Пророчества о Мухаммаде в писаниях мировых религий
Первыми среди народов, «принявших волю» Всевышнего — а именно так дословно переводится с арабского слово «муслимун» (превратившееся в русском языке в «мусульмане») — стали арабы, которые не были однородны в своих религиозных воззрениях. Христианство разных деноминаций, сабиизм, зороастризм, язычество, манихейство — вот неполный перечень религий, которых придерживались арабы доисламского времени. Особо надо выделить ханифов (в переводе «благочестивых»), которые «верили в Единого Бога, но не примыкали ни к христианам, ни к иудеям, ожидая появления последнего Пророка». И это тема для отдельных исследований, так как некоторые стихи Библии до сих пор заставляют задумываться «людей размышляющих» о возможности или невозможности прихода Пророка после Иисуса (мир им обоим), а также о том, как следует понимать те или иные пророчества. Вот лишь часть таких стихов: Бытие 21: 13, 21: 18; Второзаконие 18: 18-19; 32: 21; 33: 2; книга Исайи 29: 12; Евангелие от Матфея 21: 43; от Иоанна 14: 16; 14: 26; 15: 26-27; 16: 7; послание 1-е от Иоанна 4: 1-3.
«Я воздвигну им Пророка из среды братьев их [по контексту — евреев; арабы являются ближайшими родственниками, «братьями», евреев], такого, как ты [т. е. Моисей], и вложу слова Мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему» (Втор. 18: 18).
«И от сына рабыни [т. е. от Агари] я произведу народ, потому что он семя твое [Авраама]» (Быт. 21: 13). «Встань, подними отрока [Измаила — сына Авраама], и возьми его за руку; ибо Я произведу от него великий народ [т. е. арабов — детей Измаила]» (Быт. 21: 18). Эти две фразы следует рассматривать как единое пророчество о том, что арабы — «великий народ», «семя Авраама», произошедшие от его сына Измаила. Единственное, с чем не согласны мусульмане (и у них имеются доказательства их правоты), — с тем, что Агарь (Хаджар) была рабыней: вовсе нет — наоборот, она происходила из царского рода.
«Он [Моисей] сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана [около Мекки] и шел со тьмами святых [десятки тысяч сподвижников последнего Пророка]; одесную Его огнь закона [шариат]» (Втор. 33: 2).
«И передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать» (Ис. 29: 12). Разве это пророчество не исполнилось буквально, когда неграмотный Мухаммад (мир Ему и благословение Аллаха) впервые узрел ангела Джибраила (Гавриила) в пещере Хира на горе ан-Нур, который велел ему читать Книгу, а пророк отвечал той самой фразой, что приведена в книге Исайи?
«Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мат. 21: 43).
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан. 14: 16). «Но Я истину говорю вам; лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и он пришед обличит мир о грехе, и о правде, и о суде. О грехе, что не веруют в Меня…, о суде же, что князь мира сего осужден. Еще много имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истинный, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет, и возместит вам» (Иоан. 16: 7-14). В греческом тексте Евангелия использовано редкое и нестандартное слово «параклетос», неизвестное для классической греческой литературы. Но греческое слово «периклитос», соответствующее слову «Ахмад» в значении «прославленнейший», могло быть более точным переводом на греческий язык арамейского слова «Химда», или, вероятно, «Хемида».
«Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» (1 Иоан. 4: 1-3). Истинный пророк должен был проповедовать учение человека — «Иисуса Христа во плоти», а не бесплотного Иисуса-бога.
Есть ли пророчества о Мухаммаде (мир Ему) в Писаниях других религий? Скажем, почему персы, которые властвовали над другими народами, буквально масса-ми переходили в Ислам, да так, что на сегодняшний день их прежнюю религию — зороастризм исповедуют всего лишь несколько тысяч человек в Иране и в Индии? При том, что ни массового геноцида, ни депортации, ни переселения на другие территории, ни насильственной исламизации в исторических анналах не зафиксировано. Вот вопрос из вопросов! Как вышло, что гордый, влиятельный народ отказывается от своей религии и не только переходит в другую, но еще и становится чуть ли не авангардом исламской цивилизации, тогда как они могли спокойно исповедовать зороастризм? Ведь мусульмане стали рассматривать их как зиммиев, то есть «находящихся под покровительством», которые имели полную свободу вероисповедания и освобождались от военной службы! Оказывается, для того чтобы ответить на этот, казалось бы, сложный вопрос, надо всего лишь заглянуть в их священные книги. Именно там мы найдем объяснение основной при-чины такого удивительного превращения. Пророк Мухаммад (мир Ему) упомянут в книге «Дасатир», письмах Сасанидов 1, 55-51. В 14-м стихе «Дасатира» говорится: «Когда нравственность среди персов опустится до предела, появится человек из Аравии. Те, кто следуют за ним, задушат персидскую корону, религию и все остальное. Власть и контроль над Персией перейдут к ним. Идолы, установленные в их главном храме их предками, будут уничтожены. Но люди окажут огромную честь пустому храму. [Безусловно, с совершенно ясной очевидностью имеется в виду Священная Кааба в Мекке, очищенная от идолов Пророком и ставшая центром Ислама]. Дас и Балх [крупные персидские города того времени] падут. Образованные люди и все прочие персы присоединятся к его сподвижникам».
Изучая индийскую историческую реальность, также следует «копнуть поглубже». По аналогии с народами, имевшими свои священные Писания или свитки, на свет выйдет литературный и религиозный артефакт древней цивилизации Индии. Речь идет об известных всем Ведах и Пуранах, на которые, несмотря на мнения некоторой части мусульман, все же стоит посмотреть как на искаженное Откровение от Бога. Рассматривая книги индуизма именно в таком ракурсе, мы встречаем очередное упоминание о пришествии последнего Пророка в истории человечества — Мухаммада (мир Ему).
В индуистских манускриптах Пророк (мир и милость Ему от Бога) упоминается по имени — «Махаамат» — в книге «Бхавишва Пурана», глава Прати Сарг Парвам: 3, стихи 5–8. Текст на санскрите гласит: «Иностранец появится как учитель новой религии, с помощью своих друзей, его имя будет Махаамат. Правитель этой земли окажет великое уважение его учению, и обратится… Он [Махаамат] будет свободен от всех грехов. Пришедший из пустыни, он будет великим святым. Он станет сражаться против сил зла. Он соберет воинов в соответствии со своей целью. Он даст покровительство даже врагам». Кроме того, в книге «Атхарва-Веда» (кандам, или гл. 20, сутра 127, мантры 1–3), говорится: «О люди! Слушайте и верьте этому: человек, Восхваляющий [букв. «Нарашансаха»], будет создан среди людей. Он докажет свою святость против 60 тысяч и девяноста врагов. Он и его друзья появятся на двадцати верблюдах; пыль от этих верблюдов будет столь великой, что закроет горизонт. Он даст золото, лошадей и коров в качестве подарков». Имя «Мухаммад» переводится с арабского как «Восхваляющий». Имя «Махаамат», вкупе с пророчествами о Божьем человеке, Святом человеке, упоминается еще раз в Атхарва-Веде (гл. 1, ст. 10), в Риг-Веде; Сама-Веде… Не эти ли пророчества приводят и поныне современных последователей индуизма в Ислам?
***
Во времена правления халифа Абу Бакра жил византийский царь Ираклий (Харкал), которого призывали принять Ислам. Вот отрывок из истории о том, как сподвижник Хишам ибн Ас возглавлял делегацию направившихся к нему мусульман.
Под предводительством сподвижника Пророка (С. А. С. ) Хишама к византийскому царю направилась делегация мусульман. Царь принял их, усадил и велел принести сундук, в котором было много маленьких секций. Затем он открыл его, вынул оттуда завернутое в черный шелк изображение, показал его и спросил: «Знаете ли вы этого человека? ». Они ответили, что не знают. Тогда царь сказал: «Это ваш праотец Адам (мир ему)», – и, завернув его опять в тот же шелк, положил на место. Затем он во второй раз открыл сундук, вынул завернутое в черный шелк изображение и спросил: «А знаете ли вы его? ». Сподвижники вновь ответили отрицательно. «Это ваш отец Ибрахим (мир ему)», – ответил царь. В третий раз он опять вынул изображение и спросил: «Известно ли вам, кто изображен здесь? ». На ответ: «Нет», – он сказал: «Это ваш отец Муса (мир ему), сын Имрана». Таким образом он доставал все изображения, пока не дошел до Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и не спросил: «Знаете ли вы этого человека? ». Как только сподвижники увидели изображение, они громко заплакали. Царь спросил: «Отчего же вы плачете? ». «Это наш Пророк (мир ему и благословение)», – ответили они и добавили: «На этом изображении он словно среди нас». Затем они спросили у правителя римлян, откуда у него эти изображения. И он рассказал, как пророк Адам (мир ему) попросил Всевышнего показать ему изображения всех посланников из его потомков. Тогда Всевышний ниспослал ему изображения всех посланников, которые были завернуты в зеленый шелк. Каждую пятницу пророк Адам (мир ему) показывал их своим детям. Он хранил их в сундуке. Перед смертью Адам (мир ему) передал сундук своему сыну Шису, а тот, в свою очередь, передал его своему сыну Анушу. Таким образом, переходя из рук в руки, сундук дошел до Зулькарнайна. Затем он был передан нашим предкам и, таким образом, дошел до нас.
***
Хафиз Ибн Касир в своем тафсире приводит историю о том, что во времена правления халифа Абу Бакра (да будет доволен им Аллах) к императору Византии Ираклию была отправлена делегация мусульман во главе Хишимом ибн аль-‘Асом, чтобы призвать византийцев к Исламу. И когда Ираклий принял делегацию, он велел принести сундук, в котором находились портреты пророков. Затем он стал доставать один за другим и спрашивать о том, кто на портрете, пока таким образом не дошел до пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
После этого сообщения Ибн Касир говорит, что иснад его неплохой.
***
До нас дошло множество достоверных хадисов, в которых говорится о чертах лицах посланника Аллаха (мир ему), его красоте, пропорциональность и красота других частей тела. Эти хадисы передавали: Али, Анас ибн Малик, Абу Хурайра, Бера ибн Азиб, Аиша, Ибн Абу Халя, Абу Джухайфа, Джабир ибн Самура, Умму Мабед, Ибн Аббас, Ибн Муайкыб, Абу Туфайл, Ада ибн Халид, Джурейм ибн Фатик и Хаким ибн Хизам (радыйаллаху анхум). В соответствии с этими риваятами посланник Аллаха (мир ему) выглядел следующим образом:
- кожа обладала очень красивым цветом (средним между белым и красным);
- глаза были большими, а зрачки черными;
- ресницы были длинными и густыми, а лицо излучало свет;
- брови были тонкими и изогнутыми;
- нос был ровным и слегка вздернутым;
- зубы были ровными, а передние слегка прореженными;
- лицо было овальной формы, лоб широкий;
- густая борода, закрывавшая грудь;
- плечи были широкими;
- длинна пальцев рук и ног, была пропорциональна;
- одежда не прилипала к телу;
- рост был средним, не очень высоким и не очень низким;
- когда рядом с посланником Аллаха (мир ему) шел какой-либо высокий человек, то пророк казался выше него;
- волосы были волнистыми (не прямыми и не кучерявыми);
- когда он улыбался, его зубы сияли ярким светом и были белыми как облака;
- во время разговора между его передними зубами исходил нур;
- лицо было не худым и не толстым;
- его тело было подтянутым, и он обладал самым совершенным телосложением, среди всех людей.
Берра ибн Азиб (радыйаллаху анх) сказал: «Я не видел никого прекраснее посланника Аллаха (мир ему). Он был в красной хулле (вид одежды), а его волосы опускались до плеч».
Абу Хурайра (радыйаллаху анху) говорил: «Я не видел никого красивее посланника Аллаха (мир ему). Его лицо сияло как солнце, а когда он смеялся, то стены дома озарялись светом».
Джабир ибн Самура (радыйаллаху анху) на вопрос одного человека: «Было ли лицо посланника Аллаха (мир ему) похожим на меч (то есть вытянутым и с острыми чертами)? ». Ответил: «Нет! Наоборот, его лицо было круглым и сияющим, как солнце или луна».
Умму Мабед (радыйаллаху анха) описывая посланника Аллаха (мир ему) сказала: «Издалека и вблизи посланник Аллаха (мир ему) выглядел самым красивым человеком».
В хадисе Ибн Абу Хали говорится: «Лицо посланника Аллаха (мир ему) сияло как луна в ночь полнолуния».
Али (радыйаллаху анху) говорит в конце хадиса, описывающего посланника Аллаха (мир ему): «Того, кто внезапно встречался с ним, охватывал страх. А тот, кто знал его и находился рядом с ним – любил его. Я не видел никого подобного ему».
Аш-Шаграни говорит:
«Я видел записку, написанную почерком шейха Джалалу-Ддин ас-Суюти у одного из его друзей, а он же шейх Абдул Кадыр аш-Шазили. Это была переписка, и адресованная человеку, который просил шейха походотайствовать за него у Султана по имени Кайт-бай да смилуется над ним Аллах. В ней был текст такого содержания: Знай, мой брат по вере! воистину я встречался с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветсвует, до этих дней наяву 75 раз и обращаясь к нему словестно. Если бы не страх у меня от того, что Пророк не покажется, скроется от моих глаз по причине вхождения моего во дворец правителей, то я пошол бы видется с Султаном и походотайствовать за тебя. Поистине я человек из той группы людей, которые служат хадису Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и нуждаюсь во встрече с ним для установления, достоверности хадиса которого признали слабым хадисоведы, опираясь на свои правила в этой области. И нет сомнений, что польза того, что я делаю, более весома, от той которую получаешь ты от меня О мой брат! »
Аль-Баризи (645–738/1248–1338 м) сказал: «Воистину, в наше время и раньше слышали от некоторых любимцев Аллаха (авлия), что они наяву видели Пророка (мир ему и благословение) живым после его перехода в мир иной».
(Ибн Хаджар аль-Хайтами. «аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 548–549. Дамаск: Дар ат-Таква: 1428/2008)
ИСТОРИИ О САЛАВАТАХ
В книге «Мавахиб лядунния» приводится из тафсира Кушайри сообщение о том, что в Судный день у одного верующего добрые дела окажутся в меньшинстве, и пророкﷺ положит на весы листок размером с кончик пальца, в результате чего чаша весов с добрыми делами перевесит чашу с плохими поступками. Верующий скажет:
– Да будут мои родители выкупом за тебя! Кто ты? Сколь прекрасны твое лицо и характер!
– Я твой пророк, а это благословения, направленные тобою в мой адрес.
Я компенсировал тебе за них во время твоей нужды.
(Комментарии к «Хисн хасин»)
***
Умар ибн Абдульазиз (да будет милостив к нему Аллаh) был выдающимся последователем сподвижников и верно ведомым халифом. (Пятый праведный Халиф)
Он направлял специального гонца из Сирии в Медину, чтобы передать свои приветствия у могилы благородного пророка ﷺ.
(Комментарии к «Хисн хасин» из «Фатх Кадир»)
***
В книге «Рауда ахбаб» сообщается, что имам Исмаил ибн Ибрахим Музани, один из выдающихся учеников имама Шафии, рассказывал:
После смерти имама Шафии я увидел его во сне и спросил:
–Как Аллах обошелся с тобой?
–Аллах простил меня и велел с большим почетом и достоинством привести меня в рай. Это все в награду за определенный салават, который я читал.
–Что за салават?
Имам Шафии (да будет милостив к нему Аллаh) сказал:
«О, Аллах! Благослови Мухаммада всякий раз, как поминающие его поминают, и всякий раз, как пренебрегающие его поминанием пренебрегают».
(Комментарии к «Хисн хасин»)
***
В книге «Манахидж хасанат» приводится рассказ из книги «Фаджр мунир» Ибн Факихани:
Был такой праведник, которого звали Муса Дарир, и он рассказал мне следующую историю из своей жизни:
«Я плыл на корабле, который стал тонуть. Тут меня внезапно охватила дремота, и в таком состоянии я увидел посланника Аллаха ﷺ.
Он обучил меня особому салавату и далее сказал, чтобы все на корабле произнесли его тысячу раз. Мы едва произнесли его триста раз, как корабль оказался спасен от затопления».
Этот салават имеет следующий вид:
О, Аллах! Благослови нашего лидера Мухаммада благословениями, которыми Ты спасешь нас от всех тревог и бед, удовлетворишь все наши нужды, очистишь нас от всех грехов, возвысишь наш ранг к высочайшим степеням, возведешь нас до самых дальних высот во всех благих поступках в этой жизни и на том свете.
В конце желательно добавить следующие слова:
Ты властен надо всем.
Шейх Мадждуддин, автор книги «Камус», тоже приводил эту историю по своей цепочке рассказчиков.
***
В некоторых книгах приводится следующий рассказ Убайдуллы ибн Умара Каварири:
Мой сосед был писарем. После его смерти я увидел его во сне и спросил, как Аллах обошелся с ним. Он сказал, что Аллах простил его. Я спросил его о причине этого, на что он ответил:
–Каждый раз, когда я записывал имя посланника Аллаха, я добавлял: салляллаху аляйхи ва саллям. Аллах дал мне такие блага, которых ни один глаз не видел, ни одно ухо не слышало, и даже мысль об этом никому не приходила.
(Гульшан Джаннат)
***
Известен случай, вдохновивший автора «Даляиль хайрат» на написание книги. Однажды, находясь в пути, он нуждался в воде для омовения, но у него не было ни веревки, ни ведра, чтобы вытащить воду из колодца. Девушка, видевшая это, подошла и плюнула в колодец. В результате вода поднялась, и колодец заполнился до краев. Шокированный шейх спросил, как ей это удалось сделать. Девушка ответила, что это благодать от направления благословений и приветствий. После этого шейх написал книгу «Даляиль хайрат».
***
Как писал шейх Заррук, могила автора «Даляиль хайрат» благоухает ароматом амбры и мускуса, и все это из-за направления благословений и приветствий.
***
Один из моих надежных друзей сообщил мне о писаре из города Лакхнау.
Он начинал свой рабочий день после написания благословений на листке, который он специально откладывал для этого. Когда к нему подошла смерть, его одолел страх перед судьбой на том свете, и он сказал:
–Что же со мной будет, когда я покину этот мир?
Тут появился маджзуб (праведник, поглощенный поминанием Аллаха) и сказал:
Почему ты так обеспокоен?
Тот листок – с благородным пророком ﷺ, и он украшается.
Продолжение следует, инша Аллаh.
***
Зять шейха Файзульхасана Сахаранпури рассказывал мне, что дом, в котором умер уважаемый шейх, благоухал в течение месяца после его кончины. Об этом сообщили шейху Касиму Нанотви, который сказал:
Это связано с благодатью от направления благословений и приветствий. Шейх бодрствовал в пятничную ночь и направлял благословения и приветствия (салаваты) благородному пророкуﷺ.
***
Во сне Абу Зурга увидел человека, совершающего намаз вместе с ангелами на небесах. Он спросил его, как тот достиг такого статуса, на что получил следующий ответ:
Я записал миллион хадисов. Каждый раз, когда мне встречалось благословенное имя пророка ﷺ, я записывал салават. Я достиг такого статуса посредством этого.
Эта история также приводилась в книге «Зед сагид». Как мне кажется, писарь допустил ошибку в записи истории, и на самом деле во сне видели Абу Зургу, то есть приводится его ответ. См. историю 29.
***
После смерти имама Шафии его увидели во сне и спросили, как он получил прощение. Имам Шафии ответил:
– Я направлял следующие пять благословений в пятничную ночь:
О, Аллах! Благослови Мухаммада по числу тех, кто направляет ему благословения. Благослови Мухаммада по числу тех, кто не направляет ему благословения. Благослови Мухаммада, как Ты велел благословлять его. Благослови Мухаммада, как Ты желаешь, чтобы он был благословлен. Благослови Мухаммада, как полагается его благословлять.
Эту мольбу называют «пятью благословениями» (салават-хамса).
О других случаях, связанных с имамом Шафии, будет рассказано в комментарии к 30-й истории.
***
Шейх Ибн Хаджар Макки рассказывал, что однажды во сне увидели праведника и спросили его, как он. Он ответил:
– Аллах смилостивился надо мной, простил меня и ввел в рай.
Когда его спросили о причине этого, он ответил:
Ангелы подсчитали мои грехи и салаваты. Салаватов оказалось больше. И Аллах сказал:
– Этого достаточно. Не продолжайте его расчет, а введите его в рай.
Этот случай также приводился в книге «Кауль бади», см. историю 19.
***
Шейх Ибн Хаджар Макки писал, что у одного праведника была привычка произносить определенное количество салаватов перед отходом ко сну.
Однажды ночью он увидел сон, в котором пророк ﷺ пришел в его дом, из-за чего весь дом озарился.
Пророк ﷺ сказал:
– Покажи те уста, которые направляли мне благословения и приветствия, чтобы я поцеловал их.
Смутившись, праведник подставил щеку, и пророкﷺ поцеловал ее. Когда он проснулся, его дом был наполнен ароматом мускуса.
Подробнее данный случай приводится в 38-й истории.
***
Шейх Абдульхакк Дехлеви писал в книге «Мадаридж нубувва», что, когда была создана госпожа Хава (мир ей), пророк Адам(мир мему) приблизился к ней. Ангелы сказали:
– Потерпи, пока не женишься и не выплатишь предбрачный дар.
– Каков предбрачный дар? – спросил он.
– Направить три раза благословения и приветствия посланнику Аллаха.
В другом повествовании говорится: «…двадцать раз…»
Рассказанные выше истории имеются в книге «Зед сагид». Некоторые из них приводились также в иных книгах. Помимо них, алимы писали о многих иных случаях и снах на эту тему, часть из них приводится ниже.
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Шейх Сахави писал о следующем рассказе Рашида Аттара:
В Египте жил праведник по имени Абу Сагид Хаят.
Он вел уединенный образ жизни, полностью отдалившись от людей. И тут неожиданно он стал очень часто и пунктуально посещать собрания Ибн Рашида. Люди поразились этому и спросили его о причине такой перемены, на что шейх ответил:
– Я увидел во сне благородного пророка ﷺ, который сказал мне посещать его собрания, поскольку он на своих собраниях направляет ему обильные благословения и приветствия.
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
После смерти Абу Аббаса Ахмада ибн Мансура один из жителей Шираза увидел его во сне стоящим у михраба главной городской мечети и облаченным в прекрасную одежду и корону с драгоценными камнями и жемчугом. Когда во сне его спросили об этом, он ответил:
Аллах простил меня и обошелся со мной с большим достоинством.
Он дал мне эту корону. И все это в награду за обильное направление благословений и приветствий благородному пророкуﷺ.
(Каульбади)
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Праведник из числа суфиев рассказывал:
Во сне я увидел человека по имени Мистах, который на тот момент уже умер, а при жизни
не уделял особого внимания религии, то есть был весьма грешным. Я спросил его:
– Как Аллах обошелся тобой?
– Аллах простил меня, — ответил он.
– Какой поступок привел к этому?
– Я рассказывал хадисы в присутствии хадисоведа. Он произнес салават. И я тогда тоже очень громко произнес салават. Услышав меня, все присутствующие произнесли салават. Аллах простил всех, кто был на том собрании.
(Кауль бади)
Похожая история приводилась в «Нузхат маджалис». В ней праведник рассказывал:
Мой сосед был очень грешным человеком. Я всегда призывал его к раскаянию, но он не прислушивался. После его смерти я увидел его в раю и спросил, как он попал туда, на что последовал ответ:
– Я присутствовал на собрании одного хадисоведа, и он сказал:
«Кто громко произнесет салават благородному пророку ﷺ, тому гарантирован рай». Я громко произнес салават, а за мной и остальные. Аллах простил нас всех.
В более подробном изложении данный случай имеется в «Рауд фаик».
Там приводился следующий рассказ праведника из числа суфиев:
Мой сосед был очень грешным человеком. Постоянно пьяный, он не различал даже дня от ночи. Я советовал ему, но он не обращал внимания. Просил его раскаяться, но он не слушал. После его кончины я увидел сон, в котором он был на высоком месте
в раю, облаченный в прекраснейшую одежду. Ему оказывался огромный почет. Я спросил его, как он достиг этого…
Далее приводился тот же ответ, что и в предыдущем рассказе.
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Абу Хасан Багдади Дарами рассказывал:
После смерти Абу Абдуллы ибн Хамида я неоднократно видел его во сне. Я спросил его:
– Что случилось с тобой на том свете?
– Аллах простил меня и смилостивился надо мной.
– Сообщи мне о поступке, посредством которого я могу получить прямой допуск в рай.
– Соверши тысячу ракаатов, в каждом из них тысячу раз произнося суру «Ихляс».
– Это сложно.
– Тогда каждую ночь тысячу раз произноси салават.
Я так и поступил.
(Кауль бади)
***
После смерти Абу Хафса Кагиди его увидели во сне и спросили:
– Что случилось с тобой?
– Аллах смилостивился надо мной и простил меня. Он велел ввести меня в рай.
– Как это произошло?
Он ответил:
Когда я предстал перед Аллахом, ангелам было велено подсчитать мои салаваты и мои грехи. Салаватов было больше. И мой Господь сказал:
– Ангелы, остановитесь! Не продолжайте его расчет. Введите его в рай.
(Кауль бади)
Этот случай вкратце приводился в 12-й истории со слов Ибн Хаджара Макки?.
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Шейх Сахави приводил рассказ из книг по истории о том, что в роду Исраила был один очень грешный человек. После его смерти люди оставили его там, где он умер, не имея желания хоронить его.
Но Аллах ниспослал откровение пророку Мусе (мир ему), чтобы тот искупал этого человека и исполнил погребальную молитву за него, поскольку Аллах простил его.
– Как этот человек был прощен? –спросил пророк Муса (мир ему).
Последовал ответ:
Однажды он открыл Тору и увидел там имя Мухаммада. Прочтя его имя, он направил ему благословения, и Я простил его.
(Кауль бади)
В отношении этих историй не должно быть возражений. Они отнюдь не означают, что однократный салават достаточен для прощения всех больших грехов и искупления всех нарушений прав других людей. И эти истории не содержат чрезмерностей и лжи. Ведь все зависит от принятия поступка Господом: если Он решит принять даже малейший поступок человека (см. хадис 9 первой главы) –скажем, произнесение им шахады, – этого достаточно для прощения всех грехов.
Аллах говорит в Коране:
Аллах не простит приписывание Ему напарников, но простит все остальное, кому пожелает.
(Коран, 4: 48)
Поэтому, раз у Аллаха имеется абсолютная власть, нет сомнений ни в этой истории, ни в других ей подобных в отношении того, как Аллах может простить все грехи, если Он доволен и однократным салаватом.
Если кто-то должен человеку тысячи долларов и при этом совершает угодный ему поступок, и человек в результате решает простить тому весь его долг или вообще прощает его без всякой на то причины, какие у кого могут быть возражения на это? Так же и в случае с Аллахом: если Он по Своей бесконечной милости хочет кого-то простить, какие тут могут быть возражения?
Из этих историй мы понимаем, что салаваты играют важную роль в добывании довольства Господа. Поэтому помногу произносите их. Кто знает, какой из ваших салаватов добудет довольство Аллаха?
Если хотя бы один салават добудет довольство Аллаха, этого достаточно для спасения.
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Во сне праведник увидел безобразную и неприятную фигуру. Он спросил:
–Ты кто?
– Твои плохие поступки.
– Как мне обезопаситься от тебя?
Последовал ответ:
Обильно направляй благословения и приветствия избранному Мухаммаду ﷺ.
(Кауль бади)
Кто из нас не совершает грехов днем и ночью? Направление благословений и приветствий –лучшее средство искупления. Нужно постоянно произносить как можно больше салаватов и не быть отстающим в использовании этого величайшего противоядия.
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Шейх Шибли рассказывал:
После смерти соседа я увидел его во сне и спросил:
– Что случилось с тобой?
– Я прошел через значительные трудности. Чуть не запнулся при могильном допросе. И в тот момент подумал: «О, Аллах! Откуда такие трудности? Разве я не умер, будучи мусульманином? » И я услышал незримый голос: «Это наказание за твою беспечность в
словах». Когда два ангела хотели уже подвергнуть меня наказанию, появился прекраснейший человек и встал на их пути. Его тело благоухало лучшим ароматом. Он сказал мне, какой ответ нужно дать ангелам, и я в результате тут же смог ответить на их вопросы.
Я спросил его: «Милость тебе Аллаха! Кто ты? » Он ответил: «Меня создали из обилия твоих салаватов. Мне было велено помогать тебе при каждой трудности».
Совершенное добро и зло обретут свою форму на том свете. Во второй части книги «Польза благотворительности» при рассмотрении событий после смерти говорилось, что, когда тело будет уложено в могилу, справа встанет намаз, слева–пост, у изголовья–поминание Аллаха и чтение Корана и т. д., и они будут защищать умершего от наказания со всех сторон.
Грехи тоже явятся, но в безобразнейшей форме. В Коране и хадисах неоднократно говорится, что при невыплате закята остаток средств примет форму большой змеи и станет петлей вокруг шеи. Да убережет нас Аллах от этого!
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Господин Абдуррахман ибн Самура? рассказывал, что однажды пророк ﷺ вышел и сказал:
Странное зрелище я видел этой ночью. Я видел на Мосту человека, который то волочился, то полз или не мог двигаться дальше. В этом состоянии его салават в мой адрес пришел ему на помощь и помог ему встать на ноги, дав возможность легко перебраться.
(«Кауль бади» от Табарани)
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Суфьян ибн Уяйна? приводил рассказ Халяфа:
У меня был друг, с которым мы вместе учились хадисам. Когда он умер, я увидел его во сне свободно гуляющим и одетым в новую пару зеленой одежды. Я спросил:
– Мы вместе учились хадисам, как же ты достиг столь высокого статуса почета и достоинства?
– Да, мы вместе записывали хадисы, но каждый раз, когда я встречал имя благородного пророка ﷺ, я писал снизу: салляллаху аляйхи ва саллям. За этот поступок Аллах дал мне тот почет, который ты видишь.
(Кауль бади)
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Абу Сулейман Мухаммад ибн Хусейн Харрани рассказывал:
У нас был сосед по имени Фадль. Большую часть времени он проводил за намазом, регулярно постился. Он сообщил мне, что, записывая хадисы, он не уделял внимания записи салаватов, пока не увидел во сне благородного пророка ﷺ, который сказал ему:
–Почему ты, записывая или называя мое имя, не направляешь мне благословения?
Спустя несколько дней (к тому времени он исправился) он снова увидел во сне благородного пророкаﷺ , который сказал ему:
–Твои благословения и приветствия доходят до меня. Когда произносишь мое имя, скажи:
салляллаху аляйхи ва саллям.
(Кауль бади)
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Абу Сулейман Харрани рассказывал на основании собственного опыта:
Я однажды увидел во сне благородного пророка ﷺ. Он сказал мне:
– Абу Сулейман, когда встречаешь мое имя в хадисах и направляешь мне благословения, почему не говоришь («ва саллям»)?
Это слово состоит из четырех букв. Каждая из них несет десять наград. Пропуская это, теряешь сорок наград.
(Кауль бади)
Похожий случай приводился в 5-м разделе четвертой главы на основе текста книги «Зед сагид».
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Ибрахим Насафи сообщал:
Однажды я увидел во сне благородного пророка, но обнаружил, что он отдален от меня. Поэтому я быстро подошел к нему, поцеловал ему руку и сказал:
– Посланник Аллаха, я из числа служителей хадисов, из числа людей Сунны и являюсь путником.
Благородный пророк ﷺ улыбнулся и сказал:
– Когда направляешь мне благословения, почему не направляешь мне приветствия?
С тех поря стал писать: салляллаху аляйхи ва саллям.
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими/
***
Ибн Аби Сулейман говорил:
После смерти отца я увидел его во сне и спросил:
– Как Аллах обошелся с тобой?
– Аллах простил меня, –ответил он.
– Какой поступок привел к прощению?
– В каждом хадисе я записывал салават после имени благородного пророкаﷺ .
(Кауль бади)
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Джафар ибн Абдулла сообщал:
Во сне я увидел Абу Зургу (известного хадисоведа). Он был на небесах и возглавлял ангелов в намазе. Я спросил его:
– Как ты достиг столь величественного статуса?
– Я записал этой рукой миллион хадисов. Когда я записывал имя благородного пророка ﷺ , я также записывал благословения и приветствия, а благородный пророк ﷺ говорил:
«Аллах дает десять благословений и милостей тому, кто направляет мне одно благословение».
(Кауль бади)
Представьте, сколько благословений и милостей Аллаха было дано ему!
А ведь даже одной милости от Аллаха достаточно, не говоря уж о таком количестве.
Йя Рабби салли ва саллим даиман абадан ‘аля Хабибика хайриль халькы кулли hими
***
Ранее мы привели из книги «Зед сагид» несколько историй об имаме Шафии. Имеется также много схожих историй о нем.
а) Шейх Сахави приводил в «Кауль бади» следующий рассказ Абдуллы ибн Абдульхакама:
Во сне я увидел имама Шафии и спросил его, как Аллах обошелся с ним. Он ответил:
– Аллах проявил милость ко мне, простил меня. Рай был украшен для меня словно невеста. И я был осыпан щедротами, как осыпают щедротами невесту (деньгами и подарками, как это обычно происходит на свадьбах).
– Как ты достиг такого статуса? –спросил я.
Мне сказали, что он достиг этого статуса за салават, записанный в «Рисаля» (книге имама Шафии). Я далее спросил, что это за салават. Мне сказали, что этот салават –следующий:
«Да благословит Аллах Мухаммада по числу того, сколько поминающие поминают его, и по числу того, сколько небрежные небрегут его поминанием! »
Проснувшись утром, я увидел, что этот салават в точности такой, как в книге «Рисаля» имама Шафии.
б) Нумейри и другие алимы приводили эту историю от имама Музани, который говорил:
Я увидел имама Шафии во сне и спросил:
– Как Аллах обошелся с тобой?
– Аллах простил меня за салават, записанный мною в «Рисаля».
Этот салават –следующий:
Воспользуйтесь поиском по сайту: