Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дизайн систем операционного




Менеджмента

Каждая организация должна создать свою производственную систему. Процесс дизай­на начинается с разработки товаров или услуг, которые предполагается выпускать либо предоставлять. Ресторан планирует ассортимент предлагаемых в меню блюд, произво­дитель автомобилей разрабатывает предполагаемые к выпуску модели. Затем органи­зация обращается к решению других вопросов производственной системы, и в частно­сти структурной реорганизации, размещению оборудования, производственной технологии, дислокации сооружений и планированию производственных мощностей.

РАЗРАБОТКА ТОВАРОВ И УСЛУГ

В мире бизнеса набирает силу тенденция к так называемому проектированию про­изводственных и сборочных возможностей (ППСВ). Как правило, инженеры-про-


ектировщики конструировали новые образцы продукции без учета проблем ее ма- •го воплощения в производстве. В соответствии с данными одного из не­простое исключение из изделий резьбовых соединений и некоторых ix крепежных деталей позволяет более чем на 75 % сократить сопряженные со i затраты, следовательно, простота - ключевое в подходе к организации штва и сравнительно небольшим издержкам слово.

гносительные затраты на ППСВ смехотворно малы. Использовавшей ее компа-1 ШМ удалось сократить время сборки принтеров с 30 минут всего до 3 (превы-вводителыюсть труда японских конкурентов). Нередко ППСВ требует ре­структуризации операций, создания команд, объединяющих дизайнеров и произ­водственников. Например, менеджмент компании Hewlett-Packard ловился чтобы при разработке новых компьютерных терминалов конструкторы учитыва та уело-


 

Часть 6. Контроль

вия производства. Им удалось сократить число деталей нового терминала на 40 %, он собирается в считанные часы, тогда как на сборку предыдущей модели уходило три дня. Внедрение новой модели в производство позволило добиться сокращения материальных затрат на 55 %, а издержек на оплату труда — на 75 %. Прорыв в упро­щении проектов — одно из основных условий конкурентоспособности продукции. Простота и ППСВ претворяются в жизнь посредством контроля над четырьмя проектными характеристиками изделия: возможностями производства, издерж­ками, качеством и надежностью. Возможность производства — это мера того, в ка­кой степени товар или услуга могут быть действительно произведены на текущих производственных мощностях организации. Под издержками понимается сумма зат­рат на материалы, оплату труда, проектирование, транспортировку, накладные рас­ходы, связанные с производством товара или услуги. Стремление к простоте и не­большому числу деталей удерживает проектировки товаров и услуг в рамках разумных издержек. Третья характеристика, качество — это степень совершенства товара или услуги. Именно качество определяет ценность товара, его привлекатель­ность для потребителей. Надежность — это мера того, в какой степени потребитель может положиться на товар или услугу при выполнении функции, для которой они предназначены. Продукт должен функционировать в соответствии с проектны­ми параметрами достаточно долгое время. Зачастую товары повышенной степени сложности обладают низкой надежностью (в силу большого числа входящих в них компонентов).

В последние годы в проектировании товаров наблюдается тенденция к разработ­ке так называемых дружественных потребителям продуктов, компании проводят спе­циальные исследования на темы «Как потребители используют нашу продукцию?» и «Что мы могли бы сделать, чтобы товары были еще более дружественны потребите­лям?» Первый портативный компьютер «PowerBook» компании Apple Computer был шедевром инженерно-технической мысли, но потерпел неожиданное фиаско на рын­ке. Компьютер был напичкан таким количеством «побрякушек и свистулек», что для его перемещения впору было заказывать специальный транспорт. Новый менеджер отдела промышленного дизайна компании Apple Боб Брюннер пришел к выводу о необходимости перемещения фокуса внимания конструкторов на пользователей. Он сам и его проектная команда обнаружили, что «народ» желал бы иметь «мобильные» компьютеры, занимающие минимальный объем и не привлекающие внимания стю­ардесс и пассажиров в салонах самолетов или горничных в отелях. Эти соображения были учтены при создании новой, существенно более удобной в использовании мо­дели «PowerBook» (к примеру, в нем впервые были использован манипулятор Тгас&Вайи упор для большого пальца на клавиатуре).

Рассмотренные нами качества являются непременными атрибутами и дизайна услуг, но к нему предъявляется дополнительное требование — синхронность, или мера соответствия предоставления услуги требованиям ее получения клиентом. Вспомним, что услуги несохраняемы и их предоставление требует участия в этом процессе клиента. Если вы приглашаете подругу в ресторан, вы рассчитываете свое­временно получить заказанные блюда и напитки. «Движение» самообслуживания как раз и отражает потребность в предоставлении услуг именно тогда, когда того желает потребитель, когда он испытывает настоятельную потребность в обслужива-


 


Глава 22. Управление производственными операциями...________ 683

нии. Банкоматы, самостоятельная заправка автомашин топливом и примерка обу­ви — этими способами организации обеспечивают своевременность услуг, без ко­торых трудно обойтись в современном мире, когда потребители испытывают ус­тойчивый дефицит основного ресурса — времени.

Например, когда Pizza Hut объявила о специальном обеденном меню (получение заказа в течение 5 минут), условие синхронизации потребовало пересмотра произ­водственных (приготовление пицци) операций. Были отобраны специальные, удов­летворявшие установленному лимиту времени рецепты приготовления пиццы.

РЕИНЖИНИРИНГ ПРОЦЕССОВ

Один из новых подходов в операционном менеджменте носит название реинжини­ринга и определяется как пересмотр исходных посылок и изменение проектных па­раметров бизнес-систем, ориентированный на создание единого бизнес-процесса и обеспечивающий возможность сокращения как стоимостных издержек, так и за­трат времени. Понятие реинжиниринга существенно шире направленных на ускоре­ние или компьютеризацию существующих бизнес-процессов. Реинжиниринг пред­полагает переоценку изменения системы управления, дизайна рабочих заданий и рабочих потоков. Важная роль в техническом переоснащении принадлежит компь­ютерной технике. Рассмотрим реинжиниринг процедуры расчетов с кредитора­ми в компании Ford Motor.

РЕИНЖИНИРИНГ ПЛАТЕЖНЫХ ПРОЦЕДУР В FORD MOTOR

Американский автомобильный гигант столкнулся с не менее крупной проблемой. Че­тыре сотни обслуживающих счета кредиторов сотрудников бухгалтерии Ford захлебыва­лись в бумажном море. Получение санкции на оплату предусматривало точное соответ­ствие между собой целых 14 позиций из множества источников информации — отчетности о поступлении на склад, заказов на поставки и счетов-фактур. Малейшая задержка в получении одной из форм означала бесконечные часы отслеживания правильности ин­формации, длительные задержки с оплатой выплат и недовольство поставщиков.

Руководство бухгалтерии Ford рассматривало возможность установки дополнительной компьютерной техники, но получило информацию, что в компании Mazda в подотделе по обслуживанию счетов кредиторов работают всего пять сотрудников. И Ford решилась на радикальный реинжиниринг процесса обработки счетов. Сегодня при решении об оплате поставок проверяются только три позиции. Их сопоставление и выписывание чека авто­матически выполняет компьютер. Реинжиниринг позволил сократить число сотрудников до 300, Ford осуществляет оплату счетов незамедлительно по получении товаров 4.

РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ

По завершении дизайна товара или услуги или реинжиниринга организация присту­пает к планировке реального производства. К наиболее распространенным типам раз­мещения оборудования относятся пооперационная (определяемая процессом) схе­ма, продуктовая, ячеечная планировки и планировка с постоянной позицией изде­лия 5. Различные типы производственной планировки представлены на рис. 22.3.

ПООПЕРАЦИОННАЯ ПЛАНИРОВКА (ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ ПРОЦЕССОМ). Как по­казано на рис. 22.3 (а), пооперационная схема (определяемая процессом, функцио-



Часть 6. Контроль


Источники: J. Т. Black, «Cellular Manufacturing Systems Reduce Setup Time, Make Small Lot Production Economical», Industrial Engineering, November 1983, 36-48; Richard J. Schonberger, «Plant Layout Becomes Product-Oriented with Cellular, Just-in-Time Pro­duction Concepts», Industrial Engineering, November 1983, 66-77.

Рис. 22.3. Основные типы производственной планировки


Глава 22. Управление производственными операциями^_________ 685

пальная) предполагает, что все выполняющее одни и те же функции или производ­ственные задачи оборудование группируется в одном и том же месте. В механиче­ском цехе токарные станки выполняют одну и ту же функцию, поэтому размещают­ся на одном участке. Шлифовальные станки находятся на другом участке цеха. Другими словами, оборудование, осуществляющее один и тот же «процесс», соби­рается в одном месте. Данная схема широко используется организациями сферы услуг (например, в банке сотрудники кредитного отдела находятся в одном месте, кассиры — в другом, менеджеры в третьем).

Преимущество пооперационной планировки заключается в том, что она облада­ет потенциалом экономии за счет эффекта масштаба и сокращения затрат. Напри­мер, расположение всего лакокрасочного производства на одном участке означает, что организации в данном случае требуется меньше оборудования и человеческих ресурсов. В банке, располагающем всех кассиров в одном, находящемся под контро­лем месте, обеспечивается повышенная безопасность. Расположение всех операци­онных помещений больницы в одном блоке открывает возможность одновременно­го контроля над условиями окружающей среды.

Как видно из рис. 22.3 (а), к недостаткам пооперационной схемы относится дол­гий и достаточно сложный путь, который приходится проходить продукции (услу­гам). Нередко производство товара требует выполнения нескольких различных процессов, следовательно, ему придется «побывать» во многих разных местах.

ПРОДУКТОВАЯ СХЕМА. На рис. 22.3 (б) представлена продуктовая схема про­изводства (поточная), когда оборудование дислоцируется соответственно этапам производств конкретных товаров. Классический пример — линия сборки автомо­биля, предназначенная для производства единственного изделия. Как правило, про­дуктовая схема разрабатывается очень тщательно (так, в компании Ford на конкрет­ной сборочной линии может собираться только одна модель). Поточные линии получили широкое распространение в кафе быстрого питания, деятельность кото­рых организована соответственно последовательности «производства» подаваемой посетителям продукции.

Продуктовая схема наиболее эффективна в тех случаях, когда организация про­изводит громадные объемы идентичной продукции. Обратите внимание на пред­ставленные на рис. 22.3 (б) две линии, имеющие участки окраски. Такое дублиро­вание функций может быть экономичным только в тех случаях, когда объем производства настолько высок, что каждый специализированный участок окраски полностью обеспечен работой.

ЯЧЕЕЧНАЯ ПЛАНИРОВКА. Обратимся к представленной на рис. 22.3 (в) отно­сительно новой схеме размещения оборудования, так называемой ячеечной плани­ровке, основывающейся на принципах групповой технологии, когда оборудование, предназначенное для выполнения некоторых последовательностей операций, груп­пируется в так называемых производственных ячейках. Группирование технологи­ческих операций в ячейках позволяет воспользоваться некоторыми преимущества­ми продуктовой и пооперационной схем. Еще более важно то обстоятельство, что представленные на рис. 22.3 (в) U-образные траектории перемещения заготовок в ячейках обеспечивают эффективность использования материала и инструмен­тов, а также движения запасов. Одним из преимуществ является «гроздевая»


 

Часть 6. Контроль

организация труда рабочих, что облегчает внедрение командных методов, способ­ствует принятию совместных решений. Повышается и гибкость использования пер­сонала, поскольку один рабочий может контролировать эксплуатацию всего разме­щенного в ячейке оборудования без необходимости перемещаться по цеху на большие расстояния.

РАЗМЕЩЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ПОСТОЯННОЙ ПОЗИЦИЕЙ ИЗДЕЛИЯ. На рис. 22.3 (г) представлено размещение, определяемое постоянной позицией изде­лия (концентрическое), когда объект труда находится в определенном месте, куда доставляется и производственное оборудование, и все то, что принято называть обеспечением выполнения производственных задач. Концентрическая планировка используется при создании продукции (предоставлении услуг), которая не может перемещаться в процессе изготовления от одной производственной функции к дру­гой или двигаться по конвейерной линии (самолеты, корабли, здания). В таких случаях более рациональна доставка человеческих ресурсов, материалов и механи­ческого оборудования на постоянную производственную площадку, на которой осу­ществляется сборка и технологическая обработка объекта. Такое размещение не­приемлемо для массового производства, но совершенно необходимо при создании крупных, громоздких изделий или выполнении специальных единичных заказов.

В разработке как производственной, так и офисной планировки компании все шире используют компьютерную технику и новое программное обеспечение, по­зволяющее менеджерам «поиграть» с пространством, моделируя размещение обо­рудования, выявляя «мертвые» его точки, которые могут быть использованы зна­чительно более эффективно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...