Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятые в учебном пособии аббревиатуры




Принятые в учебном пособии аббревиатуры

БАВ - биологически активные вещества;
БАД - биологически активные добавки к пище;
БЭН - белково-энергетическая недостаточность;
Госсанэпиднадзор - Государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
ДНК - дезоксирибонуклеиновая кислота;
ЖКТ - желудочно-кишечный тракт;
ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения;
ЖК - жирная кислота;
ЗВУТ - заболеваемость с временной утратой трудоспособности;
ИБС - ишемическая болезнь сердца;
КФА - коэффициент физической активности;
ЛПВП - липопротеиды высокой плотности;
ЛПНП - липопротеиды низкой плотности;
ЛПО - лечебно-профилактическая организация;
МТ - масса тела;
НЖК - насыщенные жирные кислоты;
ОХС - общий холестерин;
ПНЖК - полиненасыщенные жирные кислоты;
ПЭВМ - персональная электронно-вычислительная машина;
Р - Руководство;
РАМН - Российская академия медицинских наук;
Роспотребнадзор - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
СанПиН - санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
СК - сыворотка крови;
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт;
ЦНС - центральная нервная система;
ЧСС - частота сердечных сокращений.
ЭЦ - энергетическая ценность.

Введение

Необходимость разработки данной версии методического обеспечения практической подготовки студентов, обучающихся по специальности Медико-профилактическое дело, обусловлена следующими формальными и неформальными положениями.

1) Новые требования к содержанию и задачам подготовки специалистов по указанной выше специальности, предъявляемые соответствующим ФГОС, в частности, определяемые компетенциями, которыми должен владеть будущий специалист профилактической медицины.

2) Признание мировым медицинским сообществом алиментарного фактора в качестве приоритетного в формировании уровня общественного здоровья, в распространении и структуре заболеваний населения.

3) Высокая актуальность результатов изучения питания различных групп населения, являющихся необходимым базисом для реализации мероприятий по оптимизации питания населения.

4) Развитие новых разделов науки о питании, вносящих существенные коррективы в методологию изучения и анализа состояния питания населения (нутригеномика, нутригенетика, нутриметаболомика, протеомика и др. ), а также методологии оценки пищевого статуса (биоимпендансометрия и др. ).

5) Отсутствие в методическом обеспечении подготовки студентов по специальности Медико-профилактическое дело полноценного дидактического материала, который бы способствовал усвоению спектра методических приёмов изучения различных показателей, характеризующих состояние питания населения на групповом и индивидуальном уровнях с использованием современной методологии.

6) В имеющиеся учебные информационные источники не включены материалы, отражающие сущность ряда важных методических документов по различным аспектам изучения питания населения.

7) Отсутствие в имеющихся дидактических материалах должной системности в их представлении, разнородная информационная база по одним и тем же методам и методикам изучения состояния питания населения.

При подготовке учебного пособия составитель стремился к тому, чтобы информацию, имеющуюся по методологии изучения питания различных групп населения, представить, как можно более кратко, без детализации, так как многолетний опыт показывает, что перегрузка дидактического материала информацией, как правило, приводит к снижению усвоения этого материала студентами.

Конкретные методологические аспекты изучения питания населения базируются на некоторых теоретических и классификационных положениях. В связи с этим, в учебном пособии приводятся отдельные материалы, с современных позиций отражающие указанные положения. В частности, в разделе, в котором представлены методические приёмы изучения связи заболеваний и нарушений с характером питания, приводится современная классификация заболеваний и нарушений, ассоциируемых с алиментарным фактором.

Не менее важным в методологии изучения питания населения является нормирование химического состава и энергетической ценности рационов питания, которому в методическом документе уделено большое внимание.

Значительное место в учебном пособии уделяется методическим приёмам определения и оценки пищевого статуса, что обусловлено распространённой ошибкой при изучения питания населения, состоящей в том, что заключение о состоянии питания индивидуума или группы населения формируется исключительно на основе результатов изучения состояния фактического питания. Между тем, только сведения о пищевом статусе вкупе с данными, характеризующими фактическое питание, могут обеспечить полную объективность заключения.

Для освоения темы учебного пособия необходима определённая подготовка студентов по ряду предшествующих учебных дисциплин – биохимии, физиологии человека и некоторых других. Эта подготовка в полной мере обеспечивается рациональным алгоритмом следования отдельных дисциплин, их преемственностью, представленным в ФГОС. Без указанной базисной подготовки, освоение темы не только затруднительно, но и практически невозможно.

Представляемое учебное пособие является в основном самодостаточным. То есть, для освоения основного содержания темы отсутствует необходимость в дополнительных (вспомогательных) материалах и каких-либо источников. Однако имеют место исключения:

- для учебных расчётов пищевой ценности рационов питания в процессе решения ситуационных задач необходимы «Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: справочник» издания 2011 года (объём этих таблиц не позволяет включить их в учебное пособие даже в качестве приложений, а для работы необходимо всё издание);

- в плане технического обеспечения учебных занятий необходима компьютерная версия калькулятора с возможностью переключения его на инженерный вид, или специальный калькулятор с необходимыми для расчётов функциями; необходимость данной версии калькулятора обусловлена, во-первых, отсутствием у большинства студентов этой версии калькулятора в мобильных телефонах, а во-вторых, с необходимостью возведения чисел в дробную степень при решении отдельных ситуационных задач учебного пособия.

Следует указать, что в учебном пособии представлены типовые задачи с эталонами их решения. Для эффективной учебной аудиторной и внеаудиторной работы студентов на основе этих типовых задач представляется возможность создания необходимого количества вариантов.

При формировании содержания учебного пособия учитывался тот факт, что понятийный аппарат или базис является основой основ изучения любого раздела гигиенической науки и практики. Речь идет, прежде всего, о терминологии, знание которой представляет собой основу для усвоения дидактического материала. Методические аспекты изучения состояния питания различных групп населения в данном плане – не исключение. В связи с этим, в приложении 1 представлен краткий понятийный аппарат (основные понятия и термины в области методологии гигиенической оценки питания населения).

Для удобства пользователей в приложениях 2 и 3 приводятся указатели таблиц и рисунков.

Таким образом, учебное пособие подготовлено с целью повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов профилактической медицины по актуальной проблеме обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оно призвано обеспечить студентов основным дидактическим базисом для освоения важных компетенций соответствующего ФГОС.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...