Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и методы педагогической психологии




Вопросы для рассмотрения

1. Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Структура педагогической психологии.

3. Методы исследования в педагогической психологии.

4. Методы воздействия в педагогической психологии.

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

1. Провести экспериментальное исследование профессионально значимых качеств личности педагога по нескольким методикам. Интерпретировать полученные данные и сформулировать психолого-педагогические рекомендации.

2. Используя результаты предыдущего задания, выявить общегрупповые тенденции. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации преподавателям и студентам высшего учебного заведения.

3. Определить методы воздействия в педагогической психологии. привести примеры.

Дополнительная литература

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М., 1998.

2. Вербицкий А.А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как новой ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. – М., 1992.

3. Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. – М., 1982.

4. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1995.

 

Практические занятия № 3-4.

Роль психологии в развитии образования

Вопросы для рассмотрения

1. Понятие и принципы построения педагогической концепции.

2. Отличительные признаки педагогических концепций и их характеристика.

3. Сравнительный анализ когнитивно-ориентированной и личностно-ориентированной концепции образовательного процесса.

4. Современная трактовка понятия «образование»

5. Направление деятельности психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

1. Разработать и психологически обосновать собственную педагогическую концепцию подготовки старшеклассников к роли абитуриента (или подготовки абитуриентов к роли студента). При этом указать: цели, содержание преподаваемого материала и формы его преподавания.

2. Проанализировать основные виды деятельности психолога по сопровождению образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекция). Привести примеры мероприятий, организуемых психологом по каждому из направлений.

3. Проанализировать разработанные в предыдущем задании мероприятия, выявить их комплексный характер (относительно видов деятельности психолога).

 

Дополнительная литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

2. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. - № 1, 1996.

3. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. -1991.-Т. 12.- №6.

4. Валицкая А.П. Современные стратегии образования // Педагогика. - № 2, 1997.

5. Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. - № 5, 1997.

6. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход: В 2 т. Дубна, 1997.

7. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. – М., 1993.

8. Философско-психологические проблемы развития образования. – М., 1981.

Практические занятия №5-6.

Психология педагогической деятельности

 

Вопросы для рассмотрения

1. Понятие и характеристики педагогической деятельности.

2. Педагогическая направленность: понятие и виды.

3. Педагогическая компетентность.

4. Педагогическая гибкость (интеллектуальная, эмоциональная, поведенческая).

5. Понятие «эффективность труда учителя» и подходы к ее оценке.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

1. Провести сравнительный анализ характеристик педагогической деятельности, выявить соотношение данных понятий.

2. Выделить (самостоятельно разработать) критерии оценки эффективности труда учителя. Обосновать свою точку зрения.

3. По разработанным в предыдущем задании критериям предложить примеры из школьной практики, где указанный критерий проявился бы на высоком или низком уровнях.

4. Разработать упражнения на развитие педагогической гибкости.

 

Дополнительная литература

1. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

3. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998

4. Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1990.

 

Практические занятия № 7-8.

Пути совершенствования психологической подготовки учителя

Вопросы для рассмотрения

1. Основные направления совершенствования профессиональной подготовки педагога.

2. Понятие и виды профессиональных педагогических компетенций.

3. Роль обучения в вузе в выработке профессиональных компетенций учителя.

4. Возможности рефлексивной психологии в работе с педагогами.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

1. Проанализировать свой опыт обучения в вузе и выделить профессиональные компетенции, которые уже сформированы и используются в процессе обучения.

2. Выделить профессиональные компетенции, которые не могут быть сформированы в процессе обучения в вузе, а формируются лишь в процессе непосредственно профессиональной деятельности. Назвать причины такого феномена.

3. Опираясь на результаты предыдущего задания, предложить психолого-педагогические рекомендации преподавателям по формированию профессиональных компетенций.

 

Дополнительная литература

1. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. - № 4, 1996.

2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 250 с.

3. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам? // Вопросы психологии. - № 2, 1998.

4. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

6. Мастеров Б.М. Соотношение академического и практического подходов к психологической подготовке студентов педвуза // Психологическое сопровождение специалистов в вузе. – Новосибирск, 1998.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998

8. Мышление учителя / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. – М., 1990

Практические занятия № 9-13.

Психологическое сопровождение профессионального

Становления педагога

Вопросы для рассмотрения

1. Профессиональное становление педагога: стадии и кризисы.

2. Психологическое сопровождение деятельности педагога.

3. Специфические методы работы психолога с педагогами: индивидуальные и групповые.

4. Диагностика и развитие педагогических способностей.

5. Психология педагогического коллектива.

6. Работа психолога по обеспечению хорошего психологического климата в коллективе и рабочего настроя.

 

Контрольные вопросы и задания для самопроверки

1. Разработать психолого-педагогические рекомендации для администрации образовательного учреждения по поддержанию благоприятного эмоционального климата в педагогическом коллективе.

2. В микрогруппах разработать и представить на защиту проекты развития следующих групп педагогических способностей (по классификации Кузьминой Н.В.):

· чувство объекта;

· чувство меры или такта;

· чувство причастности;

· гностическая чувствительность;

· проектировочная чувствительность;

· конструктивная чувствительность;

· коммуникативная чувствительность;

· организаторская чувствительность.

Каждый проект должен быть представлен по следующему плану:

1) Профессиональные умения и навыки, которые развиваются у учителя с хорошо развитой группой способностей.

2) Трудности в профессиональной деятельности, которые испытывает учитель с низким уровнем развития данной группы способностей.

3) Упражнения и психолого-педагогические рекомендации по целенаправленному развитию педагогических способностей.

Защита проектов происходит во время семинарских занятий и оценивается с различных позиций самими студентами.

3. Оценить качество представленных проектов по следующим критериям:

· Потенциальный клиент (т.е. педагог, имеющий дефицитный уровень соответствующей способности): насколько убедительны авторы; понятны и просты в использовании предлагаемые методики и упражнения; имеют ли предлагаемые рекомендации выход на практическую профессиональную деятельность

· Представитель администрации образовательного учреждения (у него большинство работников имеют заявленные проблемы): насколько данная программа убедительно построена и применима ли она в массовом порядке

· Журналист – оценивает привлекательность всей процедуры защиты проекта в целом – как потенциально рекламное сообщение

· Методист: насколько новы, нужны и интересны именно эти упражнения; насколько удобен способ подачи информации; понятны и просты в использовании предлагаемые методики и упражнения

· Тренер: вызывают ли Ваши коллеги (тренера) доверие в плане опыта и профессионализма; не настораживают ли некоторые проявления их личностных качеств во время доклада и упражнений.

· Участник: есть ли реальные теоретические знания или практические умения, которые может дать предложенная система упражнений; насколько тактично и корректно ведут себя тренера; есть ли возможность обратной связи с тренерами и другими участниками

· Организатор: насколько психологически комфортны условия тренинга или семинара; насколько увлечены участники (если не очень, то почему?)

4. Проанализировать свою работу во время защиты проекта по представленным выше критериям.

Дополнительная литература

1. Варламова Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования // Вопросы психологии. - № 4, 1996.

2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 415 с

3. Климов Е.А. Какую психологию и как преподавать будущим педагогам? // Вопросы психологии. - № 2, 1998.

4. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – СПб., 1993.

5. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

6. Мастеров Б.М. Соотношение академического и практического подходов к психологической подготовке студентов педвуза // Психологическое сопровождение специалистов в вузе. – Новосибирск, 1998.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М., 1998

8. Основы педагогического мастерства /Под ред. И.А.Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

9. Педагогика и психология высшей школы /Отв. Редактор М.В.Буланова-Топоркова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 544 с.

 

Практические занятия № 14-15.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...