Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный процесс, его участники и этапы.




Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права, деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а так же по контролю за их исполнением участниками бюджетного процесса:

- президент РФ;

- органы законодательной (представительной) власти;

- органы исполнительной власти;

- органы денежно-кредитного регулирования;

- органы государственного и муниципального финансового контроля;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- государственные внебюджетные фонды и др.;

- получатели бюджетных средств и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям.

Главный распорядитель средств соответствующего бюджета определяет задания по предоставлению государственных (муниципальных) услуг с учётом нормативов финансовых затрат для получателей бюджетных средств и подведомственных распорядителей; составляет бюджетную роспись; распределяет лимиты бюджетных обязательств и направляет их в орган исполняющий бюджет; осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями.

Большая роль в бюджетном процессе отводится федеральному казначейству, обладающему следующими полномочиями:

- производить распределение доходов и иных поступлений между уровнями бюджетов по установленным нормам;

- открывать в Банке России и кредитных организациях счета по учёту средств федерального бюджета;

- устанавливать порядок кассового обслуживания, исполнения бюджетов и предоставлять в Минфин отчётность о кассовом исполнении федерального бюджета;

- доводить до главных распорядителей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств.

Кроме того используются дополнительные распорядители бюджетных средств в виде администраторов.

Составление проектов бюджетов начинается с бюджетного послания президента. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета является объём и темп роста ВВП, и уровень инфляции (декабрь планируемого года к декабрю текущего). До разработки составляется целый ряд социально-экономических финансовых планов, которые не утверждаются в форме закона, но имеют всеобщее значение для обоснования бюджета и возможного регулирования результатов действия бюджетной политики.

Составление проекта бюджета предполагает наличие следующих данных:

- проект бюджета налогового законодательства;

- прогноз цен на сырьевые ресурсы;

- предполагаемый объём финансовой помощи;

- виды и объёмы расходов бюджетной системы, передаваемые с уровня на уровень;

- нормативы финансовых затрат на предоставление государственных (муниципальных) услуг.

Реализация проектов бюджетов основывается на перспективном финансовом плане. Разрабатывается капитальный документ среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ для обеспечения сбалансированности бюджетной системы и преемственности бюджетной, налоговой, таможенной, долговой и денежно-кредитной политики.

В проекте ФЗ о бюджете должны содержаться:

- общий объём доходов и расходов, дефицита (профицита) бюджета;

- доходы по подразделениям бюджетной классификации доходов;

- нормативы отчислений от собственных доходов бюджета для бюджетов других уровней;

- расходы бюджета по подразделениям бюджетной классификации;

- общий объём капитала и текущего расхода бюджета;

- расход и доход целевых бюджетных фондов;

- распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств;

- финансовая помощь в виде дотаций, субвенций, субсидий и др.

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатывается сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в котором отражены главные макроэкономические показатели.

После одобрения правительством РФ этих сценарных условий Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. После принятия их правительством они представляются в совет федерации и Государственную думу по их запросу, затем Минфин направляет характеристики доходов и расходов федеральным и региональным исполнительным уровням.

На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти проводится распределение предельных объёмов бюджетных средств. Для этого используются материалы, расчёты и обоснования, поступающие от субъектов министерств и ведомств. В случае разногласий у бюджетополучателей, несогласованные вопросы рассматриваются в межведомственной правительственной комиссии. Эти работы должны быть завершены до 15 июля. После согласования всех расчётов окончательный проект федерального бюджета представляется в правительство. Аналогично проводится и работа по проектам территориального бюджета.

Финансовые организации субъектов РФ получают из Минфина:

- предполагаемое изменение налогообложения;

- расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ;

- порядок формирования фонда финансовой поддержки субъектов РФ;

- субвенции и дотации предполагаемые к передаче субъектам.

Финансовые организации муниципальных образований получают от субъектов РФ:

- предполагаемые изменения отчислений по закреплённым за местным бюджетом доходам;

- порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований и распределение его средств;

- субвенции и дотации предполагаемые к передаче местным бюджетам.

Правительство РФ до 15 августа рассматривает прогноз социально-экономического развития и проекты федерального бюджета и бюджетов государственных целевых фондов и вносит их на рассмотрение государственной думы федерального собрания, кроме того до 1 октября правительство предоставляет в Государственную думу:

- оценку ожидания исполнения бюджета за текущий год;

- программу предоставления средств на планируемый год на возвратной основе;

- по квартальному распределению доходов и расходов на планируемый год.

ЦБ РФ до 1 октября представляет в Государственную думу проект основных направлений денежно-кредитной политики, предварительно согласовав с президентом и правительством.

На втором этапе все документы и материалы направляются в комитет по бюджету, который готовит заключение по разделам проекта. Совет Федерации на основе этих заключений принимают решение о направлении проекта в Государственную думу или подлежит доработке в правительстве.

Третий этап предусматривает направление материалов Президенту РФ, в федеральные комитеты государственной думы и счётную палату для внесения замечаний.

Четвёртый этап – проект бюджета с замечаниями и предложениями выносится на обсуждение государственной думы, который обсуждается в 4-х чтениях.

В первом чтении государственная дума рассматривает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, программу внешних заимствований и предоставление государственных кредитов иностранным государствам в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета; основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов.

Рассматриваются:

- доходы федеральных бюджетов в разрезе групп, подгрупп и статей классификации доходов бюджетов;

- распределение их от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов;

- размер несбалансированности федерального бюджета и источники покрытия дефицита.

На пленарном заседании государственной думы заслушиваются доклад правительства и содоклады комитетов государственной думы. В случае отклонения проекта в первом чтении он поступает на доработку в комитеты государственной думы, либо ставится вопрос о доверии к правительству.

По итогам первого чтения принимается постановление государственной думы о принятии проекта ФЗ о федеральном бюджете.

Второе чтение предусматривает утверждение расходов бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объёма утверждённого в первом чтении, а также размер финансовой поддержки субъектов РФ. Если государственная думы расходится во мнениях с предложениями комитета по бюджетам, она может рассматривать собственные альтернативные варианты сбалансированного распределения доходов.

В целях нормализации бюджетного процесса, государственная дума направляет проекты представленные органами субъектов РФ, если государственная дума отклоняет проекты во втором чтении, они передаются в согласительную комиссию.

В 3-ем чтении расходы делятся по подразделам в пределах, утверждённых по разделам во 2-ом чтении; перечень защищённых статей федерального бюджета; программа предоставления гарантий правительства РФ, государственных внешних заимствований, кредитов иностранным государствам и предоставление средств на возвратной основе.

Субъекты РФ направляют свои поправки в комитет по бюджету, после чего рассматриваются исключительно поправки.

На пленарном заседании государственная дума в 3-ем чтении рассматривает 3 бланка поправок:

- поддержанные комитетом государственной думы;

- отклонённые комитетом государственной думы;

- поддержанные одним и отклонённые другим комитетом государственной думы.

Поправки с разногласиями выносятся на пленарное заседание государственной думы в 4-ом чтении. В нём рассматриваются поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета. Принятый государственной думой ФЗ о федеральном бюджете передаётся на рассмотрение совета федерации, затем президенту для подписания и обнародования.

В случае непринятия проекта федеральными органами исполнительной власти могут ежемесячно расходоваться средства в размере 1/3 фактических сумм расходов за IV квартал текущего года, а в течении I квартала должен быть принят закон о федеральном бюджете на планируемый год.

Исполнение бюджета предусматривает обеспечение полного и своевременного поступления предусмотренных по бюджету доходов, для финансирования расходов с учётом осуществления приоритетных положений бюджетной политики государства. Бюджетным кодексом предусмотрена казначейская система исполнения бюджетов в РФ, которая является кассиром всех распорядителей и получателей бюджетных средств.

Задачи органов федерального казначейства:

- организация осуществления и контроль за исполнением федерального бюджета;

- регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, контроль за их использованием;

- осуществление краткосрочного прогнозируемого объёма государственных финансовых ресурсов, и оперативное управление госрасходами;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и предоставление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчётности о финансовых операциях правительства по федеральным бюджетным, государственным внебюджетным фондам, а так же о состоянии бюджетной системы страны;

- управление и обслуживание совместно с Банком России и другими банками государственного внутреннего и внешнего долга;

- разработка методических и инструментальных материалов о порядке ведения учётных операций и по другим вопросам компетенции казначейства.

Для кассового обслуживания исполнения бюджета федеральное казначейство открывает счета в Банке России. Для эффективного управления средствами, сокращения сроков их поступления к получателю, получения оперативной информации по оптимизации денежных потоков они сосредотачиваются на едином казначейском счёте (ЕКС).

Таким образом, методическим основанием ЕКС является принцип единства кассы, установленный в бюджетном кодексе, на основе которого исполняются бюджеты всех уровней.

Технология ЕКС обеспечивает правительству ежедневную информацию о фактическом наличии средств федерального бюджета для принятия решений о финансировании приоритетных расходов. Так, расходование субвенций предусматривает финансирование только через федеральное казначейство.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счёт;

- распределение их;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм;

- учёт доходов и составление отчётности.

По расходам исполнение бюджета осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счёте соответствующего бюджета. При этом бюджетный кодекс устанавливает порядок осуществления процессов финансирования. Основными этапами исполнения расходов являются:

- составление и утверждение бюджетной росписи - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией. Она составляется главным распорядителем и получателем бюджетных средств в соответствии с функционированием и экономической классификацией расходов бюджета. Доведение показателей сводной бюджетной росписи до нижестоящего распорядителя осуществляется в форме уведомления о бюджетных ассигнованиях на период действия утверждаемого бюджета.

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств (объём бюджетных обязательств утверждаемый для распорядителя органом исполняющим бюджет на период, не превышающий 3 месяца);

- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

- расходование бюджетных средств согласно платёжным обязательствам, необходимым для совершения расходов.

Подтверждение исполнения денежных средств осуществляется в срок не позднее 3-х дней с момента предоставления платёжных документаций.

В ходе исполнения бюджета может быть введён режим сокращения расходов и их блокировки. По результатам исполнения бюджетов составляется отчётность по единой методологии, перечень обязательных документов регламентируется бюджетным кодексом и предоставляется в государственную думу одновременно с отчётом об исполнении федерального бюджета.

Счётная палата РФ проводит проверку отчёта об исполнении федерального бюджета за отчётный финансовый год в течение 4,5 месяцев после предоставления в государственную думу и готовит соответствующее заключение, отчёт же поступает в счётную палату не позднее 1 июня текущего года.

Государственная дума рассматривает отчёт в течение 1,5 месяца, после получения заключения счётной палаты. Может быть принято решение об отклонении отчёта.

Аналогично происходит утверждение отчётов территориальных бюджетов.

Важной частью работы по исполнению бюджетов является экономический анализ результатов его исполнения, проводимый ведомствами и финансовыми организациями.

Выводы анализа используются для:

- объективной оценки результатов исполнения бюджета;

- выявления причин отклонений;

- разработка предложений и рекомендаций по выявлению резервов, укрепления доходной базы;

- обеспечение своевременного финансирования доходов по целевому назначению и их результативности;

- укрепление финансовой дисциплины.

Важнейшим требованием, предъявляемым к анализу, является комплексность, конкретность, использование взаимосвязанных показателей, документальная обоснованность.

В последнее время наблюдается трансформирование межбюджетных отношений с целью совершения бюджетного планирования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...