Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каким образом лучше произносить салават?




 

Самым правильным проявлением адаба (уважения) к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) будет читать салават, обратившись в сторону кыблы, произнося салават сосредоточенно, с любовью к Пророку Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однако даже если мы будем читать его, занимаясь нашими повседневными делами и домашней работой, это принесет нам большие благословения и награды в этом и будущем мире, иншаАллах.

 

Самая главная составляющая чтения салавата – это произнесение его с любовью к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха).

 

Благословение (салават) любимого Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) – это наша мольба, обращенная к Всевышнему Аллаhу: «О, мой Аллаh! Ты благослови (салават) и приветствуй (салям) Пророка! ». Более полный смысл этой мольбы таков: «О, мой Аллаh, Ты одари его особой милостью, связанной с его возвеличиванием, и Ты защити его от бедствий и вреда обоих миров и от всех недостатков! ».

Благословение – это особая милость Всевышнего Аллаhа, связанная с возвеличиванием. Наш Создатель избрал и возвеличил пророков из всех Своих творений и обособил, выделил их этой милостью. Она – специально для них, поэтому благословлять можно только пророков. Однако можно, благословляя их, упомянуть и других благочестивых людей. В частности, благословляя нашего любимого Пророка Мухаммада (‘алайhи-ссаляту ва-ссалям), можно упомянуть всех членов его семьи и его сподвижников. Это является сунной. Также является сунной благословлять и других пророков, но в этом случае рекомендуется вначале благословить Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), а затем и остальных. Например, благословляя пророка ‘Ису (мир ему), лучше и высокочтимее сказать: «Да благословит Аллаh Пророка Мухаммада и ‘Ису и да приветствует их! ».

Священный Коран о достоинствах благословения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

Всевышний Аллах в Своем священном Коране говорит:

Смысл: «Поистине, Аллаh и ангелы Его благословляют Пророка. О те, которые уверовали, вы также благословляйте его и приветствуйте усердно! ». (Коран, 33: 56).

В этом священном аяте Всевышний Аллах повелевает нам и обязывает нас благословлять и приветствовать благородного Пророка Мухаммада (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Поэтому мы обязаны благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) в каждом намазе и хотя бы один раз в своей жизни сделать это вне намаза. В остальное время постоянно благословлять его является сунной.

В указанном аяте Всевышний Аллаh, прежде чем повелеть нам благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), сказал, что Он Сам и Его святые ангелы благословляют Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует), более того, Всевышний сказал: «поистине благословляют», усилив тем самым его значимость. Затем Создатель обратился к верующим с ласковыми, пленяющими их сердца словами: «О те, которые уверовали! » Только после этого Он повелел, чтобы мы также благословляли его. Повелел не только благословлять, но и приветствовать. И не просто приветствовать, а приветствовать усердно.

Обратите внимание, дорогие мусульмане, как настоятельно Всевышний Аллаh требует от нас, чтобы мы благословляли своего любимого Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям). Ученые-богословы (алимы) и познавшие Всевышнего Аллаха (‘арифуны) самым высоким счастьем и радостью от благословения Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) считают выполнение указанного повеления Создателя, и кроме того, благословляя его, они также оказываются исполнителями того, что делают Всевышний Аллах и Его ангелы.

Эти достоинства, а также безудержная любовь и желание благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) и то счастье, которое заключено в нем, буквально опьянеют людей, приближенных к Аллаху и познавших Его.

В выполнении воли Господа всего сущего и в следовании тому, что делают Его ангелы, они видят высшую степень достоинства благословения и его самое большое счастье. Затем они принимают во внимание и свое желание оказаться в числе тех, кто хотя бы частично исполняет свой долг перед любимым Пророком (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), который был послан как милость для всех миров и стал поводом для получения человечеством стольких благ и милостей Аллаха. Ибо полностью исполнить этот долг перед ним мы не в состоянии, что бы мы ни делали. Также часто благословлять Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) их побуждает и сама огромная любовь, которую они испытывают к нему.

Ибн Касир в своем «Тафсире» пишет: «Всевышний Аллах, ниспослав этот аят, сообщил Своим рабам о том, какими достоинствами и величием Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) обладает перед ангелами. То есть Сам Господь выявил величие Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) перед Своими святыми ангелами и сообщил, что ангелы также благословляют его, а затем повелел джиннам и людям благословлять его и приветствовать». («Мухтасар Ибн Касир». Т. 3. С. 110).

В комментарии (тафсир) к Корану, принадлежащем перу Ибн ‘Аджиба, написано:
«Ты знай, что благословение Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) является лестницей, ведущей к познанию Всевышнего Аллаhа. Потому что частое благословение Пророка (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) обязательно влечет за собой любовь к нему. А любовь к нему вызывает любовь к Всевышнему, что, в свою очередь, приводит к любви Создателя к Своему рабу. Любовь же Господа притягивает, приближает раба к Нему. Посланник Аллаhа (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) подобен ближайшему визирю царя. Тот, кто желает пойти к царю, услуживает и приближается вначале к визирю, а потом визирь ведет его к царю».

Поэтому Посланник Аллаhа (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) подобен самым большим и широким вратам, ведущим рабов к познанию Творца. Того, кто желает отправиться к Всевышнему Аллаhу, не войдя в эти врата, Он не принимает, а изгоняет.

Имам Джазули говорил:
«Для того, кто желает приблизиться к Всевышнему Аллаhу, одним из самых необходимых факторов является благословение Пророка (чтение салавата Пророку)».


В комментарии к книге «Далаиль аль-хайрат» пишется, что в самом благословении Посланника Аллаhа ﷺ содержится несколько доводов в пользу того, что его благословение является особо важным и значимым деянием.

Во-первых, оно обозначает стремление совершить тавассуль (приближение) к Аллаhу посредством Его самого любимого и избранного Пророка ﷺ. Ведь Всевышний в священном Коране повелел: «Вы ищите василат, т. е. средства, пути приближения к Нему». И нет более достойного, большего и близкого пути, средства и причины для постижения Всевышнего Аллаhа, чем Его самый любимый Пророк ﷺ .

Во-вторых, Всевышний Аллаh повелел нам призывать на него благословение и обещал тому, кто часто благословляет его, большое вознаграждение и прекрасное пристанище – Рай. Следовательно, благословение Пророка ﷺ является самым полезным деянием, самой прекрасной речью, самым чистым состоянием, самым приближающим к Всевышнему действом, самым благодатным, всеобщим и благим деянием, вызывающим довольство Создателя, посредством которого обретаются высоты счастья в обоих мирах, и одним из тех деяний, благодаря которым Господь принимает мольбу (дуа) раба и возвышает его степень.

Поэтому Всевышний Аллаh, обращаясь к пророку Мусе (мир ему), сказал: «О Муса, если ты хочешь, чтобы Я приблизился к тебе больше, чем твоя речь к твоему языку, твои помыслы – к сердцу, твое тело – к душе, твое зрение – к глазам, то благослови Пророка Мухаммада».

Пусть каждый верующий благословляет Посланника Аллаhа (мир ему и благословение), ведь эта радует его, и Всевышний будет доволен. В хадисе аль-Кудсий Аллаh сказал:

«О, Мухаммад! Все ищут Мое довольство, а Я ищу твоё довольство».

Значит довольство Пророка (мир ему и благословение) – довольство Аллаhа.

В-третьих, Пророк Мухаммад ﷺ является самым любимым, самым высокочтимым рабом Аллаhа. И потому Сам Господь и Его ангелы благословили его. Любить Пророка ﷺ, которого любит Всевышний Аллаh, для народа стало обязательным, так же как вменяется в обязанность стремление приблизиться к Творцу посредством проявления любви к Посланнику Аллаhа ﷺ. Стало обязательным прилагать все свои усилия в выполнении своего долга перед ним, так же как стало обязательным для верующих благословлять его.

Всевышний Аллаh и Его ангелы благословляют Пророка Мухаммада ﷺ, поэтому и мы обязаны благословлять его. Благословение Пророка Мухаммада ﷺ Всевышним Аллаhом и ангелами является более великим достоинством, нежели совершение земного поклона ангелами перед пророком Адамом (мир ему). Об этом мы поведали и выше.

В-четвертых, в многочисленных хадисах повествуется о достоинствах благословения Пророка ﷺ. Многократно благословляющий Пророка ﷺ обретет достоинства этого и потустороннего миров и довольство Всевышнего Творца.

В-пятых, благословляя Пророка ﷺ, мы выражаем ему свою благодарность. Всевышний повелел нам благодарить тех людей, которые делают нам добро. Все блага, которые мы получаем, предыдущие из них и последующие, известные и неизвестные, большие и малые, явные и тайные, даже наше сотворение Всевышним и существование, а также все другие мирские и потусторонние блага, которыми Всевышний одаривает нас, – причиной всему этому послужил святой Посланник Аллаhа ﷺ. За это мы обязаны выражать ему благодарность, и поэтому нам подобает при каждом вдохе и выдохе благословлять его.

В-шестых, частое благословение Пророка ﷺ освещает сердца, увеличивает бдительность, внимательность. Потому и говорят: «Тот, кто не нашел истинного духовного наставника (муршид), пусть чаще благословляет Пророка ﷺ ». Однако для того, чтобы человек совершенствовался в Шариате и хакикате (истинное направление веры) и достиг уровней фанаъ и бакаъ, ему обязательно необходимо вступить под духовную опеку совершенного муршида». (В сокращении взято из тафсира Ибн ‘Аджиба. Т. 6. С. 53 – 55).

В своей книге «Ас-Саляту ‘аля ан-набиййи» Абдуллаh Сираджуддин аль-Хусайни, давая толкование указанному аяту, пишет:

«В этом священном аяте Всевышний сообщает Своим рабам о высокой степени любимого Пророка ﷺ перед ангелами и о том, что все ангелы благословляют его. Все это свидетельствует о высокочтимости Пророка ﷺ перед Всевышним, о его степени и величии. Затем Всевышний Аллаh повелел джиннам и людям благословить и приветствовать Пророка ﷺ, чтобы тем самым удостоить его величия, достоинств и превосходств среди мира ангелов и мира джиннов и людей. Аллаh объявил об избранности, степени и величии Пророка ﷺ в мире ангелов и распространил весть об этом на земле. То есть Он довел весть о величии Пророка ﷺ до всех Своих творений, чтобы они знали, каким достоинством Любимец ﷺ обладает перед Господом великого ‘Арша. Всевышний Аллаh благословляет любимого Пророка ﷺ, возвеличивая его, и ангелы Создателя благословляют его, чтобы посредством этого благословения получить благодать и достоинство, чтобы наслаждаться таинствами этого благословения и облагораживаться посредством его сияния (нур).

Содержание и структура аята свидетельствуют, что Всевышний и Его ангелы всегда благословляют его, и это будет продолжаться вечно. Само обращение Всевышнего: «О те, которые уверовали! », - подтверждает, что благословение Пророка ﷺ тесно связано с верой (иманом). Цель того, что Всевышний не назвал Пророка ﷺ по имени, как других пророков, а сказал, что Он благословляет этого Пророка ﷺ, заключается в том, чтобы тем самым показать нам избранность и превосходство Пророка Мухаммада ﷺ над остальными пророками.

Его пророчество в духовном мире (в мире душ) является началом всех пророчеств, а в материальном мире его пророчество является завершающим пророческую цепь. А то, что Всевышний наряду со Своим именем упомянул ангелов, показывает, что они также являются очень ценными и любимыми рабами Аллаhа. Количество этих ангелов не знает никто, кроме Всевышнего Аллаhа. Какими же должны быть величие, достоинство и степень Пророка Мухаммада ﷺ, которого такие дорогие для Всевышнего ангелы благословляют беспрерывно! ».

Высокочтимость благословения Пророка (мир ему и благословение)

В хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сказано:

1. Ближе всех к любимому Пророку (мир ему и благословение) в Судный день окажется тот, кто больше всех благословляет его. (Тирмизи).

Какое же счастье может быть больше, чем приближение к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение)?! Тот, кто в пятницу тысячу раз благословит Пророка (мир ему и благословение), не умрёт, пока не увидит своё пристанище в Раю.

3. Благодать (баракат) частого благословения Любимца Аллаха (мир ему и благословение) не заканчивается только на том, кто его читает, она распространяется и на его детей, и даже внуков.

4. Пока раб благословляет Пророка (мир ему и благословение), ангелы благословляют его самого. Они просят Всевышнего: «О Аллах, смилуйся над этим рабом Твоим и прости ему грехи! »

5. За каждое благословение, прочитанное рабом, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют его по десять раз. Кроме того, ему прощают десять плохих деяний, записывают столько же благих деяний и возвышают его степень в Раю на десять уровней.

6. Каждый четверг ангелы золотыми карандашами на серебряных бумагах записывают имена тех, кто часто читает Пророку (мир ему и благословение) благословение. Они в Судный день встретятся со Всевышним, довольным ими.

7. Тот, кто многократно призывает на Пророка (мир ему и благословение) благословение, избавляется от тревог и забот обоих миров, и ему прощают грехи.

8. Каждое прочитанное благословение приравнивается к участию в двадцати священных войнах.

9. У того, кто в день сто раз благословит Пророка (мир ему и благословение), исполнятся сто нужд: семьдесят потустороннего мира и тридцать мирских.

10. Человек, который в день по тысяче раз благословляет Посланника Аллаха (мир ему и благословение), прежде чем умрёт, увидит место, предназначенное ему в Раю.

11. Тому, кто в пятницу в предвечернее время семьдесят раз прочтёт салават, который постоянно читают последователи шазалийского тариката: «Аллахумма салли ‘аля саййидина Мухаммадин ‘абдика …», прощаются восьмидесятилетние грехи.

12. Того, кто в пятницу сто раз благословит Пророка (мир ему и благословение), одаривают сиянием (нуром), которое не заканчивается, даже если раздать всем творениям. В могилу Посланника Аллаха (мир ему и благословение) заходит ангел с этим благословением и говорит ему: «Это тебе подарок от такого-то».

Все вышеназванные изречения Пророка (мир ему и благословение) о достоинствах благословения взяты из известного сборника хадисов под названием «Канзу-ль-‘уммаль».

13. Тот, кто постоянно благословляет Пророка (мир ему и благословение), совершает то, что совершает и Сам Всевышний Аллах и Его ангелы, ибо они также всегда благословляют Избранника.

14. Часто призывающий благословение на Пророка (мир ему и благословение) удостаивается его заступничества.

15. Частое благословение является доказательством того, что раб любит Посланника Аллаха (мир ему и благословение), ибо обычно часто поминают того, кого любят.

Многократное благословение Пророка (мир ему и благословение) имеет множество достоинств и преимуществ, поэтому достопочтенные сподвижники Посланника Аллаха (мир ему и благословение), их последователи (табиины), святые, праведные люди, следовавшие табиинам, ученые богословы, шейхи-наставники сами благословляли его и учили этому своих последователей.

Например, Ваиль, да будет доволен им Аллах, говорил: «Я видел, что Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) где бы он ни находился – на месте сбора людей, за трапезой, – везде воздавал хвалу Аллаху и затем благословлял Пророка (мир ему и благословение). Он искал места, где люди больше всего предают забвению Аллаха (рынки и т. п. ), шёл туда и, сев там, восхвалял Всевышнего Аллаха и благословлял Его Посланника (мир ему и благословение)» (об этом поведал Ибн Аби Шайба).

 

Но несмотря на всё это, находятся люди, сердца которых Всевышний запечатал мраком. Они говорят: зачем, мол, нужно так часто благословлять Пророка (мир ему и благословение), не достаточно ли благословения его в намазе? Имам аш-Ша‘рани, да будет доволен им Аллах, перечисляя имена некоторых святых угодников Аллаха, пишет, что одни из них в день по десять тысяч раз благословляли Пророка (мир ему и благословение), другие – тридцать тысяч раз, третьи – пятьдесят тысяч. Из-за частого благословения Посланника Аллаха они, очистившись, не во сне, а наяву, своими собственными глазами видели Пророка (мир ему и благословение). То есть, авлия‘ могут созерцать Пророка (мир ему и благословение) наяву, и свидетельством тому является следующий достоверный хадис, переданный имамом аль-Бухари:

))م َ ن ْ ر َ آ ن ي ِ ف ِ ي ا ل ْ م َ ن َ ا م ِ ف َ س َ ي َ ر ا ن ي ف ي ا ل ْ ي َ ق ْ ظ َ ة ِ (( )ر و ا ه ا ل ب خ ا ر ي (

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...