Финансовый механизм и его структура
Финансовый механизм представляет собой совокупность элементов форм методов и инструментов, формирование и использование финансовых ресурсов, призванную обеспечить полноценное функционирование системы финансов и реализацию финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов. Проще говоря, двухсторонний характер финансовых ресурсов различает механизмы их формирования и механизмы их использования, поэтому они различаются не только формами, методами, инструментами, но и целевой установкой. Механизмы формирование финансовых ресурсов направлены на полноценное финансовое обеспечение деятельности органов публичной власти и органов хозяйствующих субъектов и механизмы использование на результативное их использование. В составе государственного финансового механизма выделяют: - Номинально-денежный; - Бюджетный; - Внебюджетный; - Валютный; - Механизм бюджетного регулирования; - Механизм государственного заимствования; - Финансового резервирования; Частнохозяйственный финансовый механизм включает в себя: - Механизм ценообразования; - Механизм формирования, распределения и использования дохода и прибыли; - Кредитный механизм; - Инвестиционный механизм; - Страховой механизм; Под формой управления финансами понимают - совокупность финансовых отношений, включающие в себя соответствующие ей методы и инструменты. Формами государственного (муниципального) финансового механизма выступают: - Бюджетные доходы в налоговых и не налоговых формах (аренда, продажа, штрафы); - Бюджетные расходы в форме: социальных, управленческих, оборотных и др.; - Формы меж бюджетного регулирования (покрытие бюджетного дефицита);
- Фонды финансовой поддержки территорий. - Формами частнохозяйственного финансового механизма являются: - Доходы коммерческих организаций в форме выручки, амортизации, прибыли; - Расходы в форме инвестиций (капитала финансовых вложений), текущих расходов (материальные, на оплату труда и др.); - заёмные доходы (кредитные займы); - Добровольные взносы. Под методом управления финансами понимают – способ формирования или использования финансовых ресурсов, обеспечивающих функционирование форм финансовых отношений. К методам формирования публичных финансовых ресурсов относят: - Бюджетные и налоговые методы; - Методы заимствования; - Методы датирования; - Методами формирования частных хозяйственных ресурсов являются: - Методы финансирования (за счёт прибыли и других собственных доходов); - Методы формирования выручки; - Способы начисления амортизации; - Ценообразования и расчёты с покупателями и поставщиками; - Способы кредитования; - Методы получения страховых, процентных и дивидендных доходов, - Методы оплаты труда. В отдельную группу выделяют общие методы, характерные для всех субъектов финансовых отношений (как при формировании, так и при использовании финансовых ресурсов). Они группируются по элементам финансового механизма: - Методы финансового планирования и бюджетирования; - Методы финансового регулирования, саморегулирования оперативного финансового уровня; - Методы внутреннего и внешнего финансового контроля. - Финансовые инструменты в широком понимании: - Прибыль; - Бюджет; - Налоги. Финансовые инструменты в узком понимании: первичные элементы, рычаги посредством которых на практике реализуются конкретные формы и методы финансового механизма. Для публичной формы это: - Объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки и т д.; - Бюджетные трансферты; - Облигации государственных займов и т д.
- Для частной хозяйственной формы финансовыми инструментами выступают: - Норма прибыли и рентабельность; - Процентные кредитные ставки; - Дивиденды; - Производные инструменты финансового и фондового рынка; - Нормы амортизации.
4) Финансовое планирование и прогнозирование Финансовое планирование представляет собой важнейший элемент финансового механизма, в котором находит отражение ожидаемые значения различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики. В широком понимании финансовое планирование – это деятельность органов управления финансами по оценке состава и структуры финансовых ресурсов, способов эффективного их формирования и использования с разработкой и утверждением финансовых параметров в показателях планов, их корректировкой и контролем. В узком смысле финансовое планирование – это деятельность органов управления финансами по составлению, рассмотрению и утверждению финансовых планов субъектов экономики. Различают публичное и частнохозяйственное (корпоративное) финансовое планирование. Публичное финансовое планирование предполагает деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по определению, рассмотрению, утверждению, использованию заданных в финансовых планах параметров(показателей) движения финансовыми ресурсами(доходов) в масштабах страны и территорий. К ним относятся:балансы финансовых ресурсов, бюджеты различных уровней власти и внебюджетных фондов, сметы доходов и расходов, территорий, не являющихся муниципальными образованиями, а так же налоговые бюджеты. Корпоративное финансовое планирование осуществляется организациями различных форм собственности и организационно-правовыми формами. Отдельные элементы имеют место и индивидуальные предприниматели, и домашние хозяйства. К финансовым планам коммерческих организаций относятся: баланс (форма №1 в финансовом отчёте), план движения денежных средств, инвестиционный бюджет, налоговый бюджет и другое. К финансовым планам некоммерческих организаций относятся: баланс, сметы доходов и расходов, включая бюджетные сметы и другое. Объектом финансового планирования выступают количественные и качественные характеристики финансовых ресурсов и доходов субъектов экономики и источники их формирования.
Субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, органы управления коммерческих и индивидуальных предпринимателей. Целью финансового планирования является стабильное и бесперебойное финансовое обеспечение воспроизводственного процесса на макроуровне и микроуровне по запланированным параметрам расходов. Так как в плановых документах закладывается цель и задачи экономической политики государства, то целью финансового планирования является так же финансовое обеспечение стратегии и тактики государственной экономической политики на государственном, муниципальном и корпоративном уровне. К основным задачам финансового планирования относят: - Определение доходов по каждому источнику поступлений; - Определение расходов по приоритетным направлениям; - Обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, а так же экономного и эффективного использования доходов; - Создание условий для укрепления финансовой устойчивости; - Определение экономически сбалансированного размера финансовых резервов во избежание диспропорции при переходе от перспективного к текущему планированию и снижению(предупреждения финансовых рисков). - В зависимости от сроков финансовое планирование может быть: - Оперативным (до 1 месяца); - Текущим(1 месяц-квартал); - Годовым (календарный год); - Среднесрочным (3-5 лет); - Долгосрочным (более 5 лет). Финансовое прогнозирование представляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценки перспектив развития финансов, объёма состава и структуры финансовых ресурсов и направления их использования. Целью финансового прогнозирования является разработка и реализация концепции и стратегии финансовой политики путём создания обоснованных оценочных параметров, развития финансов и обеспечение финансовыми ресурсами государство, его территорий хозяйствующих субъектов на среднюю и долгосрочную перспективу.
Задачами финансового прогнозирования выступают: - Перспективная взаимоувязка денежно-стоимостных, материально-имущественных пропорций; - Обоснование приоритетов использования финансовых ресурсов; - Прогнозирование источников, объёма и структуры финансовых ресурсов; - Определение результата и оценка финансовых последствий принимаемых решений. Прогнозы бывают среднесрочными (3-5 лет) и долгосрочными (более 5 лет). Финансовое планирование и прогнозирование предполагает использование следующих специальных методов: - Математическое моделирование - Эконометрическое прогнозирование - Экспертных оценок - Трендовый - Сценарный Метод математического моделирования основан на учёте множества факторов и выборе оптимального варианта из нескольких. Эконометрическое прогнозирование предполагает расчёт показателей на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, при этом используется регрессионный анализ, позволяющий дать оценку усреднённым взаимосвязям и пропорциям в экономике страны, её территорий и отдельных предприятий. Эконометрические модели позволяют с определённой степенью вероятности описать динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющие на финансовые параметры Метод экспертных оценок применяется там, где невозможно измерить количественно какие-то показатели. Построение трендов основано на определение темпов изменений показателей и изучение факторов, которые могут изменяться во времени, влияя на тенденции изменения изучаемых показателей. Сценарный метод основан на субъективных предпочтениях должностных лиц, менеджеров, инвесторов и собственников. Стохастические методы связаны с вероятностной оценкой прогнозных параметров и взаимосвязи между финансовыми показателями и исходными эмпирическими данными. Для расчёта финансовых показателей используются следующие методы: - Метод «от достигнутого» (экстраполяция), который основан на корректировке показателей предшествующего периода с устойчивым их изменением. Однако он влечёт за собой перенос недостатка будущее и не ориентирует на выявление резервов. - Нормативный метод предполагает расчёт показателей на основе установленных норм и нормативов, предельных значений и лимитов, минимальных социальных стандартов, цен, тарифных ставок. Он способствует стандартизации хозяйственно-финансовых операций, соблюдению режима экономии, социальной защиты населения. Он ограничен в применении, т.к. требует разработки научно-обоснованных норм, что трудоёмко.
- Индексный метод: использует социальные индексы, индексы дефляторы и др. - Программно-целевой метод позволяет выбрать оптимальный вариант развития территории сверх деятельности. Он ориентирован на конкретный результат и адресность, однако трудоёмок. Финансовый контроль Финансовый контроль ‑ это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов управления и хозяйствования с применением специфических форм и методов его организации. Таблица. Характеристика видов финансового контроля
Таблица. Характеристика форм и методов финансового контроля
Рисунок 12 – Органы финансового контроля
Назначение финансового контроля – проверка правильности и своевременности процессов финансового распределения, оценка финансового состояния и действенности методов управления, оценка конечных результатов деятельности субъектов хозяйствования, государства; проверка соблюдения исполнения финансового законодательства; выявление резервов и их мобилизация с целью роста эффективности производственно – хозяйственной и финансовой деятельности. Финансовый контроль – представляет собой управленческую деятельность органов публичной власти, специальных контролирующих органов, менеджмента организаций и домашних хозяйств, включающею наблюдение финансовых потоков, проверку законности формирования публичных и корпоративных доходов, законности и эффективности их использования, а также принятие мер ответственности к нарушителям финансовой дисциплины и мер по устранению выявленных недостатков. Информационной базой выступают плановые показатели и результаты их исполнения, данные органов государственной статистики и государственного контроля, данные отчётности бухгалтерского, производственного, финансового, управленческого налогового учёта и др. информация.
Для внутреннего контроля на предприятии разрабатываются инструкции и методические пособия, которые утверждаются руководителями управлений финансовых служб и бухгалтерии. Ответственность субъектов контроля реализуется через предупредительные и принудительные меры воздействия (финансовые санкции) – лишения или ограничения права заниматься профессиональной деятельностью, снятие с должности, арест имущества, лишения свободы и другое. Принципами финансового контроля являются: законность, объективность, независимость, гласность, прозрачность, разграничение функций и полномочий. Этапы процесса финансового контроля: 1) планирование; 2) предварительная оценка и проведение; 3) окончательная оценка и систематизация результатов с оформлением отчётного документа; 4) исполнение результатов контроля и вынесенных комиссией (ответственным лицом) решений. Объектом экономического контроля является производственно-хозяйственная и финансовая деятельность. Финансовый контроль включает: проверку соблюдения требований экономических законов; составление и использование бюджетного плана; оценку эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов организаций и бюджетных учреждений; а также налоговые взаимоотношения с государственными органами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|