Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика лечебной физической культуры




Занятия лечебной физической культурой при дефектах осанки проводятся по типовой схеме с группой в 10-12 человек.

В вводной части, занимающей 5-7 минут, решаются следующие задачи; умеренное общетонизирующее воздействие на организм; организация внимания занимающихся в целях подготовки их к выполнению сравнительно сложных по координации движений; фиксация внимания на осанке. Для решения этих задач применяются упражнения: ходьба, кратковременный бег, общеразвивающие гимнастические упражнения, упражнения с фиксацией правильной осанки.

Основная часть имеет два раздела. Первый продолжается 15-30 минут. В нем решаются следующие задачи: коррекция основных и сопутствующих проявлений дефекта осанки, укрепление отдельных мышечных групп, совершенствование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Для решения этих задач применяются упражнения: специальные корригирующие; общеразвивающие без отягощения и с набивными мячами, гантелями, с сопротивлением; на простейших гимнастических снарядах.

Для коррекции нарушений физиологических изгибов позвоночника (особенно лордозов) широко используются гимнастические упражнения для укрепления и растягивания отдельных мышечных групп (главным образом, мышц спины на различных уровнях) в положении лежа, в висе на руках и на подколенках и (в меньшей мере) в положении стоя. Следует учесть, что при выполнении упражнений в положении лежа и в висе (первые разгружают позво­ночник, а вторые, кроме того, растягивают его и этим уже до известной степени корригируют нарушения) не исключается полностью влияние угла наклона таза и ограничены возможности для локальной коррекции.

Применяются также упражнения на специальных гимнастических снарядах: гимнастических кольцах, валике Лоренца (рис. 113), наклонной плоскости (рис. 114). На валике Лоренца, употребляемом при выраженном кифозе, занимающийся располагается так, чтобы валик находился несколько выше наиболее выстоящей точки кифоза. Инструктор, захватив занимающегося за область подмышечных впадин, слегка подтягивает его кверху и держит в таком положении несколько секунд. При этом происходит значительное разгибание и вытяжение позвоночника. Это же упражнение можно выполнить в комбинации с висами на гимнастической стенке или кольцах. На наклонной плоскости занимающийся (при фиксации за подмышечные впадины) находится в положении, при котором происходит значительное вытяжение позвоночника. Это положение следует сохранять 3-10 минут.

Задачи коррекции физиологических изгибов позвоночника решают также упражнения, выполняемые в упоре стоя на коленях. Провисание позвоночника между плечами и поясом нижних конечностей умеренно растягивает позвоночник и разгружает его от действия тяжести головы, верхних конечностей и туловища, исключает влияние угла наклона таза на изгибы позвоночника. Подобные упражнения дают возможность увеличивать лордоз и тем самым сделать наиболее подвижным тот участок позвоночника, который должен быть подвергнут коррекции, ограничивая подвижность в соседних отделах, т.е. локально корригировать искривление. Используя упражнения в упоре стоя на коленях для локальной коррекции, следует одновременно укреплять отдельные мышечные группы, несущие основную нагрузку при сохранении правильной осанки.

Для коррекции асимметричной осанки используются асимметричные упражнения в исходных положениях стоя, лежа и в упоре стоя на коленях. Исправлять угол наклона таза и корригировать физиологические кривизны позвоночника необходимо параллельно, так как только в этом случае можно достигнуть положительного эффекта. Всякая коррекция подобных дефектов осанки должна завершаться формированием мышечного корсета – укреплением мышц туловища (главным образом, длинных мышц спины и мышц живота).

Во втором разделе основной части занятия, который длится 10-20 минут, решаются следующие задачи: осознание мышечно-суставных ощущений правильной осанки; формирование навыка правильной осанки; совершенствование координации движений и двигательных навыков на фоне сохраняемой правильной осанки; совершенствование деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем органов. Для решения этих задач применяются специальные упражнения, способствующие осознанию мышечно-суставных ощущений правильной осанки, формированию и закреплению навыка правильного положения тела во время игр, ходьбы, бега, прыжков, метаний и т.д.

Для сохранения правильной осанки очень важно уметь расслаблять и напрягать отдельные мышечные группы. Поэтому следует использовать упражнения на расслабление в комбинации с упражнениями на напряжение мышц. Например, проверив стоя у стены, положение головы, плеч и таза при правильной осанке, надо отойти от стены и выполнить упражнение на расслабление мышц туловища (расслабленное «падение» туловища с переходом в положение расслабленного приседа), затем, быстро выпрямившись, принять положение правильной осанки.

Применяемые упражнения должны формировать точные представления о взаимоположении отдельных сегментов тела и о взаимонапряжении мышц при правильной осанке. Выработкой дифференцированных восприятий положения отдельных сегментов тела, напряжения отдельных мышц и ощущения правильной осанки следует заниматься параллельно.

В заключительной части занятия продолжительностью 3-5 минут решаются следующие задачи: некоторое снижение уровня протекания вегетативных функций; совершенствование умения постоянно сохранять правильную осанку. Эти задачи решают: медленная ходьба, ходьба в сочетании с различными движениями рук. Упражнения завершаются фиксацией положения правильной осанки.

В процессе проведения занятий необходимо соблюдать следующие методические требования. Упражнения, формирующие навык правильной осанки, и методика их проведения должны обеспечивать корригирующее воздействие их на мышечную систему и костно-связочный аппарат. Упражнения с длительными статическими положениями, затрудняющими работу дыхательного аппарата, необходимо чередовать с упражнениями на расслабление и с дыхательными упражнениями. Необходимо также чередовать упражнения, выполняемые в разных исходных положениях: лежа, в упоре стоя на коленях, в висе и т.д.

Индивидуализацию локальной коррекции следует осуществлять путем изучения с каждым занимающимся двух-трех так называемых «своих» упражнений, подобранных в зависимости от дефекта осанки, для самостоятельного систематического выполнения этих упражнений в последующем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...