I. Разделы дисциплины и виды занятий
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
для студентов IV курса по специальности 050706 (031000) «Педагогика и психология»
Составитель: к.психол.н., доцент Малолеткова А.В.
Стерлитамак 2010
Пояснительная записка
Курс «Педагогическая психология» является одной из фундаментальных дисциплин и имеет большое значение для общей теоретической и организаөионно-методической подготовки студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология». Данная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по педагогической специальности 050706 (031000) - «Педагогика и психология» и определяет объем знаний по курсу «Педагогическая психология», необходимых педагогу-психологу в процессе работы в образовательном учреждении. Необходимость данной дисциплины продиктована современными разработками в области человекоемких образовательных программ как педагогического, так и психологического циклов. Возможности педагогической психологии как конструктивной, практико-ориентированной науки, выступающей фактором развития процесса образования и каждого из его субъектов, огромны. Крупнейшие ученые (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Ананьев В.Г., Каптерев П.Ф., Блонский П.П., Адлер А., Франкл В., и др.) провели значительные исследования по проблемам становления и развития педагогической психологии как науки, психологического обоснования образовательного процесса, эффективности учебной и педагогической деятельности. Курс педагогической психологии является одним из актуальных в системе подготовки будущего педагога-психолога. Важность изучения педагогической психологии состоит в том, что она дает представления о специфике педагогической деятельности, личностном и профессиональном развитии преподавателя, а также психологическом обосновании организации образовательного процесса. Психолого-педагогические теории, рассматриваемые в рамках курса, не только систематизируют информацию и представления студентов, но и дают решение проблемы, каким должен быть психолог, работающий в системе образования.
Программа разработана на основе типовой, рекомендованной УМО по специальностям педагогического образования и включает необходимый минимум дидактических единиц, предусмотренных ГОС ВПО (2005 г.). Целью курса «Педагогическая психология» является изучение механизмов, закономерностей и условий, обеспечивающих процесс формирования личности в образовательном процессе. Как прикладная дисциплина, педагогическая психология ориентирована на психологическое обеспечение образовательного процесса, что предполагает выявление и конструирование эхффективных методов работы психолога и педагога с образовательной практикой. Задачи учебного курса: - образовательные - 1) ознакомление студентов с важнейшими экспериментальными сведениями, лежащими в основе педагогической психологии; 2) формулировка основных принципов педагогической психологии; 3) рассмотрение базовых понятий психологии и педагогики в контексте психологического обеспечения образовательного процесса; - развивающие - 4) развитие умения формулировать и решать задачи педагогической психологии; 5) развитие профессиональной рефлексии; 6) развитие умений и навыков по анализу эффективности педагогической деятельности и организации психологического сопровождения профессиональной деятельности педагога; - воспитательные – 7) воспитание профессионального поведения психолога в образовательном учреждении; 8) формирование гражданской и профессиональной позиции психолога в образовательном учреждении; 9) формирование этики личностных и профессиональных взаимоотношений психолога.
Межпредметные связи: курс «Педагогическая психология» относится к одному из интегрированных современных учебный курсов. В процессе его изучения осуществляется опора на ранее полученные сведения по таким дисциплинам, как «Теория обучения», «Теория воспитания», «Возрастная психология», «Методика воспитательной работы», «Социальная психология», «Методика преподавания психологии», а также на личный опыт студентов, полученный в процессе прохождения практики на II-IV курсах. Знания и умения, сформированные в ходе изучения данного курса, закрепляются и совершенствуются в ходе дальнейшего профессионального обучения по следующим дисциплинам: «Психолого-педагогическая коррекция», «Методы активного социально-психологического обучения», «Психологическая служба в образовании», а также во время прохождения практики на V курсе. Тематика учебного курса и методика проведения занятий позволяет активизировать подготовку студентов по следующим направлениям профессиональной деятельности: учебно-воспитательное, социально-педагогическое, развивающее, культурно-просветительское и научно-методическое. Требования к уровню освоения учебной дисциплины. В соответствии с государственным образовательным стандартом, в результате изучения курса «Педагогическая психология» студент должен: иметь представление: - об истории становления, основных проблемах и задачах, современной структуре педагогической психологии; - об основных принципах и методах педагогической психологии; - о специфике становления личности педагога-профессионала, проблемах и профессиональных кризисах; - о современных направлениях в обучении. знать: - историю развития педагогической психологии; - специфику представлений об учебной и педагогической деятельности с позиций различных психологических подходов; - основные положения педагогической психологии; - стратегии и методы исследования педагогической психологии;
- экспериментальные основы организации психолого-педагогических исследований; - особенности развития педагога в процессе профессиональной деятельности; - характеристику и отличительные особенности современных направлений в обучении; уметь: - различать круг задач, которые можно решить методами педагогической психологии; - формулировать перспективы психолого-педагогического процесса с учетом закономерностей возрастного развития учеников и профессиональной деятельности учителя; - организовать систему психологического сопровождения для учеников, педагогического коллектива, администрации образовательного учреждения; иметь навыки: – работы с учебной, справочной литературой и другими источниками информации; - работы с компьютерной техникой; - оформления учебной документации; - анализа и решения проблемных ситуаций, возникающих в ходе образовательного процесса; - профессиональной рефлексии. Объем и сроки изучения курса. Курс педагогической психологии изучается в VIII семестре. Общий объем учебной дисциплины – 182 часа, они включают в себя 56 часов лекций и 40 часов практических занятий. Основные виды занятий при изучении курса. Основной формой преподнесения учебного материала по педагогической психологии является курс лекций. Это связано с тем, что курс педагогической психологии, являясь интегрированным разделом педагогики и психологии, решает довольно сложные и громоздкие задачи. Освоить эти вопросы самостоятельно, без значительной доли присутствия преподавателя в обсуждении ключевых позиций, студенту крайне сложно. Уровень сложности материала и то, что он изучается на четвертом курсе, после прохождения педагогической практики, предполагают обсуждение части проблем непосредственно на лекции. По наиболее важным темам предусмотрены практические занятия, а также самостоятельная работа студентов. На практических занятиях решаются задачи, являющиеся базовыми и ключевыми в изучаемом разделе, исследуются логические связи между ними, отрабатываются профессиональные умения, решаются проблемные вопросы.
Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении курса. Выделяемые на лекционный курс часы не позволяют полностью охватить всю тематику программы курса «Педагогическая психология». Поэтому при изучении некоторых вопросов преподавателем на лекции определяются лишь основные идеи, а также указывается литературный источник, в котором данный материал излагается в подробной и доступной форме. Изучение этих тем студентам предлагается выполнять самостоятельно. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля. Оценить качество усвоенных знаний, умений и навыков в процессе обучения помогают: - устный опрос на лекциях, практических занятиях; - проверка домашних заданий на практических занятиях; - коллоквиум (в виде выполнения тестовых заданий); - система контрольных работ аудиторных и домашних). - экзамен; - вопросы по курсу «Педагогическая психология», выносимые на государственный аттестационный экзамен. В течение семестра студенты должны сдать коллоквиум по теоретическим вопросам части курса в виде лекционной контрольной работы. Это связано со сложностью изучаемого материала. Также предполагается выполнение домашней контрольной работы, предусматривающей самостоятельную разработку студентами программы по развитию профессионально значимых способностей педагога. Аудиторные контрольные работы представлены систематизирующей работой по теме «Психология труда учителя» и итоговой тестовой контрольной работой по всему учебному материалу. В конце курса студенты сдают экзамен. На экзамене студент должен продемонстрировать основные знания и умения, предусмотренные программой. Итоговая оценка полученных знаний выставляется на экзамене. Качественная характеристика предполагает анализ уровня теоретических знаний студента, а также степень владения материалом в процессе решения проблемных ситуаций. I. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ
II. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМ
Тематика лекций
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|