Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства




ГЛАВА 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА

§ 1. Организация занятости и трудоустройства населения в России.

Вступление России в рыночные отношения означало неиз­бежный переход и к рынку труда. В условиях свободы труда и за­прета принуждения к труду рабочая сила становится товаром, а это предполагает более справедливую оплату труда тех работ­ников, кто действительно трудится. В то же время работники, ра­бочая сила которых перестает пользоваться спросом на рынке труда, становятся безработными. В России проблема безработицы начинает привлекать к себе внимание в начале 90-х годов. Так за
1993 год численность работников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, воз­ росла по сравнению с 1992 годом в 2, 3 раза и к началу 1994 года
достигла 4 млн. человек; численность официально зарегистриро­ванных безработных за этот же период возросла в 1, 4 раза и со­ставила на начало 1994 года 835 тыс. человек. 1 Появление в России безработицы и ее рост вызвали необходимость правового регули­рования отношений занятости и трудоустройства.

Основным нормативно-правовым актом в данной сфере правового регулирования является

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (далее -Закон о занятости), подробная характеристика которого будет да­на ниже. Важным источником норм о занятости и трудоустройст­ве является также Трудовой кодекс РФ. В нем, в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде (КЗоТ РФ), нет специаль­ной главы об обеспечении занятости населения. Однако нормы, регулирующие данные отношения, содержатся в других разделах ТК РФ (например, в гл. 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора», разделе IX «Про­фессиональная подготовка, переподготовка и повышение квали­фикации работников» и др. ). Кроме того, отношения занятости и трудоустройства регулируются иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством субъектов РФ.

Важнейшим условием эффективного правового регулирова­ния занятости и трудоустройства является разработка государст­венной политики содействия занятости населения и закрепление ее основ в нормах законодательства. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и сокра­щение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, осуществление иных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы этой политики, в том числе государст­венные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безрабо­тицы. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет феде­ральные целевые программы содействия занятости населения.

Немаловажную роль в нормативно-правовом обеспечении государственной политики содействия занятости и трудоустрой­ству играет определение Законом о занятости основных юридиче­ских понятий, таких как «занятость», «занятые граждане», «подхо­дящая и неподходящая работа», «безработный гражданин» и др.

 

Понятие и формы занятости.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противореча­щая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости - это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми. Занятыми считаются граждане:

• работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо непол­ного рабочего времени, а также имеющие иную оплачивае­мую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуют­ся специально для безработных;

• в занимающиеся предпринимательской деятельностью;

• занятые в подсобных промыслах и реализующие продук­цию по договорам;

• в выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;

• являющиеся членами производственных кооперативов (ар­телей);

• в избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую должность;

• в проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполни­тельной системы;

• проходящие очный курс обучения в образовательных уч­реждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обуче­ние по направлению службы занятости населения;

• временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, пере­подготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подго­товкой к военной службе, исполнением других государст­венных обязанностей и др. );

• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества - общественных и религи­озных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми. Незанятое население в обществе есть всегда. Его образуют не только лица, ищущие работу, но и не желающие трудиться. Важно подчерк­нуть, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Это связано с тем, что согласно Конституции РФ и трудовому законо­дательству России каждому гражданину принадлежит исключи­тельное право распоряжаться своими способностями к производи­тельному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Наряду с основными понятиями (некоторые из них будут рассмотрены ниже) Закон о занятости закрепляет основные права граждан и гарантии государства в области занятости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...