Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нур Пророка




 

Адам (алейхи салям) услышал повеление Аллаха. Все ангелы начали служить ему. Каждый раз, глядя на его благословенное лицо, они произносили салаваты Хабибуллаhу (с. г. в. ).

Имеются два риваята относительно луча света Господина посланников. По одной из них, этот луч находился на лбу Адама (алейhи салям), а по другой версии - на его спине. Каждый раз, когда Адам начинал передвигаться по небесам, ангелы шли за ним по пятам, оказывая ему почести и уважение. Когда Адам (а. с. ) решил узнать о причине такого поведения, Всевышний объяснил ему: «На твоей спине находится луч света Моего Любимца. Ангелы оказывают почести ему».

И тогда Адам (а. с. ) попросил: «Йа Рабби, перемести этот луч на другую часть моего тела, чтобы и я мог получать наслаждение от его созерцания».

Аллаh Всевышний согласился и переместил луч на указательный палец Адама. Увидев этот луч, досточтимый Адам приподнял указательный палец и произнес свидетельство веры (калимаи шахадат). Поэтому этот палец назвали пальцем свидетельствования. Затем он поцеловал этот палец, приложил к глазу, произнес салават и сказал: «Есть ли такой же луч у кого-то еще? » Всевышний ответил: «Есть у халифов Моего Любимца». «Йа Рабби, помести их тоже на других моих пальцах», попросил Адам (а. с. ). Аллаh Всевышний согласился и поместил на других четырех пальцах Адама лучи света Абу Бакра ас-Сиддика, Умара аль-Фарука, Османа Зиннурайна и Али аль-Муртаза (да будет Аллах ими доволен). Когда бы он не взглянул на свои пальцы, каждый раз видел, что исходящий от них свет усиливается. Такое состояние продолжалось до тех пор, пока Адам не съел плодов дерева, кушать с которого ему запретил Аллаh. После этого луч снова переместился на его спину.

Адам (мир ему) блаженствовал в Раю, вкушая все плоды, кроме плодов пшеничного дерева. Однажды, проснувшись, он увидел возле себя Хаву, которую Господь сотворил из его левого ребра, и почувствовал влечение к ней.

Когда ангел Джабраиль (мир ему) сказал Адаму, что надо преподнести махр, Адам (мир ему) спросил: «Что это такое? » Джабраиль (мир ему) ответил: «Трижды благослови Пророка Мухаммада ﷺ (прочти салават), которому Аллах даёт разрешение на заступничество в Судный день (шафаат), ради которого сотворено всё, являющегося (господином) саййидом твоего потомства».

Так, прочитав салават по совету ангела Джабраиля (мир ему), Адам заключил брак (никях).

В тафсире «Бахруль-улюм» говорится, что войдя в Рай, Адам (а. с. ) увидел установленные там престолы, в количестве равном числу пророков. На каждом он посидел понемногу, и пока он там сидел, на его лбу появлялся луч света того пророка, которому был предназначен данный престол. Самым последним он сел на престол Господина посланников (с. г. в. ). Ангелы держали над его головой светильник, состоящий из семидесяти тысяч лучей. Стало так светло, что все прежние лучи света исчезли, перестали светиться. Это было похоже на исчезновение звезд при восходе солнца. Этот случай еще более укрепил привязанность и любовь Адама (алейhи салям) к султану пророков.

По преданию, первое, что создал Всевышний Творец, – душа и нур (свет) Посланника Аллаха Мухаммада (ﷺ ). Подтверждением этого являются слова, сказанные самим Пророком Мухаммадом (ﷺ ): «В начале Аллаh создал мою душу».

Абу Шайх приводит хадис от ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), где говорится, что Всевышний ниспослал вахъю (откровение) к пророку Исе (мир ему) (Иисус): «Уверуй в пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и повели своей умме, чтоб уверовали в него. Если бы не Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), Я бы не создал ни Адама (мир ему), ни рая, ни ада. Воистину, Я создал над водой аль-Арш, и он начал дрожать, Я написал на ней «Лаилаhа иллаллаh Мухаммад расулюллах» (нет божества, которому следует поклоняться, кроме Аллаhа, и Посланником Аллаhа является Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), после чего он остановился».
Аль-Хаким посчитал этот хадис достоверным.

Подобный же хадис привел аль-Хаким от Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах). Имам Джамалуддин Махмуд ибн Джумлат сказал, что такого не удостоился ни один из ангелов и пророков, кроме Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Приводит Абдурраззак от Джабира бин Абдуллы Аль-Ансари (да будет доволен им Всевышний Аллаh): «Я сказал: «О, Посланник Аллаhа! Да будут выкупом за тебя мои отец и мать! Сообщи мне, что Всевышний Аллах сотворил самым первым? ». Он ответил:

«О, Джабир! Воистину, Всевышний Аллаh сотворил самым первым (нур) свет Пророка твоего из Своего света и позволил, по воле Своей, этому свету ходить где пожелает Аллаh.

Тогда не было ни Скрижали, ни Пера, ни Рая, ни Ада, ни ангелов, ни Неба, ни Земли, ни Солнца, ни Луны, ни джиннов, ни людей.

Когда пожелал Всевышний Аллаh создать творения, то поделил этот свет на четыре части:

из первой части Он сотворил Перо,
из второй – Скрижаль,
из третьей – Престол.

Четвёртую часть Он поделил ещё на четыре части:
из первой части Он сотворил семь небес,
из второй - семь земель,
из третьей – Рай и Ад.

Четвёртую часть Он поделил ещё на четыре части: из первой Он сотворил свет взоров верующих, из второй – свет их сердец и это познание Аллаhа, из третьей – свет их голов и это единобожие: «Нет Бога кроме Аллаhа, Мухаммад – Посланник Аллаhа».

У ад-Дайлями приводится от Ибн Аббаса (радыяллаху анху), который приводит, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

" Ко мне пришел Джибриль и сказал:
" О Мухаммад! Если бы не было тебя, не был бы создан Рай. Если бы не было тебя, не был бы создан Ад".

Ас-Сагани говорит о достоверности этого хадиса, только не приводит никакой информации о цепочке риваята.

Али аль-Кари же говорит: " Смысл этого хадиса достоверен (сахих).

В риваяте Ибн Асакира говорится: " Если бы не было тебя, не был бы создан этот мир". (Али аль-Кари, аль-Асрар аль-Марфу'а, 288)

 

 

Однажды кто-то спросил Пророка: «Для чего создана вся эта Вселенная? Как она существует? » Пророк сказал: «Я не знаю ответа. Нужно пойти спросить у ангела Джабраила». И вот он пошел и задал этот же вопрос Джабраилу, а тот сказал: «Не знаю, как тебе ответить. Придется спросить у Аллаhа». Итак Джебраил отправился с этим вопросом к Аллаhу и сказал, вернувшись: «Аллаh ответил: “Я создал эти небеса просто для того, чтобы они тешили твой взгляд своей красой и чтобы все благоговели перед Моей силой и величием. Я хочу, чтобы мерцающие звезды радовали и услаждали тебя и чтобы ты восхищался Моим творением”». На вопрос же о том, как он создал все это, Аллаh ответил через Джебраила вот что: «При сотворении людей Я не дал им способности понять и постичь, как все это сделано. Даже если бы Я тебе поведал об этом, ты бы не понял. Но в момент смерти, когда ниспадают все завесы, ты сразу же поймешь, как все устроено и изумишься Моей изобретательности. Я – лучший из творцов. Но как ни сложны сотворенные мною небеса, я сделал человеческое тело бесконечно более сложным». Пророк Мухаммад, несомненно, пребывавший на высочайшей из стоянок, сумел получить эту информацию. Средний же человек никогда не удостоится такой высочайшей чести Всемогущего Бога.

Однажды Джабраиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م, как обычно, пришёл к Пророку ﷺ на зиярат (посещение кого-либо, визит; здесь: посещение ради получения благодати). Когда приходил друг, Пророк ﷺ вставал, выказывая тем самым уважение к нему. А на этот раз, к удивлению Джабраиля ع ل ي ه ا ل س ل ا م, Пророк Мухаммад ﷺ не встал. – Наверное, мой зиярат тебе надоел? – спросил Джабраиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م . – О Доверенный Творца и мой верный друг, существует ли такой человек, которому надоедает твой зиярат? Разве я могу обходиться без того, кого Всевышний Аллах ﷻ сделал посредником для передачи Шариата посланникам?! После этих учтивых и приятных слов Посланник ﷺ спросил его: – Кому перед кем достойнее вставать – младшему перед старшим или наоборот? – Перед старшим должен вставать младший, – ответил Джабраиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م. – А сколько тебе лет? – спросил он тогда. На этот вопрос Джабраиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م учтиво ответил, поведав о возрасте своём: – Звезду, восходящую один раз в семьсот тысяч лет, я видел трижды. – А когда тебя создал Аллах ﷻ, что ты увидел первым? – спросил Пророк ﷺ. На этот вопрос Джабраиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م ответил так: – Когда меня создал Всевышний Аллах ﷻ, первым я увидел светильник из нура (духовный или материальный свет, луч), который висел над Аршем (самое большое создание Аллаха ﷻ, сотворённое из нура). Милому своему другу Любимец Аллаха ﷺ, сотворённый из божественного нура, сказал: – Тот нур, который ты видел, – это я. Ты узнаешь его, если увидишь сейчас? – Да, узнаю, – ответил Джабраиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م Пророк ﷺ, улыбаясь, сказал ему: – Посмотри на мои ногти, узнаёшь ли ты тот нур, который видел тогда? Когда Джабраиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م обратил взор на ногти Пророка ﷺ и увидел нур, он ответил: – Это тот самый нур, свет моих очей! Говоря эти слова, он поцеловал ногти Пророка ﷺ и провёл ими по своим векам. Для желающих знать, как Всевышний Аллах ﷻ создавал этот нур, немного расскажем далее. Переведём с арабского то, что привели Суюти в книге «Дурар аль-хисан» и Ахмад ибн Кади в книге «Дакаик аль-ахбар». Ещё до создания иных творений Всевышний Аллах ﷻ сотворил древо с четырьмя ветвями, которое называлось «Шаджарат аль-якин». После этого Всемогущий Аллах ﷻ создал нур Пророка ﷺ в виде павлина и, сделав завесу из жемчуга и хризолита, поместил его на это древо, где нур Пророка ﷺ в образе птицы провёл в тасбихе (прославление Аллаха ﷻ словами «СубханАллах»; восхваление, очищение Всевышнего от того, что наговаривают неверные) сорок тысяч лет. Затем Создатель ниспослал зеркало, назвав его «Мират аль-Хайат» (Зеркало жизни). Когда это зеркало поставили перед павлином, он заглянул в него. Увидев своё отражение и стыдясь Всемилостивого из-за собственной красоты, лучезарная птица пять раз совершила суджуд (земной поклон). Не забывайте, мусульмане, о том, что Аллах ﷻ, в соответствии с этими пятью поклонами павлина, наказал Мухаммаду ﷺ и его умме совершать в день пять намазов, в совершенстве выполняя руку (поясной поклон) и суджуд. Когда Всемилостивый ещё раз окинул взором милости нур Пророка ﷺ, от стыда у него (нура) появился пот. Из капель пота на частях его тела Аллах ﷻ создал весь этот мир. Арш, Курси (следующее по величине после Арша творение Аллаха ﷻ ), Лавх (Хранимая Скрижаль), Калам (Писчее Перо), Солнце, Луна, звёзды, преграды сотворены из капель пота, выделившихся на лице. Из пота, выступившего на голове, были созданы Джабраиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م, Микаиль ع ل ي ه ا ل س ل ا م и все ангелы. Из капель пота с груди нура Пророка ﷺ были созданы пророки, посланники, учёные, шахиды, праведные люди и арифы (познавшие Аллаха ﷻ ), знания и деяния которых соответствуют друг другу. Байтуллах (Кааба, Дом Аллаха ﷻ ), Байт аль-Мамур (Небесная Кааба), Байт аль-Мукаддас (мечеть «Аль-Акса» в Иерусалиме), все мечети и места для их строительства были сотворены из пота, выделившегося на спине. Из пота с обеих бровей Всевышний создал умму Мухаммада ﷺ: истинно верующих мусульман и мусульманок, всех, кто принял Ислам и произнёс шахадат. Из пота ушей Он сотворил души идолопоклонников, похожих на них безбожников, неверующих и лицемеров. Вся земля от востока до запада и все природные богатства земли, её недр, которые Аллах ﷻ открывает людям по мере их потребности, были созданы из пота его ног. После этого Всемилостивый Аллах ﷻ повелел нуру Мухаммада ﷺ взглянуть на все четыре стороны, и когда этот нур посмотрел таким образом, он увидел ещё четыре нура. Это были четыре его халифа: Абу Бакр, Умар, Усман, сын Аффана, и Али ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه. Истинное правление халифата (праведный халифат) завершилось на этих четырёх праведных халифах, и ещё полгода правил Хасан, внук Пророка Мухаммада ﷺ. Семьдесят тысяч лет истинный нур Хабиба ﷺ (одно из имён Мухаммада ﷺ ) находился в чтении тасбиха. Затем из нура Пророка ﷺ были созданы нуры всех пророков. Всевышний ещё раз окинул взором милости нур Пророка Мухаммада ﷺ, из которого создал его душу. Из неё были сотворены души других пророков, и на каждой из них выступил пот. Из него были созданы уммы пророков. И умма Мухаммада ﷺ, которую облагодетельствовал Аллах ﷻ Своей милостью, была сотворена из пота его души. Истинно познав Творца всего сущего, познав Пророка ﷺ, являющегося основой их создания, и следуя этим познаниям, все души воскликнули: «Ла илаха илла-ллах Мухаммад расулуллах». После этого Аллах ﷻ сотворил светильник, ярко светящийся внутри и снаружи, подобный зеркалу. Затем сотворил Мухаммада ﷺ в том виде, в котором Пророк ﷺ появится на земле. Образ избранного из всех и превознесённого над всеми созданиями был помещён в тот светильник.


Несомненно, вещи возникли из слов: Я был Тайным Сокровищем
Ибо океан Любви привел в движение волны любви

(Азиз Махмуд Худайи)

Суфийское учение гласит, что до телесного воплощения Пророка Мухаммада его представителями в этом мире были пророки. Это представительство и является воплощением " Мухаммадовой истины" (Хакикат-и Мухаммадийа). Ибо когда у Пророка спрашивали: " Когда вы стали пророком? ", Он отвечал: " Когда Адам был между водой и глиной, иными словами, я был пророком еще до его сотворения".

Другим понятием суфийского учения, символизирующим Мухаммадову Истину, которая включает в себя каждого пророка от первого пророка Адама до Пророка Мухаммада, является понятие " Мухаммадова Света" (Нур-и Мухаммадий). Известно, что в Священном Коране (аль-Ахзаб, 33/46) Пророк упоминается как " лучезарный светоч" (сираджан мунира). Другой айат сообщает нам, что наш Пророк является " светом, идущим от Аллаха" (аль-Маида, 5/15).

 

Комментаторы Корана также трактуют данный айат в качестве указания на Пророка. Тем более, что наиболее часто используемым эпитетом Пророка Ислама является имя " Нуру-л-Худа" (Свет божественного наставления).

Бурсави также придерживается взгляда, согласно которому наш Пророк в Священном Коране преподносится в качестве " лучезарного светоча". В упомянутом айате Посланник Аллаха сравнивается со светильником. Известно, что при отсутствии света, невозможно добраться до желаемого места в темноте. Также и Благородный Посланник: не будь он светильником бытия, то все сотворенные создания остались бы во тьме несуществования, не будучи способными найти путь к свету бытия, и не могли бы направиться по пути изобилия и благополучия к обители, в коей пребывает источник.

а) Свет на челе предков

Очевидно, что для исламских ученых данный свет не является просто символом, но и исполнен более глубокого смысла. Согласно преданиям, создавая Адама, Всевышний Аллах поместил на его челе свет Пророка Мухаммада, в виде безупречно белой жемчужины, которая днем сияла как солнце, а ночью - как полная луна. Этот свет на челе пророка Адама, перешел к нашей праматери Еве, когда она забеременела, а затем перешел к пророку Шису. Таким образом, этот свет, пройдя через сто человек, то есть через пятьдесят мужчин и пятьдесят женщин, в конце концов, дошел до отца и матери Пророка Мухаммада, которые стали последней получившей его парой. Ибн Исхак (ум. 150/767) повествует о некой женщине, которая пыталась совратить отца Пророка Абдуллаха сразу же после его женитьбы на матери Пророка Амине. Однако когда Абдуллах увидел ту женщину на следующий день после начала семейной жизни, когда уже был зачат наш Пророк, та отвернулась от него. На его вопрос о причине такого поведения она ответила: " Свет, который я видела на вас вчера, сегодня покинул вас". Согласно Ибн Исхаку, эта женщина увидела между глаз Абдуллаха белый сверкающий знак, который исчез оттуда, когда был зачат Пророк. Женщины-героини этой истории в исторических книгах упоминаются под разными именами. Ибн Исхак утверждает, что эта женщина была сестрой Вараки б. Науфаля. Она была предупреждена своим братом о том, что в ближайшем будущем должен прийти новый пророк. Естественно, что явление, которое та женщина узрела на лице Абдуллаха, был светом пророчества, который он носил на себе. Эта история упоминалась также историками последующих времен.

Об этом, передаваемом в наследство от предков, свете сообщается и то, что предки Пророка Мухаммада получали весть о пришествии Пророка, видя в своих снах свет или же источающие свет деревья. Одна из подобных история связана с Абдулмуталлибом:

Рассказывается, что однажды дядя Посланника Аллаха Абдулмуталлиб внезапно пробудился ото сна. Благославенный Аббас говорит об этом: " Тогда я был ребенком, который только начал понимать сказанное. Я увязался за Абдулмуталлибом. Он сказал курайшитским жрецам такие слова:

" Во сне я видел, как из моей спины вышла серебряная цепь. У нее было четыре конца. Один конец был обращен к востоку, другой - к западу, еще один к бездне небес, а четвертый - к глубинам земли. Когда я взглянул на ту цепь, она превратилась в лучезарное зеленое дерево. И пока я стоял так, ко мне подошли два старца. Я спросил одного из них:

- Кто вы?
- Я пророк Господина миров Нух, - ответил он.
- Хорошо. А вы кто? Спросил я другого старца. Тот ответил: " Я пророк Господина миров Ибрахим".
А потом я проснулся.
Курайшиты жрецы сказали:

" Если ты и вправду видел такой сон, то он означает, что из твоего рода выйдет пророк, в которого уверуют земля и небеса. Поскольку звенья той цепи были связаны друг с другом, это указывает на то, что у того пророка будет много последователей и помощников и что они будут сильны. Превращение цепи в древо означает, что принесенная этим пророком религия будет вечной, и что он обретет высшую славу и почет". В день битвы при Хунайне Пророк намекнул на этот сон Абдулмуталлиба, сказав такие слова: " Нет сомнения в том, что я - Пророк. Ведь я - потомок Абдулмуталлиба".

Сам Пророк однажды поведал о сне, который видела его мама: " Когда Адам был только глиной, я уже был вписан пред Аллахом как " Печать пророков". Сейчас я расскажу вам о первых знамениях моего прихода: это молитва моего отца Ибрахима, великолепие Исы и сон, который видела моя мама, когда вынашивала меня. В том сне мама видела, как из нее вышел свет и озарил дворцы Дамаска".

б) Наследие классиков суфизма по данной теме

Сахль б. Абдуллах Тустари (ум. 283/986) является первым суфием, который затронул тему Мухаммадова света в суфийской литературе. Тустари выдвинул идею о том, что, прежде всего Аллах сотворил из собственного света Пророка Мухаммада, подчеркивая тем самым, что бытие Мухаммада предшествовало бытию вселенной. В комментарии к 30-му айату суры аль-Бакара он писал: " До сотворения Адама, Всевышний Аллах заявил ангелам: " Я воздвигну на земле наместника" и создал Адама из глины своего достоинства, а Мухаммада - из своего света".

Абдулкадир Джайлани так комментриует " Айат света" применительно к Пророку: Тело Пророка является вместилищем его духа. В этом вместилище имеется светильник для света откровения. Распространение ниспосланного ему откровения представляет собой своего рода лампу или стекло над светом. Когда свет пророчества достигает стекла лампы, утвержденной в его сердце, получается свет над светом.

Йунус Эмре в тринадцатом веке воплотил идею о предсуществовании вселенной Мухаммадова света в таких стихотворных строках:

Он создал Мухаммада за семьдесят тысяч лет до всего прочего.

Сама истина полюбила его, приняв за звезду.

Та звезда была там же, где была душа Адама,

Или же в именах еще не названных пророков.

Ученые не ведают сего, этого заурядный не постигнет ум,

Дар был открыт Йунусу от Господа нашего,

Земля и небо были созданы, чтобы дружить с Мухаммадом,

Свидетельствуя, что до него не было ни земли, ни неба.

Суфии указывают на два способа сотворения. Первый, когда какая-нибудь вещь создается непосредственно. Единственной вещью, которая была создана таким образом, является истина Пророка Ислама. Выражение " Аллах, создающий из ничего" подразумевает именно такой способ сотворения. Что касается другого способа творения, то он заключается в сотворении посредством чего-либо или создание из другой вещи. Создание в этом смысле означает сотворение феноменов, находящихся вне истины Пророка. Таким образом, тождественность истины Пророка, выступающей как первоистина, другим истинам или ее посредничество между Абсолютным Бытием не является уже воплотившимся в жизнь фактом. Истина Пророка, будучи самой первой истиной в исходящей от Единого манифестации, в то же время является тем, что сближает самую первую божественную манифестацию с другими истинами. Именно из этой особенности вытекает представление Ибн Араби, который узрел в истине нашего Пророка манифестацию уникальности. Об этом явлении Ибн Араби говорит следующее: " Пророк Мухаммад является самым совершенным среди людей созданием. По этой причине дело (сотворение или акт возникновения) было закончено им, подобно тому, как оно было начато с него".

 

Ибн Араби говорит, что благодаря существованию истины пророка, он жил как руководящее, властвующее создание, являвшееся образцом для подражания. Аллах, отсрочив воплощение его тела, создал вместо него представителей. Первым представителем и наместником был Адам. Позднее, когда человечество стало плодиться и множиться, вплоть до воплощения пречистого тела Пророка Мухаммада Аллах повсеместно и во все времена и эпохи создавал наместников. Телесное же воплощение Пророка Мухаммада было подобно восходу сияющего солнца. Отныне все источники света слились с ярким светом, который он излучал, все предписания растворились в сени принесенных им установлений и все шариаты покорно склонились перед ним. Так во всей мощи проявилось его, ранее утаивавшееся, господство. Следовательно, Последний Пророк является тем, кому были ведомы как первое и последнее, так и все явное и тайное.

Пророк Мухаммад - это носитель значений всех имен, ибо ему был дано имя Джавами' ал-Калим (Объемлющий все имена). Понятие " Аллах" является целокупностью этой степени, так и всех врожденных дарований и способностей. Об этом говорится также как о " Сени Аллаха" или " Первотени". Ибо в божественной несравненности отражением Аллаха является Инсан-и камил (Совершенный человек).

Досточтимый Мавлана, признавая Его сотворение наравне с любовью, в своем произведении " Маснави" приводит хадис кудси " Если бы не ты, то Я не создал бы небеса", толкуя его в единстве с любовью:

Любовь заставляет кипеть море, словно это обычный горшок. Любовь превращает горы в песок.

Любовь раскалывает небеса, открывая сотни трещин. Любовь сотрясает землю без видимых причин.

Безусловная и чистая любовь была спутницей Пророка Мухаммада. Любя, Господь сказал ему: " Если бы не ты... ". Создание его было вызвано одной лишь любовью. Поэтому Господь избрал его из среды пророков.

Он спросил: " Разве Я создал бы небеса, не будь у тебя связи с любовью, и не будь в тебе любви? "

Для того чтобы ты осознал величие любви, я вознес твою судьбу выше небес.

Желая, чтобы ты почувствовал аромат состояния влюбленных, я совершенно унизил землю, бросив ее под ноги. Подобно тому, как преображается от любви бедняк, я в назидание украсил землю зеленью и свежестью. Даже горы, которые недвижно стоят на это земле, рассказывают тебе о силе своей любви к тебе.

Абдурахман Джами в стихотворной форме поведал о том, каким образом Свет Пророка Мухаммада оставался источником жизни для пророков, начиная с пророка Адама и кончая пророком Исой.

Его свет появился на челе Адама,
Поэтому ангелы склонились в поклоне.
Нух, в бедствиях Потопа скитаясь,
От света сего обрел помощь в своем ковчеге,
Аромат его благодати достиг Ибрахима, и
На дровах костра Нимрода расцвели его цветы.
Перед ним сам Йусуф во дворце мудрости
Был всего лишь рабом ценой в семнадцать дирхем.
Его лик развеял горячность Мусы,
Его губы научили Ису воскрешать мертвых.
Он - свет молодости вселенной и свет молодости Адама.

Всевышний Аллах в айате " Аллах - свет небес и земли" (ан-Нур, 24/35) назвал себя " Светом". Ибо небеса и земля ранее пребывали во тьме небытия. Всевышний Аллах проявил их, даровав им бытие. Посланника Аллаха Он также назвал " Светом". Ибо первым светом, созданным Господом Истины сиянием своего могущества и светом, выведенным Им из тьмы, был свет Пророка Мухаммада. Позднее из света Своего Посланника Он сотворил вместе со вселенной и то, что ее наполняет, творя все одно от другого. Поскольку все создания возникли из Его света, Он назвал его " Светом".

В " Мактубат" имама Раббани (ум. 1034/1624), сказавшего: " Суть какой-либо вещи и есть истина той вещи", имеются важные данные, связанные с Мухаммадовой истиной. В первую очередь, в 44-м письме " Мактубат" он проводит мысль о том, что Пророк Мухаммад является причиной сотворения мира: " Если не было бы нашего Пророка, Аллах не создавал бы мир и не проявил бы себя как Господа. Он был пророком еще тогда, когда Адам пребывал между водой и землей".

Если Он - руководитель в делах человека,

Такого человека уже не свяжут путы греха.

По мнению Раббани, любовь предшествует существованию, а Мухаммадова Истина есть средоточие этой любви: Мухаммадова Истина является истиной всех истин, воплощенным в любви началом всего явного и основой сотворения всех созданий. Эта воплощенная любовь упоминается даже в одном из хадисов кудси: " Я был тайным сокровищем, и, возжелав быть познанным, сотворил все создания, дабы знали Меня". Итак, первым феноменом, вышедшим на арену явленного из этого тайного сокровища, стала любовь, являющаяся причиной создания всего тварного. Если бы не было той любви, то врата творения не отворились бы, мироздание пребывало бы в небытии. В этом и заключается секрет хадиса " не будь Тебя, Я не создал бы небеса и не проявил бы Своего господства".

Пророк Мухаммад - Последний Пророк.

Пророк Ислама рассказал о том, что он является последним пророком такими словами: " Положение предыдущих пророков и меня можно показать на следующем примере: Некто строит красивое здание, украшает и благоустраивает его. Но в углу строения не достает одного единственного кирпича. Люди прогуливаются по зданию, восхищаясь им. Но замечают: " Уложить бы ему один кирпич вот сюда, и закончить дело". Вот и я подобен кирпичу, завершающему то совершенное здание".

Суфийское учение признало за выражением " Печать пророков" единство двух разных прочтений, а именно: Пророк Мухаммад является последним пророком и человеком, который завершил линию пророческих миссий. У него спросили: что значит для человека конец? Он ответил: возвращение человека к тому, с чего он начинал!

В учении Ибн Араби о бытии важное место занимают взаимоотношения между началом и тем, что следует после него. В теории о цикличном бытии начало проявляется конце, а последующее смыкается с началом... Последний Пророк является первым созданием. То, что он с онтологической точки зрения является началом, а с исторической точки зрения - последним пророком гармонично согласуется с тем, что с точки зрения человеческого бытия и истины он является первым, но с позиции его проявления во вселенной он является последним творением.

Печати, оставшиеся от пророков, были упразднены из почтения к религии Ахмада. Имелись неоткрытые замки; они были отомкнуты дланью " Иннá фатахнá ". Он - заступник в этом мире и в последующем. В этом мире он приводит человека к религии, а в Грядущем - в райские сады.

В этом мире он взывает:
" Покажи им Путь";

а в Грядущем мире говорит:
" Покажи им Свой светлый лик".
Его тайная и явная работа всегда означает мольбу: " О, мой Господь, укажи Прямой путь моему народу, ибо не ведают они". Его дыханием открыты врата обоих миров и мольбы его принимаются в обоих мирах. Подобного ему не было и не будет. Поэтому он является последним пророком. Когда ты видишь мастера, который достиг предельного совершенства в своем ремесле, не говоришь ли ты: " На тебе закончилось сие ремесло? "

О, Пророк! Ты упраздняешь печати, отворяешь запертые двери, ты - Печать, это дело завершено тобою и на тебе. В мире пожертвовавших своими душами ты являешься Печатью печатей.

Одним словом, указания Пророка Мухаммада, касающиеся упразднения печатей и открытия дверей представляют собой абсолютную ясность в ясности, ясность в ясности, ясность в ясности.

И еще Мавлана в своем " Маснави" так говорит об обещаниях Аллаха, которые Он дал Последнему Пророку:

Любезность Господа проявилась в обещаниях, данных им Мустафе: " Даже если ты умрешь, сия религия и эта вера не умрут. Я возвышу твою книгу и чудо, я стану преградой тому, кто возьмется удалить что-то из Корана или что-либо прибавить к нему. Я буду охранять тебя в обоих мирах". Я покину тех, кто хулит твои слова и ввергну их в позор и унижение... Не ищи себе защитника, кроме Меня! Я буду усиливать твое сияние с каждым днем, Я сделаю так, что твое имя будут чеканить на золоте и серебре. Я сделаю так, что для тебя будут возводить минбары и михрабы. Я так тебя люблю, что твоя печаль - это моя печаль. Сейчас твое имя произносят шепотом, ибо боятся, они прячутся, чтобы совершить намазы. Опасаясь проклятых неверных, твоя религия укрывается в пещерах...

Весь мир я заполню минаретами, твои рабы будут завоевывать города, обретут положение. Твоя религия распространится повсеместно от земли и до неба. Твой Коран похож на посох Мусы - он подобно дракону поглотит всех неверующих. Ты будешь спать под землей, однако, то чистейшее слово подобно жезлу уведомляет обо всех вещах. Руки тех, кто замышляет недоброе, не смогут прикоснуться к тому жезлу. Спи, о падишах, спи... Да будет благословен твой сон!

На " пророчество, установившее шариат", которое завершилось со смертью Пророка Мухаммада, была наложена финальная печать, означавшая достижение им конца. Подобно тому, как Мухаммадова истина посредством предыдущих пророков освещала путь истории до прихода нашего Пророка, она и после его кончины будет продолжена его духовными наследниками. Не это ли, по существу, и есть воплощение выражения " Великие мужи этой уммы подобны пророкам предыдущих общин"?

В завершении благославенный Худайи говорит следующее:

Мухаммад - это капитал счастья этого и Грядущего миров
Мухаммад - это цель сотворения Адама
И насколько бы раньше не пришел Адам,
На самом деле Мухаммад является первопроходцем и вождем.
И хоть пророчество - это высочайший пост, Худайи,
Все же Мухаммад - друг Творца
И Печать Пророков.

 

Любовь к Пророку

Необходимо знать, что единственный источник милости и познания, который приведет к океану Любви к Аллаху — это наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям). Безграничная любовь к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) — это любовь к Аллаху, покорность ему — покорность Аллаху, восстание против него — восстание против Аллаха.

Поэтому досточтимый пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) является для человечества обителью любви. Арифы знают, что причина создания всего мира — «Мухаббати- Мухаммад».

Поэтому вся вселенная посвящена Свету бытия — пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям).

Самым первым созданием Аллаха был «Нур Мухаммада». Поэтому второй причиной создания этого множественного мира, после божественной воли, является Нур Мухаммада. Это вели­кий божественный дар всему мирозданию и всем рабам Аллаха. Именно Нур Мухаммада является первым местом проявления божественной истины. Нур Мухаммада является источником проявления божественной истины в нашем мире.

Как прекрасно описывает Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) поэт Итри:

«О Посланник Аллаха! Ты подобен тому дереву света на Тур Синай, у которого нет тени, на котором отразился Божественный Свет, и которое указало путь Мусе (алейхиссалям)! Ты весь из света — с головы до ног, и ты, подобно солнцу, освещаешь весь мир, держа его в руках!.. »

«Ты падишах, который повелевает восемнадцатью тысячами миров, и сулейманы — всего лишь муравьи под твоими дверями».

«О посланный милостью мирам! Я ухватился за полу твоего милосердия. Я несчастный человек, известный лишь своими грехами и недостатками, а ты — султан, прославившийся своим прощением и милосердием!.. »

Человек, чьи возможности ограничены, никогда не сможет до конца постичь сущность Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), являющегося чудом творения. Никакими категориями этого мира невозможно описать его, потому что разница между тем, что способен видеть и осмысливать в этом мире человек, и Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) бесконечна. Мы можем зачерпнуть из моря столько воды, сколько войдет в нашу ладонь. Так же как невозможно уместить океан в стакане, так же невозможно постичь в полной мере Нур Мухаммада. Об этом прекрасно сказал поэт Яхья Кемаль:

Мир никогда не видел подобной розы,

Но красота ее у всех на устах!..

Поэтому слова, выражающие его величие, заканчиваются бесконечностью молчания. А то, что отражается в сердцах веру­ющих из его истинной сути — всего лишь капля в море. Ведь «Нур Мухаммада», как и «бейтуллах», — понятия, которые находятся за пределами человеческого осознания и воображения.

По сути, как мы говорим в «свидетельстве веры», он тоже «раб». Но мы не должны ограничивать это пониманием обычных людей, так как наше понимание истины Мухаммада (хакикати Мухаммад) находится на уровне понимания ребенком тонкос­тей метафизических явлений. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) — избранный из всех рабов, являющийся посланником, любимцем миров. Он посланник, в имени которого объединились имена всех пророков. Все религиозные законы, принесенные другими пророками, достигли своего совершенства с Исламом, который принес он.

Султанов прославляют в хвалебных речах и стихах, возносят молитвы, чтобы их государства стояли вечно. Но придет время, все султаны и их государства исчезнут из анналов истории. Но речи, произносимые в честь пророков, не таковы. Царства пророков и праведников, являющихся их наследниками, вечны и не имеют конца. Они стали вечными и в сердцах, и перед Всевышним Аллахом. Правление падишахов — всего лишь прав­ление в бренном мире, поэтому оно обречено на исчезновение. Так оно и будет. А пророки и праведники — путеводители, кото­рые ведут рабов к их Господу. Они пожертвовали мирским ради вечности и стали избранными душами, обретшими вечность. Они — правители душ, правление которых продолжается в мирах «барзах»[3] и «ахират»[4]. О них говорится в аяте:

«Воистину, праведные рабы Аллаха не познают страха и не будут опечалены» (Юнус, 62). Стройные ряды этих высочайших душ праведников возглавляет венец всех пророков Мухаммад Мустафа (салляллаху алейхи ва саллям).

Имена мирских падишахов сотрутся из памяти, но имя Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) вечно на земле, небесах и в сердцах. Пусть наши сердца навечно запечатлеют имена не мир­ских правителей и их государств, а имя султана, не имеющего

равных и восседающего на троне вечности, только тогда наши сердца сохранят свою высшую ценность.

Эти слова Всевышнего Аллаhа обращены к многобожникам:

«Но Аллаh не станет подвергать их мучениям, пока ты находишься среди них! » (аль-Анфаль, 33).

Но скрытый смысл аята указывает на благую весть и награду для тех му’минов, у которых в сердцах есть любовь к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Это означает, что насколько сердце верующего буд

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...