Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лечебная физическая культура при авитаминозах




Цинга - заболевание, вызываемое недостаточным поступлением или усвоением витамина С. При однообразном, преимущественно углеводном, питании с недостаточной общей калорийностью витаминная С недостаточность может развиться и при полноценном питании в результате нарушения всасывания витамина или усиленного его разрушения.

Для скрытой стадии характерны общая слабость, быстрая утомляемость, подавленность, вялость, сонливость. Нередки жалобы на сердцебиение и ревматоидные боли в ногах, обусловленные мелкими геморрагиями в мышцах нижних конечностей. Отмечаются сухость и бледность кожи, цианоз губ и слизистой рта, понижение сопротивляемости организма инфекциям, снижение трудоспособности. В стадии развитой цинги эти признаки становятся более выраженными. Кровоизлияния наблюдаются в коже, в подкожной клетчатке, в мышцах (главным образом, нижних конечностей по ходу фасциальных листков и сухожильных влагалищ). В тяжелых случаях появляются кровоизлияния в полости суставов (чаще голеностопных и коленных), в надкостнице длинных трубчатых костей и ребер, в полости плевры и перикарда, в забрюшинной клетчатке, реже в мочевом пузыре, почечных лоханках и т.п. При полноценном лечении и благоприятном течении болезни кровоизлияния рассасываются. В тяжелых случаях в мышцах могут развиться рубцовые изменения с последующим ограничением движений и контрактурами. Кровоизлияния в периартикулярные ткани и в полость суставов могут привести к сморщиванию сумки сустава и образованию спаек, а они, в свою очередь, - к стойкому ограничению движений и даже к анкилозам.

Основные лечебные мероприятия - полноценное питание с введением больших доз витамина С в сочетании с правильно организованным двигательным режимом. Наблюдения (Н. Н. Яковлев) показали, что при достаточном поступлении аскорбиновой кислоты под влиянием дозированных физических упражнений у больных с С-гипоавитаминозом и авитаминозом организм ускоренно насыщается аскорбиновой кислотой, она вовлекается в окислительно-восстановительные процессы. Применение дозированных движений содействует более быстрому рассасыванию кровоизлияний в мышцах, периартикулярных тканях, в суставах, предупреждает развитие тугоподвижности, контрактур и других нарушений функции двигательного аппарата. При гемотораксах физические упражнения способствуют более быстрому рассасыванию излившейся крови и растяжению формирующихся плевральных спаек и сращений.

Лечебная гимнастика, назначаемая при удовлетворительном общем состоянии больных, отсутствии свежих кровоизлияний и уменьшении старых, проводится вначале соответственно постельному режиму. В занятиях с больными, имеющими значительные кровоизлияния в мышцы, следует вначале применять пассивные движения. При гемартрозах, не форсируя восстановление полной амплитуды движений в пораженном суставе, нужно укреплять мышцы, окружающие сустав и переходящие через него. Если боли в мышцах и суставах уменьшаются, можно увеличить число и интенсивность упражнений для пораженной конечности. При кровоизлияниях в полость плевры применяются специальные упражнения, используемые при плевритах. При кровоизлиянии в брюшную полость число и интенсивность упражнения для брюшного пресса ограничиваются.

При переводе больного на палатный режим постепенно включают упражнения, способствующие предупреждению, а в случае необходимости и ликвидации внутрибрюшинных спаек, обеспечивающие более выраженное общеукрепляющее воздействие и содействующие рассасыванию кровоизлияний и восстановлению функций пораженных конечностей. Движения в крупных суставах выполняются с полной амплитудой в медленном и среднем темпе, а в мелких суставах - в среднем и быстром темпе. Используются упражнения без отягощения, а также с палками, булавами, гантелями, мячами. Особое внимание обращается на упражнения для нижних конечностей. Дополнительно к занятиям лечебной гимнастикой проводится лечебная ходьба с постепенным увеличением расстояния.

При переводе больного на свободный двигательный режим применяются лечебная и утренняя гимнастика, ходьба, прогулки. Используются упражнения без отягощений для всех основных групп скелетной мускулатуры (преобладают упражнения для нижних конечностей), упражнения с палками, гантелями, булавами, мячами, у гимнастической стенки, на гимнастической скамейке; ходьба простая с ускорениями и усложнениями; непродолжительный бег в спокойном темпе; игры с мячом и т.п.

После выписки из стационара рекомендуется заниматься лечебной физической культурой соответственно щадяще-тренирующему, а по мере восстановления приспособляемости к физическим нагрузкам - тренирующему санаторным режимам с использованием гигиенической и лечебной гимнастики, прогулок, экскурсий, спортивных игр (волейбол, городки, теннис и др.), гребли, ходьбы на лыжах, катания на коньках и т.п.

Рахит является тяжелым, хроническим заболеванием, поражающим детей раннего возраста. При рахите нарушается минеральный обмен вследствие гиповитаминоза (главным образом, гиповитаминоза D). Нарушение кальциево-фосфорного обмена в организме больного ребенка ведет к расстройству окостенения и роста скелета, поражению связочной и мышечной систем. Кости становятся мягкими, легко деформируются, мышцы и связки слабыми, дряблыми, суставы разболтанными. Дети, пораженные рахитом, отстают в развитии статических и моторных функций.

Помимо опорно-двигательного аппарата в процесс вовлекаются в большей или меньшей степени все ткани и органы организма. Страдает центральная нервная система, нарушается тонус вегетативной нервной системы. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, плохо спит. Нарушаются окислительные процессы, развивается ацидоз, расстраивается деятельность органов дыхания, сердечнососудистой и кроветворной систем. У ребенка развивается одышка, нарастает анемия. Дисфункция желудочно-кишечного тракта проявляется неустойчивым стулом или запорами. Значительно ослабляются иммуннобиологические процессы. Дети тяжело переносят инфекционные заболевания, часто с осложнениями.

В комплексном лечении рахита и гипотрофии гимнастика в сочетании с массажем и использованием различных факторов внешней среды (солнце, воздух, вода) нашла широкое применение.

Общий массаж следует применять с 2-3-месячного возраста. Под влиянием массажа усиливается образование в коже антнрахитического витамина D, иммунных тел, гистаминоподобных веществ. Массаж положительно влияет на центральную нервную систему, успокаивает ребенка. Доказано регулирующее воздействие массажа на вегетативные функции: дыхание, кровообращение и др.

Лечебная гимнастика благотворно влияет на физическое развитие ребенка. Она способствует укреплению связочного и мышечного аппарата, активизации окислительных процессов, улучшению общего обмена, нормализации кальциево-фосфорного обмена и соответственно восстановительных процессов в костной ткани, улучшению иммунологических свойств, повышению сопротивляемости организма.

Лечебная гимнастика при рахите и гипотрофии должна соответствовать применяемой в занятиях с детьми раннего возраста. Она состоит из приемов массажа, рефлекторных, пассивных и активных упражнений.

Занятия следует проводить ежедневно в чистом, проветренном помещении при температуре воздуха 20-22°, лучше всего в одно и то же время дня, но не раньше чем через 1-1,5 часа после кормления. Заниматься рекомендуется на столе (высота 70-75 см, ширина 65-70 см, длина 100 см). На стол кладут сложенное вчетверо байковое одеяло, а поверх него - клеенку и чистую пеленку. На время гимнастики ребенка обнажают (в зависимости от его состояния - частично или полностью).

Приступая к занятиям, необходимо вымыть руки теплой водой с мылом и вытереть их насухо. Ногти должны быть коротко подстрижены. Следует снять кольца, браслеты, часы и т.п. Рекомендуется всегда надевать марлевую маску.

Заниматься гимнастикой с детьми грудного возраста начинают с 1,5 месяца. Используют рефлекторные упражнения, основанные на проявлении безусловных рефлексов. Например, сгибание и разгибание пальцев ног при дотрагивании до кожи подошвы (рефлекс Бабинского); «потанцовывание» при легком прикосновении стоп ребенка к столу; отталкивание согнутыми ногами из положения лежа на животе (рефлекторное ползание); разгибание спины при проведении пальцами (большим и указательным) по обеим сторонам позвоночника вдоль длинных мышц спины снизу вверх; поворот на основе рефлекса поворачивания: у ребенка, лежащего на спине, приподнимают ноги и слегка поворачивают их вместе с тазом - голова, пояс верхних конечностей и все тело ребенка быстро следуют за этим движением. Используется также рефлекс положения: ребенка, лежащего на животе, приподнимают, при этом голова и верхняя часть туловища у него отклоняются назад; если ребенок лежит на правом боку, при поднимании голова и туловище у него отклоняются влево, если он лежит на левом боку, - вправо (рис. 22). При помощи рефлекторных движений можно укреплять мышцы верхних и нижних конечностей, мышцы живота и спины, активизировать общую реакцию организма ребенка на мышечные движения.

Пассивные упражнения применяются в занятиях с детьми 3-4-месячного возраста (рис. 23). К этому времени обычно исчезает физиологическая гипертония мышц конечностей, не позволяющая выполнять пассивные движения в более раннем возрасте.

У грудных детей обычно применяют три приема массажа (поглаживание, разминание, растирание). Массаж начинают с верхних или нижних конечностей. После этого массируют грудь и живот, затем поворачивают ребенка на живот и массируют заднюю поверхность тела (рис.24).

Гимнастика детей 3-6 месяцев состоит из рефлекторных и пассивных упражнений в сочетании с общим массажем. Активные упражнения можно применять после 6-месячного возраста, когда ребенок начинает ползать, сидеть и вставать на ноги (рис.25). Рефлекторные упражнения после 6 месяцев не применяют, так как к этому времени рефлекторные движения уже угасают.

Гимнастика детей 6-10 месяцев состоит из пассивных и активных упражнений в сочетании с общим массажем. При этом пассивные упражнения постепенно вытесняются активными. Для стимулирования самостоятельных движений рекомендуются простейшие сооружения (скамейка, лестница и др.).

Общая продолжительность занятия в начале курса лечения 5-7 минут, в конце - 10-15 минут.

В комплексном лечении рахита и гипотрофии важное значение имеет также закаливание детей.

Заниматься Лечебной гимнастикой с детьми, больными рахитом, необходимо даже при тяжелых формах его с наличием развившихся деформаций.


Глава XIV

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...