Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
ГЛАВА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА § 1. Организация занятости и трудоустройства населения в России. Вступление России в рыночные отношения означало неизбежный переход и к рынку труда. В условиях свободы труда и запрета принуждения к труду рабочая сила становится товаром, а это предполагает более справедливую оплату труда тех работников, кто действительно трудится. В то же время работники, рабочая сила которых перестает пользоваться спросом на рынке труда, становятся безработными. В России проблема безработицы начинает привлекать к себе внимание в начале 90-х годов. Так за Основным нормативно-правовым актом в данной сфере правового регулирования является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (далее -Закон о занятости), подробная характеристика которого будет дана ниже. Важным источником норм о занятости и трудоустройстве является также Трудовой кодекс РФ. В нем, в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде (КЗоТ РФ), нет специальной главы об обеспечении занятости населения. Однако нормы, регулирующие данные отношения, содержатся в других разделах ТК РФ (например, в гл. 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора», разделе IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» и др. ). Кроме того, отношения занятости и трудоустройства регулируются иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством субъектов РФ.
Важнейшим условием эффективного правового регулирования занятости и трудоустройства является разработка государственной политики содействия занятости населения и закрепление ее основ в нормах законодательства. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, осуществление иных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы этой политики, в том числе государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет федеральные целевые программы содействия занятости населения. Немаловажную роль в нормативно-правовом обеспечении государственной политики содействия занятости и трудоустройству играет определение Законом о занятости основных юридических понятий, таких как «занятость», «занятые граждане», «подходящая и неподходящая работа», «безработный гражданин» и др.
Понятие и формы занятости. Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости - это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми. Занятыми считаются граждане: • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных; • в занимающиеся предпринимательской деятельностью; • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; • в выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам; • являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); • в избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; • в проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; • проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения; • временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др. ); • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества - общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов. Все остальные граждане считаются незанятыми. Незанятое население в обществе есть всегда. Его образуют не только лица, ищущие работу, но и не желающие трудиться. Важно подчеркнуть, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Это связано с тем, что согласно Конституции РФ и трудовому законодательству России каждому гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Наряду с основными понятиями (некоторые из них будут рассмотрены ниже) Закон о занятости закрепляет основные права граждан и гарантии государства в области занятости.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|