Концепции обучения и их психологическое обоснование
Вопросы для рассмотрения 1. Характеристика психологии обучения как научного направления. 2. Понятие и характеристики учебной деятельности. 3. Теория учебной деятельности Д.Б. Эльконина. 4. Деятельностный и системогенетический подходы как психологическое обоснование современных концепций обучения. 5. Классификация и характеристика современных концепций обучения. 6. Группа «формирующих» теорий: ТПФУД Гальперина П.Я. 7. Группа интеллектуальных теорий: теории развивающего обучения 8. Модели активных методов обучения.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки 1. Привести пример реализации в ходе занятия метода анализа конкретных ситуаций. 2. Привести пример реализации в ходе занятия теории свободного класса. 3. Привести пример реализации в ходе занятия теории коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко. 4. Привести пример реализации в ходе занятия теории проблемного обучения.
Дополнительная литература 1. Библер В.С. Школа «Диалога культур» // Советская педагогика. - № 11, 1998. 2. Валицкая А.П. Современные стратегии образования // Педагогика. - № 2, 1997. 3. Гессен С.и. Основы педагогики. – М., 1995. 4. Мастеров Б.М. Соотношение академического и практического подходов к психологической подготовке студентов педвуза // Психологическое сопровождение специалистов в вузе. – Новосибирск, 1998. 5. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 1972. 6. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология», 033400 «Педагогика» / [Клюева Н.В. и др.] / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Практическое занятие № 16. Мотивы учения Вопросы для рассмотрения 1. Мотивы и потребности: соотношение понятий. 2. Виды мотивов: основные классификации. 3. Факторы внешней и внутренней мотивации. 4. Динамика учебно-познавательных мотивов и ее учет в процессе обучения.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки 1. Выделить основные проблемы обеспечения внутренней мотивации учения. 2. Заполнить следующую таблицу «Обеспечение внешней мотивации к учению»:
Дополнительная литература 1. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. – М., 1972. 2. Границкая А.С. Научиться думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. – М., 1991. 3. Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. – М., 1994. 4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. – М., 1986. 5. Чирков В.И. Психология мотивации деятельности достижения. – Ярославль, 1994.
Практические занятия № 17-18. Психология педагогического воздействия Вопросы для рассмотрения 1. Понятие и стратегии педагогического воздействия. 2. Виды психологического воздействия и их применение в учебном процессе. 3. Классификация приемов педагогического воздействия. 4. Понятие, функции и возможности использования педагогической оценки.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки 1. Выявить приемы создания учителем эмоционально благоприятной и эмоционально неблагоприятной атмосферы на уроке. 2. Привести примеры возможностей коррекции эмоциональной атмосферы на уроке со стороны: а) учителя; б) учеников. 3. Рассмотреть следующие классификации видов педагогической оценки: - по направленности – предметная и персональная;
- по характеру стимула – материальная и моральная; - по структурной направленности – результативные и процессуальные; - по характеру выражения – количественная и качественная. Привести примеры оценивания ответа студента на практическом занятии по каждой из представленных классификаций. 4. Проанализировать предложенные ситуации и ответить на следующие вопросы: · Какие приемы психологического воздействия и кем были применены? · Почему они оказались неэффективны? · Какие рекомендации можно дать участникам данной ситуации? Ситуации: 1) Виктор (11 класс): хорошая успеваемость, высокий интеллект, увлекается математикой и физикой. Мальчик не любит заполнять дневник. учительница запретила ему ходить на свои уроки (по русскому языку), если дневник не заполнен. Виктор перестал посещать ее занятия. Встретив его в коридоре, она повеля его к директору за прогулы. Директора на месте не оказалось. Мальчик агрессивно заявил учительнице, что не понимает ее претензий и сам будет на нее жаловаться… 2) Максим (10 класс) часто пропускает школу: утром идет к школе, но по дороге сворачивает в компьютерный клуб. За игрой забывает о школе, еде, времени. Деньги на игру Максим зарабатывает сам – родители помогли найти работу. семья финансово хорошо обеспечена. Мама Максима – женщина внешне строгая, старается контролировать сына (в основном, словесными угрозами). Иногда она использует подкуп: «Сделаешь …, получишь столько-то». В классе, где учится Максим, многие мальчики увлекаются компьютерными играми. но они не забывают об учебе. Максиму же грозит исключение из гимназии за неуспеваемость и прогулы… 3) Боря (6 класс) – способный, но не старательный. Материал усваивает быстро, но поверхностно. На геометрии он легко решает задачи, но плохо доказывает теоремы, т.к. только мельком прочитывает их перед уроком. после объяснения нового материала Борю вызвали к доске и попросили доказать только что пройденную теорему. Он быстро запутался и замолчал. Учитель вызвал более слабого ученика, который легко доказал теорему. На Борю ученики поглядывали иронично, а учительница поставила ему двойку. Он сел на место, «набычился» и отказался продолжать работу на уроке…
4. Проанализировать специфику предъявления педагогических требований по видеолекции «Техника педагогического общения».
Дополнительная литература 1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. – М., 1984. 2. Батракова С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся: Учеб.пособие. - Ярославль, 1982. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 1995. 4. Козлова И.Н. Психологические аспекты анализа урока. - Вологда, 1990. 5. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Редкол.: А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев и др. – М., 1989. 6. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека. – М., 1992. 7. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе: Учеб.пособие для спецкурса. – Пермь, 1971. 8. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. – М., 1992. 9. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.
Практические занятия № 19-20. Психология воспитания
Вопросы для рассмотрения 1. Основные понятия психологии воспитания. 2. Особенности воспитания на разных возрастных этапах. 3. Влияние семьи на воспитание личности. 4. Психологические аспекты воспитательных технологий.
Контрольные вопросы и задания для самопроверки 1. Выделить системы приемов воспитательного воздействия, характерные для определенных преподавателей. 2. Выделить системы приемов воспитательного воздействия, неприемлемые для определенных преподавателей. Почему? 3. Проанализировать различные соотношения понятий «обучение» и «воспитание» 4. Опираясь на стадии формирования личности, проанализировать, как и когда происходит освоение роли студента.
Дополнительная литература 1. Воспитательная система школы: проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. – М., 1989. 2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993. 3. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989. 4. Клюева Н.В. Психолог и семья (диагностика, консультирование, тренинг). – Ярославль, 2001.
5. Ле Шан Э. Когда ребенок сводит вас с ума. – М., 1990. 6. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М., 1999. 7. Помощь родителям в воспитании детей / Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилипцовского. – М., 1992. 8. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. – М., 1999. 9. Фромм А. азбука для родителей. – Л., 1991. 10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. – Л., 1989.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|