Дизайн систем операционного
Менеджмента Каждая организация должна создать свою производственную систему. Процесс дизайна начинается с разработки товаров или услуг, которые предполагается выпускать либо предоставлять. Ресторан планирует ассортимент предлагаемых в меню блюд, производитель автомобилей разрабатывает предполагаемые к выпуску модели. Затем организация обращается к решению других вопросов производственной системы, и в частности структурной реорганизации, размещению оборудования, производственной технологии, дислокации сооружений и планированию производственных мощностей. РАЗРАБОТКА ТОВАРОВ И УСЛУГ В мире бизнеса набирает силу тенденция к так называемому проектированию производственных и сборочных возможностей (ППСВ). Как правило, инженеры-про- ектировщики конструировали новые образцы продукции без учета проблем ее ма- •го воплощения в производстве. В соответствии с данными одного из непростое исключение из изделий резьбовых соединений и некоторых ix крепежных деталей позволяет более чем на 75 % сократить сопряженные со i затраты, следовательно, простота - ключевое в подходе к организации штва и сравнительно небольшим издержкам слово. гносительные затраты на ППСВ смехотворно малы. Использовавшей ее компа-1 ШМ удалось сократить время сборки принтеров с 30 минут всего до 3 (превы-вводителыюсть труда японских конкурентов). Нередко ППСВ требует реструктуризации операций, создания команд, объединяющих дизайнеров и производственников. Например, менеджмент компании Hewlett-Packard ловился чтобы при разработке новых компьютерных терминалов конструкторы учитыва та уело- Часть 6. Контроль вия производства. Им удалось сократить число деталей нового терминала на 40 %, он собирается в считанные часы, тогда как на сборку предыдущей модели уходило три дня. Внедрение новой модели в производство позволило добиться сокращения материальных затрат на 55 %, а издержек на оплату труда — на 75 %. Прорыв в упрощении проектов — одно из основных условий конкурентоспособности продукции. Простота и ППСВ претворяются в жизнь посредством контроля над четырьмя проектными характеристиками изделия: возможностями производства, издержками, качеством и надежностью. Возможность производства — это мера того, в какой степени товар или услуга могут быть действительно произведены на текущих производственных мощностях организации. Под издержками понимается сумма затрат на материалы, оплату труда, проектирование, транспортировку, накладные расходы, связанные с производством товара или услуги. Стремление к простоте и небольшому числу деталей удерживает проектировки товаров и услуг в рамках разумных издержек. Третья характеристика, качество — это степень совершенства товара или услуги. Именно качество определяет ценность товара, его привлекательность для потребителей. Надежность — это мера того, в какой степени потребитель может положиться на товар или услугу при выполнении функции, для которой они предназначены. Продукт должен функционировать в соответствии с проектными параметрами достаточно долгое время. Зачастую товары повышенной степени сложности обладают низкой надежностью (в силу большого числа входящих в них компонентов).
В последние годы в проектировании товаров наблюдается тенденция к разработке так называемых дружественных потребителям продуктов, компании проводят специальные исследования на темы «Как потребители используют нашу продукцию?» и «Что мы могли бы сделать, чтобы товары были еще более дружественны потребителям?» Первый портативный компьютер «PowerBook» компании Apple Computer был шедевром инженерно-технической мысли, но потерпел неожиданное фиаско на рынке. Компьютер был напичкан таким количеством «побрякушек и свистулек», что для его перемещения впору было заказывать специальный транспорт. Новый менеджер отдела промышленного дизайна компании Apple Боб Брюннер пришел к выводу о необходимости перемещения фокуса внимания конструкторов на пользователей. Он сам и его проектная команда обнаружили, что «народ» желал бы иметь «мобильные» компьютеры, занимающие минимальный объем и не привлекающие внимания стюардесс и пассажиров в салонах самолетов или горничных в отелях. Эти соображения были учтены при создании новой, существенно более удобной в использовании модели «PowerBook» (к примеру, в нем впервые были использован манипулятор Тгас&Вайи упор для большого пальца на клавиатуре).
Рассмотренные нами качества являются непременными атрибутами и дизайна услуг, но к нему предъявляется дополнительное требование — синхронность, или мера соответствия предоставления услуги требованиям ее получения клиентом. Вспомним, что услуги несохраняемы и их предоставление требует участия в этом процессе клиента. Если вы приглашаете подругу в ресторан, вы рассчитываете своевременно получить заказанные блюда и напитки. «Движение» самообслуживания как раз и отражает потребность в предоставлении услуг именно тогда, когда того желает потребитель, когда он испытывает настоятельную потребность в обслужива-
Глава 22. Управление производственными операциями...________ 683 нии. Банкоматы, самостоятельная заправка автомашин топливом и примерка обуви — этими способами организации обеспечивают своевременность услуг, без которых трудно обойтись в современном мире, когда потребители испытывают устойчивый дефицит основного ресурса — времени. Например, когда Pizza Hut объявила о специальном обеденном меню (получение заказа в течение 5 минут), условие синхронизации потребовало пересмотра производственных (приготовление пицци) операций. Были отобраны специальные, удовлетворявшие установленному лимиту времени рецепты приготовления пиццы. РЕИНЖИНИРИНГ ПРОЦЕССОВ
Один из новых подходов в операционном менеджменте носит название реинжиниринга и определяется как пересмотр исходных посылок и изменение проектных параметров бизнес-систем, ориентированный на создание единого бизнес-процесса и обеспечивающий возможность сокращения как стоимостных издержек, так и затрат времени. Понятие реинжиниринга существенно шире направленных на ускорение или компьютеризацию существующих бизнес-процессов. Реинжиниринг предполагает переоценку изменения системы управления, дизайна рабочих заданий и рабочих потоков. Важная роль в техническом переоснащении принадлежит компьютерной технике. Рассмотрим реинжиниринг процедуры расчетов с кредиторами в компании Ford Motor. РЕИНЖИНИРИНГ ПЛАТЕЖНЫХ ПРОЦЕДУР В FORD MOTOR Американский автомобильный гигант столкнулся с не менее крупной проблемой. Четыре сотни обслуживающих счета кредиторов сотрудников бухгалтерии Ford захлебывались в бумажном море. Получение санкции на оплату предусматривало точное соответствие между собой целых 14 позиций из множества источников информации — отчетности о поступлении на склад, заказов на поставки и счетов-фактур. Малейшая задержка в получении одной из форм означала бесконечные часы отслеживания правильности информации, длительные задержки с оплатой выплат и недовольство поставщиков. Руководство бухгалтерии Ford рассматривало возможность установки дополнительной компьютерной техники, но получило информацию, что в компании Mazda в подотделе по обслуживанию счетов кредиторов работают всего пять сотрудников. И Ford решилась на радикальный реинжиниринг процесса обработки счетов. Сегодня при решении об оплате поставок проверяются только три позиции. Их сопоставление и выписывание чека автоматически выполняет компьютер. Реинжиниринг позволил сократить число сотрудников до 300, Ford осуществляет оплату счетов незамедлительно по получении товаров 4. РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ По завершении дизайна товара или услуги или реинжиниринга организация приступает к планировке реального производства. К наиболее распространенным типам размещения оборудования относятся пооперационная (определяемая процессом) схема, продуктовая, ячеечная планировки и планировка с постоянной позицией изделия 5. Различные типы производственной планировки представлены на рис. 22.3.
ПООПЕРАЦИОННАЯ ПЛАНИРОВКА (ОПРЕДЕЛЯЕМАЯ ПРОЦЕССОМ). Как показано на рис. 22.3 (а), пооперационная схема (определяемая процессом, функцио-
Источники: J. Т. Black, «Cellular Manufacturing Systems Reduce Setup Time, Make Small Lot Production Economical», Industrial Engineering, November 1983, 36-48; Richard J. Schonberger, «Plant Layout Becomes Product-Oriented with Cellular, Just-in-Time Production Concepts», Industrial Engineering, November 1983, 66-77. Рис. 22.3. Основные типы производственной планировки Глава 22. Управление производственными операциями^_________ 685 пальная) предполагает, что все выполняющее одни и те же функции или производственные задачи оборудование группируется в одном и том же месте. В механическом цехе токарные станки выполняют одну и ту же функцию, поэтому размещаются на одном участке. Шлифовальные станки находятся на другом участке цеха. Другими словами, оборудование, осуществляющее один и тот же «процесс», собирается в одном месте. Данная схема широко используется организациями сферы услуг (например, в банке сотрудники кредитного отдела находятся в одном месте, кассиры — в другом, менеджеры в третьем). Преимущество пооперационной планировки заключается в том, что она обладает потенциалом экономии за счет эффекта масштаба и сокращения затрат. Например, расположение всего лакокрасочного производства на одном участке означает, что организации в данном случае требуется меньше оборудования и человеческих ресурсов. В банке, располагающем всех кассиров в одном, находящемся под контролем месте, обеспечивается повышенная безопасность. Расположение всех операционных помещений больницы в одном блоке открывает возможность одновременного контроля над условиями окружающей среды. Как видно из рис. 22.3 (а), к недостаткам пооперационной схемы относится долгий и достаточно сложный путь, который приходится проходить продукции (услугам). Нередко производство товара требует выполнения нескольких различных процессов, следовательно, ему придется «побывать» во многих разных местах. ПРОДУКТОВАЯ СХЕМА. На рис. 22.3 (б) представлена продуктовая схема производства (поточная), когда оборудование дислоцируется соответственно этапам производств конкретных товаров. Классический пример — линия сборки автомобиля, предназначенная для производства единственного изделия. Как правило, продуктовая схема разрабатывается очень тщательно (так, в компании Ford на конкретной сборочной линии может собираться только одна модель). Поточные линии получили широкое распространение в кафе быстрого питания, деятельность которых организована соответственно последовательности «производства» подаваемой посетителям продукции.
Продуктовая схема наиболее эффективна в тех случаях, когда организация производит громадные объемы идентичной продукции. Обратите внимание на представленные на рис. 22.3 (б) две линии, имеющие участки окраски. Такое дублирование функций может быть экономичным только в тех случаях, когда объем производства настолько высок, что каждый специализированный участок окраски полностью обеспечен работой. ЯЧЕЕЧНАЯ ПЛАНИРОВКА. Обратимся к представленной на рис. 22.3 (в) относительно новой схеме размещения оборудования, так называемой ячеечной планировке, основывающейся на принципах групповой технологии, когда оборудование, предназначенное для выполнения некоторых последовательностей операций, группируется в так называемых производственных ячейках. Группирование технологических операций в ячейках позволяет воспользоваться некоторыми преимуществами продуктовой и пооперационной схем. Еще более важно то обстоятельство, что представленные на рис. 22.3 (в) U-образные траектории перемещения заготовок в ячейках обеспечивают эффективность использования материала и инструментов, а также движения запасов. Одним из преимуществ является «гроздевая» Часть 6. Контроль организация труда рабочих, что облегчает внедрение командных методов, способствует принятию совместных решений. Повышается и гибкость использования персонала, поскольку один рабочий может контролировать эксплуатацию всего размещенного в ячейке оборудования без необходимости перемещаться по цеху на большие расстояния. РАЗМЕЩЕНИЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ ПОСТОЯННОЙ ПОЗИЦИЕЙ ИЗДЕЛИЯ. На рис. 22.3 (г) представлено размещение, определяемое постоянной позицией изделия (концентрическое), когда объект труда находится в определенном месте, куда доставляется и производственное оборудование, и все то, что принято называть обеспечением выполнения производственных задач. Концентрическая планировка используется при создании продукции (предоставлении услуг), которая не может перемещаться в процессе изготовления от одной производственной функции к другой или двигаться по конвейерной линии (самолеты, корабли, здания). В таких случаях более рациональна доставка человеческих ресурсов, материалов и механического оборудования на постоянную производственную площадку, на которой осуществляется сборка и технологическая обработка объекта. Такое размещение неприемлемо для массового производства, но совершенно необходимо при создании крупных, громоздких изделий или выполнении специальных единичных заказов. В разработке как производственной, так и офисной планировки компании все шире используют компьютерную технику и новое программное обеспечение, позволяющее менеджерам «поиграть» с пространством, моделируя размещение оборудования, выявляя «мертвые» его точки, которые могут быть использованы значительно более эффективно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|