Совместная работа логопеда и воспитателя в группах детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Совместная работа логопеда и воспитателя в группах детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с ОНР стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов. Воздействие воспитателя должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание необходимо уделять развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления), внимания, памяти, что создает необходимые предпосылки для формирования речи. Воспитатель должен помочь ребенку овладеть всеми видами деятельности, которая предусмотрена программой массового детского сада. Направления работы воспитателя будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего недоразвития речи. Создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, воспитание адекватного отношения детей к окружающим, правильного поведения в коллективе, а также развитие этических и нравственных представлений детей - важнейшие задачи воспитателя. Он обязан быть внимательным к психическому состоянию ребенка, отмечать на каждом занятии все положительные изменения. Каждое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения от успехов, которые он делает. Фиксация на успехах не только мотивирует ребенка к дальнейшим занятиям, но и способствует появлению уверенности в своих силах. Благодаря этому происходит постепенная перестройка отношения ребенка к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми первого уровня речевого развития
В работе с дошкольниками, имеющими первый уровень речевого развития, основной контингент которых представляют дети 3-4-летнего возраста, главными задачами воспитателя следует считать: — формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание; — развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний; — обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов; — развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении. Занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 человека). Ведущая форма занятий — игра. Это помогает сформировать мотивационную основу речи. Занятия первого периода обучения (сентябрь-ноябрь) должны быть насыщены невербальными заданиями: игры с пирамидками, мячами, шариками, игрушками. Игры-упражнения направлены на развитие внимания, дифференциацию предметов по цвету, форме, величине, дифференциацию действий и их признаков. Обязательное условие в коррекционно-воспитательном воздействии - многократное повторение одного и того же слова, фразы, предложения. Эмоциональный контакт между неговорящим ребенком и воспитателем обеспечивает успех работы. Укажем направления, в которых ведется коррекционно-воспитательная работа. Развитие понимания речи. На занятиях в ходе режимных моментов дети усваивают определенные знания об окружающих предметах и явлениях. На полученных представлениях основана работа по расширению понимания конкретных слов и выражений.
Воспитатель может решать эти задачи с помощью следующих приемов обучения детей: показ и рассматривание игрушки, предмета, явления окружающего мира и его называние; выполнение поручений детьми; показ картинок; наблюдения. Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только действиями, но и словами. Чтобы ребенок вместо мимики и жеста мог употребить слово, педагог может использовать специальные приемы для активизации его речи: внезапно убрать и снова показать предмет; побуждать отвечать на вопросы: Кто это? Что это? Кто спрятался? и т. д.; отраженное и совместное проговаривание слова; договаривание знакомых слов; предъявление речевого образца. На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи детям предлагается запомнить, как называются: их игрушки; части тела (голова, ноги, руки, нос, рот, уши)-, предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т. д. ); предметы туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, расческа); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка)] отдельные предметы и явления окружающей его жизни (цветы, дом, машина, трава, земля, солнце, вода)-, названия животных, которых ребенок часто видит. Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (сидит, стоит, ест, спит, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, подметает, копает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, рисует, несет). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди и которые он неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, шьет, гладит и т. д. ). У детей с ОНР пассивный глагольный словарь по своему объему значительно меньше предметного словаря, поэтому необходимо как можно раньше начинать обучать их понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий. Используя ситуативные моменты режимных процессов, игры, прогулки и т. д., воспитатель должен называть предметы, которые ребенок берет в руки, действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, те ощущения, которые испытывает ребенок.
Педагог должен говорить короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Важно, чтобы одни и те же словосочетания повторялись воспитателем по 2-3 раза, а слова употреблялись в разных грамматических формах. Речь взрослых — средство регуляции детской деятельности. Она может как ограничивать действия детей («Нельзя! »), так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями («Будем одеваться на прогулку» — «Оделись на прогулку» — «Раздеваемся»). Постепенно словосочетания усложняются. Адекватное выполнение заданий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Необходимо поддерживать у детей интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, к самим взрослым и на основе устойчивого интереса совершенствовать восприятие более сложных образцов речи, в том числе и различных вариантов предложений. Вся речь воспитателя должна быть насыщена вопросами, которые нацелены на побуждение ребенка к общению со взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицания, звукоподражания, слоги, слова и т. д. ). На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходят обогащение словарного запаса ребенка и уточнение лексических и грамматических значений слов. Видимый предмет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновременно и воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете. Развитие самостоятельной речи. Начинать работу по активизации лексического запаса у детей необходимо с создания потребности подражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются как отраженное проговаривание в обстановке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. Воспитатель должен создать такую игровую ситуацию, в которой у ребенка появятся звуковые комплексы или лепетные слова (подражание крикам животных, шуму и т. д. ). При этом не ставится задача правильного звукового оформления. Любая речевая реакция поощряется.
Процесс речевого подражания должен быть тесно связан с практической деятельностью, игрой, наглядной ситуацией. Упражнения проводятся не только на занятиях воспитателя, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий и т. д. при обязательном условии хорошего эмоционального контакта с ребенком, при наличии устойчивого произвольного внимания. По мере развития речевой активности следует постепенно отказываться от звукоподражаний и учить детей правильно называть предметы окружающего мира (машина вместо «би-би» и т. д. ). Необходимо учить детей пользоваться побудительной формой речи: выражать просьбу одним словом (дай, пойдем), затем словосочетанием (дай машину и т. д. ) и предложением. Речевое общение должно развиваться сначала через отраженную побудительную речь, а затем через самостоятельную. На основе развития интереса к окружающим предметам надо учить детей обращенной речи в форме простых вопросов: Кто это? Куда положил? и т. д. При этом допустимо обращение к взрослым на ты. По мере усвоения речевых средств необходимо обучать детей использованию их в других обстоятельствах. Например, при изучении темы «Фрукты» дети знакомятся со словами зеленый, круглый, большой, маленький. Дальнейшее уточнение значений этих слов осуществляется при изучении темы «Овощи». В рамках изучения других тем происходит широкая активизация данного ряда слов. Формирование самостоятельной речи связано не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Дети с трудом овладевают согласованием слов в роде, числе, падеже, выражаемым их окончаниями; употреблением слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и приставками; образованием новых слов и т. д. Во втором периоде обучения (декабрь - март) на занятиях воспитателя особое внимание уделяется развитию у детей умения употреблять в самостоятельной речи слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме, грамматические формы единственного и множественного числа, существительные в сочетании со словом «много»; правильно передавать слоговую структуру двух- и трехсложных слов; активно пользоваться имеющимся словарем. На общеобразовательных занятиях педагог закрепляет речевые навыки и умения, полученные детьми на логопедических занятиях. В процессе третьего периода обучения (апрель-июнь) детей с первым уровнем речевого развития воспитатель продолжает работу по расширению объема предложения. Как можно раньше на занятиях по развитию речи следует начинать заучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. При этом необходимо убедиться, что ребенок понимает содержание стихотворений, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|