отягченные бременем миссионерства, то в их случае благословение Аллаха, которого они удостаиваются благодаря произнесению салаватов за Пророка, мир ему, согласно мнению ученых, заключается в даровании божественной милости, затрагивающей все аспекты жизнедеятельности человека. То есть, когда Аллах благословляет Пророка, мир ему, Он возвеличивает его, хвалит и прославляет его перед ангелами. Этого уровня в редких случаях могут также достигнуть некоторые из мусульман, проявляющие огромное терпение на пути Всевышнего. Когда же Аллах благословляет остальных мусульман за то, что они произносят салават за пророка, мир ему, то за это Аллах, благословляя их, дарует им Свои милости.

Важным моментом в хадисе, который приводит Ибн Каййим, на который также стоит обратить внимание — это награда, выражающаяся в том, что человека, произносящего салават Пророку, мир ему, благословляет сам Аллах. В приведенном Ибн Каййимом хадисе говорится о десятикратном благословении Всевышним того, кто произносит салават Пророку, мир ему. Есть также хадисы, в которых говорится, что за один салават, посвященный Пророку Мухаммаду, мир ему, человек, произносящий эти молитвы, достигнет такой степени, при которой Аллах будет его благословлять 70 раз, а согласно одному преданию, даже тысячу раз. То есть, произносящий салават Пророку, мир ему, мусульманин будет получать от Всевышнего нескончаемое количество божьих милостей.

Отметим также, что ученые, истолковавшие хадис о разговоре Пророка, мир ему, с его сподвижником Ибн Каабом, подчеркивают, что верующему для того, чтобы были удовлетворены его мирские нужды, необходимо часто произносить салават Пророку, мир ему, обращаясь к Аллаху с соответствующими фразами и пожеланиями, которым обучил своих сподвижников сам Пророк, мир ему.

Стоит также отметить, что многократное произнесение салаватов Пророку, мир ему, приносит пользу не только в мирских делах. В вышеприведенных хадисах говорится, что, произносящий салават Пророку, мир ему, будет удостоен прощения своих грехов, что в свою очередь обеспечивает этому человеку счастье и успех в будущей жизни.

Помимо этого, Пророк, мир ему, неоднократно говорил своим сподвижникам о том, что многократное и регулярное произнесение салаватов за него станет причиной того, что люди, внимательно относящиеся к этому виду поклонения, в День Суда будут находиться рядом с Пророком, мир ему, и удостоятся его заступничества. Свидетельством этому является хадис, переданный Ибн Масудом, в котором говорится:

إ ِ ن َ ّ أ َ و ْ ل َ ى ا ل ن َ ّ ا س ِ ب ِ ي ي َ و ْ م َ ا ل ْ ق ِ ي َ ا م َ ة ِ أ َ ك ْ ث َ ر ُ ه ُ م ْ ع َ ل َ ي َ ّ ص َ ل َ ا ة

«Поистине, люди, которые будут достойны находиться рядом со мной в День Суда, это те, которые часто произносят за меня салават» (Ибн Хиббан).

Практика салавата: эпохи, страны, современность

Согласно сунне Пророка Мухаммада, мир ему, мусульмане в конце каждого обязательного или дополнительного намаза произносят благословения Пророку Мухаммаду и его семейству. Салават также произносится во время пятничных, праздничных проповедей, во время заупокойных молитв. Практика салавата этим не ограничивается. В целях исполнения завета Всевышнего Аллаха о совершении салавата за Пророка Мухаммада, мир ему, в 1300-1301 годах нашей эры правитель Египта Аль-Маликун-Насыр Мухаммад бин Калавун издал указ, согласно которому перед произнесением азана на пятничную молитву мусульмане произносили салават Пророку, мир ему. В 1389 году внук Калавуна Аль-Маликус-Салих бин Ашраф Зайнуддин издал указ о том, чтобы после каждого азана, помимо азана на вечерний (магриб) намаз произносился салават (https: //islamansiklopedisi. org. tr/sala).

В Османской империи данная практика была продолжена. Салаваты Пророку, мир ему, произносились с минаретов мечети до азана утренней молитвы, а также после азана на обеденную, послеполуденную и ночную молитвы. Данные салаваты произносились муэдзинами, которые были хорошо обучены типам мелодий, разработанных для произнесения азана, салавата и чтения сур Корана. Данная практика возрождается в современной Турции и продолжает существовать в Сирии.

В мечетях мусульманского мира после коллективной молитвы верующие перед совершением тасбиха коллективно или по отдельности произносят салават. Коллективный салават также произносится после завершения исполнения 20 ракаатов таравих намаза в месяц Рамадан. В городах Йемена мусульмане коллективно произносят салават до начала пятничной молитвы.

Салават Пророку, мир ему, также произносится при проведении поминальных или иных обрядов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...