Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лечебная физическая культура при повреждениях и заболеваниях органов зрения




Как в военное, так и в мирное время повреждения органов зрения могут быть следствием ранений, воздействия взрывной волны, ожогов и других травмирующих агентов. Потеря или резкое понижение зрения и (как результат) гиподинамия приводят к тяжелой инвалидности.

Лечебная физическая культура должна содействовать формированию частичной компенсации утраченного или резко пониженного зрения, уменьшению влияния гиподинамии, борьбе с проявлениями тяжелой психической травмы, созданию комплекса тактильных, мышечно-суставных и слуховых восприятий, замещающих в пределах возможного зрительное восприятие. Одной из основных задач занятий лечебной физической культурой является обучение больных самостоятельному передвижению, т.е. ходьбе и ориентировке в пространстве с помощью тактильных ощущений, мышечно-суставной чувствительности и слуховых восприятий (ощупывание окружающих предметов, определение их расположения, формы и размеров с помощью трости, определение твердости и других особенностей грунта и наличия на нем неровностей и препятствий). В ходе занятий лечебной физической культурой необходимо постоянно совершенствовать комплекс этих восприятий с помощью специальных упражнений. Такими упражнениями могут быть:

- определение формы, веса, материала, размеров различных предметов на ощупь;

- сортировка мелких предметов по форме, весу, размерам, качеству материала и другим признакам;

- собирание из деталей простейших и средней сложности конструкций;

- медленная ходьба по специальной дорожке, участки которой имеют различное покрытие: из дерева (доски и паркет), резины, линолеума, войлока, поролона и др. Вначале во время медленной ходьбы больной запоминает ощущения, получаемые от соприкосновения с покрытием из различных материалов, и названия последних. На следующем этапе занятий, наступая на покрытие из различных материалов, больной сам называет их. В последующем он выполняет задание, требующее остановки на определенном участке дорожки (эти задания варьируются и усложняются). Другое упражнение состоит в медленной ходьбе с выдвинутым вперед свободным концом трости, которым больной определяет материал покрытия отдельных участков дорожки. В занятие включается также медленная ходьба с преодолением препятствий небольшой высоты (не выше 40-50 см) из различных легких материалов (деревянные и металлические барьеры с легко спадающими перекладинами, прямоугольной формы ящики из дерева и пластмассы, барьеры-качалки и др.):

- медленная ходьба с тростью по небольшому лабиринту, образованному переносными препятствиями (не переступая препятствия);

- упражнения, выполняемые по команде, произносимой возможно тише или шепотом;

- выполнение в процессе ходьбы заданий (мгновенная остановка, остановка приставляя ногу, шаг в сторону, шаг назад и т.д.) по команде, произносимой шепотом, в ответ на шаги методиста, идущего навстречу, и на другие различные очень тихие звуковые и тактильные (легкое прикосновение к руке или туловищу и т.п.) раздражители;

- прямолинейное передвижение придерживаясь кистью (локтем, плечом) за натянутую на соответствующем уровне тонкую бечёвку (капроновую нить); остановка при прикосновении к узлу, завязанному на бечёвке; шаг в сторону при прикосновении (ощупывании) к привязанной тесьме; другие варианты аналогичных заданий;

- метания мячей, закрепленных на шнурах на высоко размещенных блоках (при расположении больного под блоком мяч после броска возвращается к нему), и другие упражнения.

В процессе систематического применения этих упражнений формируются комплексные мышечно-суставные, тактильные и слуховые восприятия, обеспечивающие возможность сравнительно свободного самостоятельного передвижения в помещении и на улице, а также выполнения основных действий по самообслуживанию.

Занятия проводятся в форме утренней гимнастики, лечебной гимнастики, самостоятельно выполняемых заданий, лечебной ходьбы. В процессе лечебной ходьбы (вначале с помощью методиста в палате, в коридоре стационара, в кабинете и на площадке лечебной физической культуры, во дворе лечебного учреждения и, наконец, на улице) постепенно формируются навыки, обеспечивающие самостоятельное передвижение при отсутствии зрительного восприятия. Очень важно систематически использовать значительные нагрузки в целях борьбы с гиподинамией, обеспечивать положительный эмоциональный фон. Это достигается за счет ощущаемого больным постоянного совершенствования формируемых компенсаций; приобретения им все большей уверенности в возможностях их дальнейшего расширения; использования в занятиях музыкального сопровождения, соревновательных элементов. Занятия лечебной физической культурой необходимо сочетать с обучением больных чтению и письму по методам, применяемым для слепых, и с трудообучением.

При потере зрения на один глаз основной задачей лечебной физической культуры является тренировка монокулярного зрения. Особое внимание следует обращать при этом на расширение поля зре­ния, восприятие расстояния и глубины. Эти компоненты зрения должны совершенствоваться в сочетании с соответствующими физическими упражнениями (зрительное определение расстояния с последующей проверкой его шагами, метания в цель различных предметов и т.д.).

Специальные упражнения необходимо постоянно чередовать с общеразвивающими упражнениями и с упражнениями для тренировки тактильного, мышечно-суставного и слухового анализаторов, выполняемыми с закрытыми глазами. В ходе занятий нельзя допускать переутомления здорового глаза.

Слепым и слабо видящим рекомендуется заниматься различными видами спорта. Опыт специальных спортивных секций и школ-интернатов показывает, что слепые с успехом занимаются спортивной и художественной гимнастикой, плаванием, лыжным и конькобежным спортом, тяжелой атлетикой, борьбой, легкой атлетикой. Во всех случаях необходимо дополнительное оборудование мест занятий, использование в качестве лидеров лиц с нормальным зрением. Занятия спортом способствуют расширению диапазона двигательных компенсаций, оказывают благоприятное влияние на здоровье, психику и работоспособность слепых. Формирование у них свойственных спортсменам «чувства снега», «чувства воды», «чувства спортивного противника» помогает свободно передвигаться как в помещении, так и на улице.

Таким же образом осуществляется и физическое воспитание родившихся слепыми в условиях специализированных дошкольных учреждений и школ-интернатов.

 

Глава XXVII

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...